Версия для печати
Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ (Консультант)
(перейти к началу статьи >>)
Ненаступившая ответственность
Дополнен перечень случаев, в которых фирма не несет ответственности за налоговое нарушение (проще говоря, ее не могут оштрафовать). Сейчас их три. Так, ответственности можно избежать, если нарушение возникло:
- из-за стихийного бедствия или другого обстоятельства непреодолимой силы;
- из-за болезненного состояния, в результате которого человек не мог руководить своими действиями (это положение относится только к физическим лицам);
- из-за выполнения письменного разъяснения налогового ведомства. Кстати, данный пункт кодекса значительно изменился, но об этом мы расскажем позже.
С 1 января 2007 года в этом перечне появится и четвертый пункт. От штрафа фирму избавят и любые другие обстоятельства, которые могут быть признаны либо судом, либо налоговой службой как исключающие ответственность. Перечня таких обстоятельств в кодексе нет. Значит, все это остается на усмотрение упомянутых ведомств. Отметим, что подобная норма была (и осталась) в статье 112 «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения». По этой статье смягчают вину любые факты, которые суд или налоговая служба признали достаточно весомыми. Причем их расшифровки в кодексе также нет. Поэтому они могли (и могут) быть разными и на первый взгляд несущественными. Например, предприниматель из Республики Тыва забыл сообщить в налоговую инспекцию об открытии банковского счета. Его оштрафовали на 5000 рублей. Однако Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа уменьшил сумму штрафа в 2,5 раза, так как бизнесмен признал свою вину и раскаялся. В другом случае судья Северо-Западного округа за то же нарушение снизил штраф в 10 раз из-за болезни предпринимателя.
Бывали случаи, когда размер штрафа снижали более чем в 100 раз. Такое решение принял, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. В ходе разбирательства арбитры учли тяжелое материальное положение фирмы. Более двух лет она не вела никакой деятельности. Чтобы пожаловаться на «тяжелое финансовое положение», нужно подготовить для суда подтверждающие документы. Это баланс и отчет о прибылях и убытках. Именно так поступило ЗАО «Транском». По результатам налоговой проверки этой фирме начислили штраф в размере 91 529 рублей. В суде фирма представила справку из районной инспекции о действующих расчетных счетах и выписку из банка, которая подтвердила отсутствие денег. Судьи снизили сумму штрафа до 20 000 рублей (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2005 N Ф08-6273/2004-2406А).
Зачастую суд принимает в качестве смягчающих обстоятельств:
- искреннее раскаяние (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2004 N А39-4252/2003-153/1);
- длительные праздники (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2001 N 4140);
- сохранение в тайне сведений о кадровом составе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2004 N А21-5634/03-С1);
- отсутствие компьютера (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2005 N Ф03-А73/05-2/187);
- арифметическую ошибку (постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2005 N Ф09-813/05-АК).
Какие обстоятельства суд сочтет достаточными, чтобы не штрафовать фирму, пока неизвестно.
Разъяснения в письмах
Некоторые изменения коснулись и письменных разъяснений, которые дают госорганы. Такая обязанность закреплена за ними статьей 32 Налогового кодекса. По этой статье специалисты финансового ведомства должны «бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков... о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов». Если фирма, руководствуясь таким разъяснением, нарушила закон, то ответственности за это она не несет. Ей придется перечислить лишь недоплаченный налог и пени. Штраф взыскать с нее не смогут.
Но теперь в кодексе появились новые требования к официальным письмам финансового ведомства. Только при их четком выполнении фирма будет освобождена от ответственности. Во-первых, то или иное письмо должно быть направлено либо непосредственно самой фирме, либо «неопределенному кругу лиц». Во-вторых, оно «по смыслу и содержанию» должно относиться к тем периодам, в которых было совершено нарушение (дата издания такого письма значения не имеет). И в-третьих, в своем запросе фирма должна дать полную и достоверную информацию, которая необходима, чтобы правильно ответить на запрос. В противном случае официальное разъяснение от ответственности не избавит.
Сроки ответственности
Срок, в течение которого фирму могут оштрафовать, не поменялся. Он, как и прежде, составляет три года.
