Версия для печати
Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года 137-ФЗ
(перейти на предыдущую страницу >>)
Для возврата излишне взысканной суммы налога установлены сроки
Самым существенным изменением в порядке возврата излишне взысканных сумм налога является его распространение на авансовые платежи и штрафы. Тем самым решена проблема отказа в возврате излишне взысканных сумм штрафов налоговыми органами, которую признавал и Минфин России (см. письмо от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256).
В случае если за налогоплательщиком числится недоимка по иным налогам (пеням и штрафам), возврат может быть произведен только после осуществления зачета в соответствии с правилами ст. 78 НК РФ. Решение о возврате излишне взысканных сумм налоговый орган должен принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика. До истечения этого срока налоговый орган должен направить поручение на возврат излишне взысканной суммы налога территориальному органу Федерального казначейства.
Месячный срок на подачу заявления о возврате излишне взысканного налога, в соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ, исчисляется также с момента вступления в силу решения суда (а не только с момента, когда лицо узнало об излишнем взыскании).
Излишне взысканная сумма с начисленными на нее процентами должна быть возвращена налогоплательщику в течение месяца со дня получения письменного заявления (п. 5 ст. 79 НК РФ). Ранее срок, в течение которого излишне взысканные суммы подлежали возврату, не был определен.
Проценты по-прежнему начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. При этом после возврата излишне взысканной суммы орган Федерального казначейства, так же как и после возврата излишне уплаченных сумм, сообщает в налоговый орган о фактической дате и сумме, перечисленной налогоплательщику. Если проценты, подлежащие уплате налогоплательщику в соответствии с правилами п. 5 ст. 79 НК РФ, уплачены не полностью, налоговый орган обязан принять решение о возврате налогоплательщику оставшейся суммы % в течение трех дней со дня получения уведомления от органа Федерального казначейства, исходя из фактической даты возврата.
Переходные положения
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов в счет соответствующих налогов (и соответствующих пеней и штрафов) будет применяться только с 1 января 2008 г. Со дня вступления данного Закона в силу и до 01.01.2008 суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). При этом суммы налогов, уплаченные до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, будут возвращаться налогоплательщику по правилам, действующим до вступления комментируемого Закона в силу (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 г. в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 г., зачитывается (возвращается с начисленными процентами) в валюте РФ, пересчет производится на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и предусмотренные для возврата излишне уплаченных сумм налога.
НДС
С 2008 г. налоговый период по НДС - квартал
С 1 января 2008 г. налоговый период для всех плательщиков НДС, в том числе для налоговых агентов, будет равен одному кварталу (ст. 163 НК РФ).
Новые сроки возмещения НДС
Согласно новой редакции ст. 176 НК РФ срок возмещения исчисляется с момента окончания проведения камеральной проверки. В случае если при проведении камеральной проверки не будут выявлены нарушения, налоговый орган, согласно п. 2 ст. 176 НК РФ, обязан принять решение о возмещении НДС в течение 7 рабочих дней после ее окончания. На следующий день после принятия решения о возврате налоговый орган обязан направить в орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, которое подлежит исполнению в течение 5 дней со дня получения.
Раньше ст. 176 НК РФ предусматривала, что возмещение должно быть произведено в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Незачтенные суммы налога должны были быть возвращены налогоплательщику по его заявлению в течение 4 недель с момента подачи заявления (если к возмещению предъявлялся НДС по внутренним операциям) и в течение 2 недель с момента подачи заявления (если к возмещению была заявлена сумма экспортного НДС). Именно при нарушении этих сроков на суммы, подлежащие возврату, начислялись проценты.
Сейчас проценты за несвоевременный возврат суммы налога подлежат начислению начиная с 12-го дня после окончания камеральной налоговой проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ). Новая редакция не предусматривает последствий нарушения налоговым органом сроков проведения камеральной проверки.
Если проценты за несвоевременный возврат будут уплачены не в полном объеме, налоговый орган обязан принять решение о возврате оставшейся суммы % в течение 3 дней с момента получения уведомления территориального органа Федерального казначейства исходя из фактической даты возврата.
Переходные положения, предусмотренные п. 17 ст. 7 комментируемого Закона, предусматривают, что новый порядок возмещения применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после 31 декабря 2006 г.
