Об истребовании документов при проведении налоговой проверки
Одним из моментов рассмотрения вопроса о злоупотреблении правом налоговым органом при проведении налоговых проверок являются требования о представлении документов для проведения камеральных проверок.
Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено понятие камеральной проверки.
Так, в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ, проверка налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, представленных налогоплательщиком, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводится по месту нахождения налогового органа и относится к категории камеральной проверки.
Данной статьей установлено, что при выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этих фактах налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием в установленный срок внести соответствующие исправления.
Казалось бы, законодатель четко и ясно установил правила проведения камеральной проверки, не допускающие возможности каких-либо нарушений, как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа. Однако в реальной жизни зачастую требования Налогового Кодекса в части соблюдения прав налогоплательщика остаются регламентированными только на бумаге и реальными являются только обязанности налогоплательщика, зато права налогового органа ставятся на первое место, а про свои обязанности налоговый орган просто «забывает».
Налогоплательщик, сдавая налоговые декларации, в зависимости от вида налога, прилагает к ним пакет документов, установленный Налоговым Кодексом РФ. Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления декларации проводит камеральную проверку, и тут начинается злоупотребление правом. Фактически не проверяя декларацию, не сопоставляя указанные в ней данные с данными, изложенными в представленных документах, как это требует закон, налоговый орган направляет требование о представлении дополнительных документов.
Действительно, статья 31 Налогового Кодекса РФ предоставляет налоговому органу право требовать от налогоплательщика представления документов, которые подтверждают правильность исчисления налогов. Да и абзац 4 статьи 88, пункт 1 статьи 93 Налогового Кодекса РФ предоставляют право истребования дополнительных сведений и документов.
Однако в Налоговом Кодексе РФ не установлено - в каких случаях налоговый орган вправе истребовать дополнительные документы, и перечень этих документов.
Учитывая требования абзаца 3 статьи 88 НК РФ, дополнительные документы у налогоплательщика могут быть запрошены в том случае, если установлены ошибки или противоречия в представленных документах. Налогоплательщику направлено требование о внесении исправлений и после внесения соответствующих исправлений, налогоплательщик представляет документы, подтверждающие это, что и будет являться дополнительными документами.
Запрашивая документы, налоговый орган устанавливает срок их представления без учета объема запрашиваемых документов. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 93 НК РФ налогоплательщик обязан направить или выдать налоговому органу заверенные надлежащим образом копии документов. Учитывая сжатые сроки представления документов, налогоплательщик не может их представить в установленный срок, и в результате для него возникают неблагоприятные последствия в виде наложения штрафа.
Налоговый орган, запрашивая документы, может их уже иметь у себя, так как учитывая длительные договорные отношения налогоплательщика с контрагентами, многочисленные проверки, они уже представлялись, к примеру, с налоговой декларацией за какой-то определенный период, но все равно данный документ будет запрошен.
Налогоплательщик в лице его должностных лиц в течение трех месяцев с момента представления декларации и дополнительно запрошенных документов чувствует себя потенциальным нарушителем, так как, если будут выявлены какие то расхождения, то вместо получения требования об их устранении от налогового органа будет получено решение о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налогов.
Хотя Налоговый Кодекс РФ и не устанавливает для налогового органа обязанности составления акта проверки по результатам проведения камеральной проверки, налогоплательщик в обязательном порядке должен быть приглашен в налоговый орган, когда будет выноситься решение о привлечении его к ответственности, что будет являться соблюдением его конституционного права, дать пояснения по существу нарушения и знать, за что он наказан, а не узнавать о выявленном нарушении и наличии решения о привлечении к ответственности, получив заказное письмо с уведомлением о вручении.
Аблялимова Галина Михайловна,
Руководитель службы правового сопровождения
антикризисного управления
Наверх