По кодексу в старой редакции его определяют либо начиная с момента совершения нарушения, либо с момента окончания налогового периода по тому налогу, в расчете которого нарушение допущено. С 1 января 2007 года не может превышать трех лет «разрыв» между окончанием налогового периода по неправильно рассчитанному налогу и датой оформления решения, по которому фирму привлекают к ответственности.
Причем в кодексе появилась новая норма. По ней этот срок может быть приостановлен, если фирма «активно противодействовала проведению выездной налоговой проверки», и в результате налоговая служба не смогла выяснить, были ли допущены нарушения и в чем они заключаются. В этой ситуации трехгодичный срок продлевается. Он прекращает отсчитываться с того момента, как был составлен акт о том, что провести проверку невозможно. А возобновляется, когда фирма «исправилась», представила необходимые документы и было вынесено решение о продолжении проверки.
Как будут взыскивать штрафы...
...теперь неизвестно. Напомним, что по кодексу в старой редакции штрафы, не превышающие 50 000 рублей по каждому налогу и за каждый налоговый период (для фирм), могли взыскиваться в безакцептном порядке. Для этого нужно было лишь решение налоговой службы. Однако теперь данную норму отменили. Получается, что с 1 января 2007 года любой штраф можно будет взыскать только через суд. Причем в новой статье 46 кодекса (в ней прописан порядок безакцептного списания налогов и пеней) сказано, что «положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом». А таких случаев кодекс не предусматривает.
Однако налоговая служба придерживается прямо противоположной точки зрения. По ее мнению, с 2007 года любой штраф можно будет взыскивать без суда. Дело в том, что в обновленной статье 104 написано: «После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица... или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании... налоговой санкции». Получается, что взыскивать штраф через суд нужно лишь в одном случае: когда внесудебный порядок взыскания не допускается. То есть в следующих ситуациях (обновленная ст. 45 НК РФ):
- у фирмы открыт лицевой счет;
- деньги должна фирма, а выручка от продаж поступает ее дочерним и зависимым организациям (или наоборот);
- обязанность заплатить налог возникла в результате того, что контролеры изменили юридическую квалификацию той или иной сделки (например, признали договор займа договором дарения).
Эти правила применяют при взыскании как налогов, так и штрафов (п. 8 обновленной ст. 45 НК РФ).
Во всех остальных случаях, по мнению финансового ведомства, штрафы можно взыскивать без суда. Кто прав, сказать сейчас невозможно. Точку в этом споре сможет поставить только суд. Однако сразу оговоримся. Взыскание любых средств без согласия фирмы незаконно. Дело в том, что это прямо противоречит Конституции РФ. Как сказано в статье 35 этого документа, «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда». Поэтому любые действия по «бессудебному» взысканию штрафов являются неконституционными.
В борьбе с «уклонистами»
В кодексе останется ответственность для тех фирм, которые не встают на учет в налоговой инспекции. Она наступает, если с начала работы фирмы прошло более трех месяцев. Этот срок заменили на 90 дней (что фактически одно и то же). Сумма штрафа - 20 процентов от дохода, полученного с момента начала работы фирмы до ее постановки на учет. Однако теперь в кодексе есть новая норма. Размер санкции не может быть меньше 40 000 рублей. Поэтому, даже если фирма никаких доходов не получила, заплатить штраф придется.
Обжалование решений налоговой службы
В заключение расскажем о новом порядке обжалования тех или иных решений, которые были приняты по результатам проверки. Причем очевидно, что фирмы будут обжаловать только один вид таких решений - оштрафовать организацию. Как и прежде, можно будет одновременно подать жалобу как в вышестоящий налоговый орган (например, управление), так и в суд. И такой порядок будет действовать до 1 января 2009 года. После этой даты фирме придется сперва обратиться с жалобой в управление и лишь после того, как оно примет свое решение, - в суд.
С 1 января 2007 года жалобу нужно будет отправлять в свою инспекцию, которая в течение трех дней должна передать ее в управление. Там жалобу рассматривают в течение месяца с момента получения. Причем этот срок может быть продлен еще на 15 дней. Затем управление:
- отказывает фирме и оставляет решение налоговой инспекции без изменения;
- частично или полностью отменяет решение налоговой инспекции.
