Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Об истребовании документов при проведении налоговой проверки



Одним из моментов рассмотрения вопроса о злоупотреблении правом налоговым органом при проведении налоговых проверок являются требования о представлении документов для проведения камеральных проверок.

Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено понятие камеральной проверки.

Так, в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ, проверка налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, представленных налогоплательщиком, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводится по месту нахождения налогового органа и относится к категории камеральной проверки.

Данной статьей установлено, что при выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этих фактах налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием в установленный срок внести соответствующие исправления.

Казалось бы, законодатель четко и ясно установил правила проведения камеральной проверки, не допускающие возможности каких-либо нарушений, как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа. Однако в реальной жизни зачастую требования Налогового Кодекса в части соблюдения прав налогоплательщика остаются регламентированными только на бумаге и реальными являются только обязанности налогоплательщика, зато права налогового органа ставятся на первое место, а про свои обязанности налоговый орган просто «забывает».

Налогоплательщик, сдавая налоговые декларации, в зависимости от вида налога, прилагает к ним пакет документов, установленный Налоговым Кодексом РФ. Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления декларации проводит камеральную проверку, и тут начинается злоупотребление правом. Фактически не проверяя декларацию, не сопоставляя указанные в ней данные с данными, изложенными в представленных документах, как это требует закон, налоговый орган направляет требование о представлении дополнительных документов.

Действительно, статья 31 Налогового Кодекса РФ предоставляет налоговому органу право требовать от налогоплательщика представления документов, которые подтверждают правильность исчисления налогов. Да и абзац 4 статьи 88, пункт 1 статьи 93 Налогового Кодекса РФ предоставляют право истребования дополнительных сведений и документов.

Однако в Налоговом Кодексе РФ не установлено - в каких случаях налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы, и перечень этих документов.

Учитывая требования абзаца 3 статьи 88 НК РФ, дополнительные документы у налогоплательщика могут быть запрошены в том случае, если установлены ошибки или противоречия в представленных документах. Налогоплательщику направлено требование о внесении исправлений и после внесения соответствующих исправлений, налогоплательщик представляет документы, подтверждающие это, что и будет являться дополнительными документами.

Запрашивая документы, налоговый орган устанавливает срок их представления без учета объема запрашиваемых документов. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 93 НК РФ налогоплательщик обязан направить или выдать налоговому органу заверенные надлежащим образом копии документов. Учитывая сжатые сроки представления документов, налогоплательщик не может их представить в установленный срок, и в результате для него возникают неблагоприятные последствия в виде наложения штрафа.

Налоговый орган, запрашивая документы, может их уже иметь у себя, так как учитывая длительные договорные отношения налогоплательщика с контрагентами, многочисленные проверки, они уже представлялись, к примеру, с налоговой декларацией за какой-то определенный период, но все равно данный документ будет запрошен.

Налогоплательщик в лице его должностных лиц в течение трех месяцев с момента представления декларации и дополнительно запрошенных документов чувствует себя потенциальным нарушителем, так как, если будут выявлены какие то расхождения, то вместо получения требования об их устранении от налогового органа будет получено решение о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налогов.

Хотя Налоговый Кодекс РФ и не устанавливает для налогового органа обязанности составления акта проверки по результатам проведения камеральной проверки, налогоплательщик в обязательном порядке должен быть приглашен в налоговый орган, когда будет выноситься решение о привлечении его к ответственности, что будет являться соблюдением его конституционного права, дать пояснения по существу нарушения и знать, за что он наказан, а не узнавать о выявленном нарушении и наличии решения о привлечении к ответственности, получив заказное письмо с уведомлением о вручении.

Аблялимова Галина Михайловна,
Руководитель службы правового сопровождения
антикризисного управления

Наверх
Афоризмы

Георг Кристоф ЛихтенбергСледует признать, что этот человек прав, но не по тем законам, которым решили повиноваться во всем мире.

Георг Кристоф Лихтенберг,
немецкий писатель, ученый (1742-1799 гг.)

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»