Версия для печати
Ошибочные аргументы Конституционного суда РФ, приведённые в определении от 08.04.2004 г. № 169-О
Конституционный суд восьмого апреля две тысячи четвёртого года принял определение № 169-О, которое стало доступным для общественности в июле 2004 г.
В указанном определении КС РФ сделал несколько выводов, которыми, фактически ввёл новые нормы в действующее законодательство о налогах и сборах, в частности в главу 21 НК РФ «О налоге на добавленную стоимость» - установил признаки, которые характеризуют понятие « фактически уплаченные поставщикам суммы налога».
Ниже приводятся сделанные КС РФ выводы.
- Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств . (Принцип первый – при оплате должно использоваться собственное имущество – признак использования собственного имущества).
- При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг) . (Принцип второй – оплата должна производиться только средствами, полученными по возмездным сделкам, включая реализацию – признак реальности затрат).
- В случае если имущество, приобретенное налогоплательщиком по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщикам в счет оплаты начисленных сумм налога и принятия этих сумм к вычету налогоплательщиком не оплачено или оплачено не полностью, то принимаемая к вычету сумма налога - в силу требования о необходимости реальных затрат на оплату начисленных сумм налога - должна исчисляться соответственно той доле, в какой налогоплательщиком оплачено переданное имущество. – Конкретизируется второй принцип.
- Передача поставщику за приобретенные товары (работы, услуги) имущества, ранее полученного налогоплательщиком безвозмездно, также не порождает у налогоплательщика права на налоговый вычет, поскольку такая форма оплаты не отвечает требованию о необходимости реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных поставщиком сумм налога. – Конкретизируется второй принцип.
- Аналогичным образом передача собственных денежных сре дств пр иобретает характер реальных затрат в том случае, если эти денежные средства ранее были получены налогоплательщиком в счет оплаты реализованных (проданных) им товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иного собственного имущества, ценных бумаг и имущественных прав. – Конкретизируется второй принцип.
- Что касается оплаты начисленных поставщиками сумм налога с помощью имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то, несмотря на факт отчуждения налогоплательщиком-заемщиком в оплату начисленных поставщиками сумм налога заемного имущества (в том числе заемных денежных средств и заемных ценных бумаг), в этом случае передача имущества начинает отвечать второму, более важному обязательному признаку, позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, а именно признаку реальности затрат, только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа. – Конкретизируется второй принцип. Также в этом выводе КС делает предпочтение, указывая, что более важным из двух признаков является признак реальности затрат.
Принимая определение 169-О, КС РФ, должен был исходить из того, что «… требования заявителя сводятся к более полному раскрытию и уточнению понятия фактически уплаченных сумм налога при формах расчетов, не влекущих движение денежных средств» (пункт 3 определения).
В подтверждение КС РФ указывает на то, что он «…уже обращался к вопросу об использовании налогоплательщиками различных форм расчетов (как влекущих движение денежных средств, так и являющихся неденежными ). В Постановлении от 20 февраля 2001 года Конституционный суд подчеркнул, что под фактически уплаченными поставщикам суммами налога на добавленную стоимость подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога» .
Действительно, КС РФ в постановлении от 20.02.2001 г. № 3-П исследовал вопрос о реальности понесённых налогоплательщиком затрат на оплату сумм НДС поставщикам. Но тогда под «реально понесёнными затратами» понимались именно фактически уплаченные суммы, и никаких выводов относительно характера произведённых затрат и источников происхождения имущества налогоплательщика сделано не было и не могло быть, поскольку суть требований заявителя в том деле состояла в следующем:
«В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО “Востокнефтересурс” утверждает, что положение о фактически уплаченных поставщикам суммах налога на добавленную стоимость, содержащееся в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 7 Федерального закона “О налоге на добавленную стоимость”, в силу своей двусмысленности, неясности и недостаточной определенности может трактоваться двояко — как подразумевающее возможность уплаты налога с использованием различных форм расчета либо только денежными средствами, что позволяет правоприменителю не приравнивать к оплате денежными средствами в безналичной форме взаимозачет (расчеты при бартерных сделках и зачеты встречных требований, т.е. без фактического движения денежных средств) для исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате как покупателем, так и продавцом.
По мнению заявителя, данное положение — по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, — при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей внесению в бюджет, препятствует исключению из расчета сумм налога, уплаченных поставщикам товаров и материальных ресурсов при неденежных формах расчета, что ведет к неравному налогообложению лиц, находящихся в равном экономическом положении, нарушает равенство перед законом и судом, свободу экономической деятельности, право собственности и потому не соответствует статьям 19, 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации».
Наверх