О том, какое решение принято управлением по жалобе, фирме должны сообщить в течение трех дней.
Налог на добавленную стоимость
В главу 21 Налогового кодекса законодатели внесли несколько существенных изменений. Причем у них разные сроки вступления в силу.
Итак, благодаря поправкам в статью 163 кодекса, все организации и предприниматели независимо от размера выручки будут платить НДС ежеквартально. Но это новшевство вступает в силу только с 1 января 2008 года.
В следующем же году большинство фирм и коммерсантов, как и сейчас, налог будут перечислять в бюджет ежемесячно. Ведь налоговый период, равный кварталу, в действующей редакции кодекса предусмотрен лишь для тех плательщиков, ежемесячная выручка которых в течение квартала не превышает 2 000 000 рублей.
В связи с введением ежеквартальной уплаты НДС законодатели пересмотрели и порядок определения налоговой базы по экспортным операциям. Так, рассчитывать ее придется в последний день квартала, а не месяца, в котором собраны документы, подтверждающие применение нулевой ставки. Эта поправка в пункт 9 статьи 167 Налогового кодекса также вступает в силу 1 января 2008 года.
А вот статья 176 кодекса, которая устанавливает порядок возмещения НДС, будет действовать в новой редакции уже со следующего года. Сразу скажем, что новые правила едины для реализации товаров как на территории нашей страны, так и на экспорт. Ведь с 2007 года не нужно будет составлять отдельную декларацию по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке.
Новая редакция статьи 176 предусматривает, что, прежде чем вернуть или зачесть сумму НДС, заявленную к возмещению, налоговой необходимо будет произвести камеральную проверку. Ее максимальный срок составляет три месяца. Если нарушений нет, то после окончания проверки инспекция должна будет принять решение о возмещении НДС в течение семи дней. А Федеральное казначейство обязано будет вернуть деньги в течение пяти дней.
Сейчас, если налог начислен к возмещению в декларации по российским операциям, кодекс отводит три месяца на зачет НДС в счет уплаты налогов, пеней, штрафов. Незачтенную же сумму возвращают фирме на основании заявления. В течение двух недель после его получения инспекция должна принять и направить в Федеральное казначейство решение о возврате. Если же речь идет о возмещении экспортного НДС, то инспекция в течение трех месяцев проверяет обоснованность применения нулевой ставки. И, если экспорт подтвержден, до окончания этого срока инспекция должна принять решение о возврате и направить его в Федеральное казначейство. Последнему для того, чтобы перевести деньги на счет организации, и в том, и в другом случае отведено две недели.
Таким образом, законодатели конкретизировали порядок возмещения НДС и сократили некоторые сроки. Новые правила возмещения станут применять лишь в отношении налога, который будет заявлен в декларациях, поданных после 31 декабря 2006 года.
Налог на доходы физических лиц
Ставка НДФЛ, как известно, зависит от того, является ли человек налоговым резидентом. Доходы последних облагаются по ставке 13 процентов, а вот на выплаты нерезиденту нужно начислять НДФЛ по ставке 30 процентов. С 2007 года статус резидента нужно будет определять по новым правилам. Сейчас, чтобы стать налоговым резидентом, необходимо находиться на территории нашей страны не менее 183 дней в календарном году. Новая же редакция статьи 207 Налогового кодекса предполагает, что этот статус человек будет приобретать при условии, что пребывал в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть, например, в период с мая одного года по апрель следующего. Причем период нахождения на территории нашей страны не прерывают выезды за рубеж для лечения и обучения на срок, не превышающий шести месяцев.
Помимо этого, законодатели сделали одно важное уточнение. Некоторые категории людей, например сотрудники, которые командированы за границу, будут резидентами независимо от того, сколько времени они находились в России.
Поправки, которые внес в первую и вторую части Налогового кодекса опубликованный Закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступают в силу в разное время. Кроме того, статья 7 этого документа содержит еще и переходные положения. Для удобства мы обобщили в таблице основные новшества, указав, когда они начинают действовать и с какими оговорками.
Таблица основных изменений в формате Word >>
«Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера». № 18. Сентябрь 2006 г.
Наверх