Услуги, оказываемые адвокатами и частнопрактикующими нотариусами, будут облагаться НДС
С 1 января 2007 г. услуги, оказываемые адвокатами и частнопрактикующими нотариусами, не будут освобождаться от обложения НДС (изменен подп. 14 и отменен подп. 15.1 п. З ст. 149 НК РФ). Адвокаты и частнопрактикующие нотариусы не смогут больше пользоваться льготой и будут платить НДС со стоимости своих услуг, а организации и индивидуальные предприниматели, которым услуги оказаны, смогут принимать НДС к вычету.
НДФЛ
Какие физические лица признаются налоговыми резидентами РФ
Для целей уплаты НДФЛ физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13% и 30% (пп. 1 и З ст. 224 НК РФ).
Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (т.е. в расчет будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году). Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
В любом случае налоговыми резидентами РФ являются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники госорганов, командированные на работу за пределы России (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Акцизы
Отмена налоговых постов
Статья 197.1 НК РФ предусматривала право налоговых органов создавать налоговые посты у плательщиков акцизов, занимающихся совершением операций с нефтепродуктами. Теперь эта статья отменена. Налоговые посты более создаваться не будут, существующие - должны прекратить свою работу с 1 января 2007 г.
Иные изменения
Новый срок для сообщения об открытии и закрытии счетов в банках
В п. 2 ст. 23 НК РФ внесены изменения, которые определили новый срок для подачи в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счетов. Теперь делать это необходимо в течение семи рабочих дней, срок исчисляется с момента открытия счета.
Ранее начало исчисления течения срока не было определено в Налоговом кодексе, а потому суды признавали, что данный срок должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал об открытии или закрытии счета (см. постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.02.2006 N А69-3011/05-9-Ф02-342/06-С1, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2004 N Ф03-А73/04-2/2611, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2006 N КА-А41/1068-06-П и др.).
Сообщать придется также об открытии и закрытии лицевых счетов - бюджетных счетов, открываемых в органах Федерального казначейства.
Новые сроки и порядок сообщения действуют при открытии счетов после 31 декабря 2006 г.
Новые обязанности налоговых органов: выдача справки о состоянии
лицевого счета и копий решений, проведение сверки
Во-первых, теперь прямо в Кодексе установлено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту по его запросу в течение 5 рабочих дней справки о состоянии лицевого счета (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Раньше выдача таких справок налогоплательщику предусматривалась только приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444.
Во-вторых, налоговые органы обязаны проводить сверку сумм уплаченных налогов (сборов, пеней и штрафов) по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Прежде упоминание о проведении сверки содержал п. З ст. 78 НК РФ, который предусматривал лишь право налогового органа направить налогоплательщику предложение о проведении сверки. Теперь налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может сам предложить проведение сверки, и налоговый орган не сможет ему отказать.
Наконец, в-третьих, налоговый орган обязан выдавать по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Раньше такой обязанности установлено не было вообще. Однако сейчас не установлен срок, в течение которого налоговый орган должен предоставить эти копии, и ответственность налогового органа за отказ в их предоставлении.
Отмена налогового кредита и иные новшества в способах изменения сроков уплаты налогов
С 1 января 2007 г. не будет больше применяться такой способ изменения срока уплаты налога, как налоговый кредит (отменена ст. 65 НК РФ).
Изменения в п. 1 ст. 64 НК РФ увеличили максимальный срок, на который может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты налога - с шести месяцев до года. В отношении федеральных налогов в той их части, что зачисляется в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ отсрочка или рассрочка могут предоставляться на срок от года до трех лет. Отменен минимальный срок, на который предоставлялись отсрочка и рассрочка (он был равен одному месяцу).
Отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит не применяются в отношении сумм пеней (изменения в п. 6 ст. 61 НК РФ).
Установлен минимальный размер штрафа за уклонение от постановки на учет в налоговом органе
В п. 2 ст. 117 НК РФ установлена ответственность за ведение организацией или предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев. Ранее сумма штрафа составляла 20% от доходов, полученных в период ведения деятельности без постановки на учет, превышающий 90 дней. Теперь введено ограничение - сумма штрафа при этом не может составлять менее 40 000 руб.
Применение документа (выводы):
Итак, ниже мы приводим те основные изменения в части первую и вторую НК РФ, которые влекут за собой практические последствия.
Новые правила исчисления сроков:
Сроки, установленные налоговым законодательством в днях, нужно рассчитывать в рабочих днях, за исключением тех случаев, когда в НК РФ прямо указано, что сроки определяются в календарных днях.
Сдача налоговых деклараций. Новые правила:
1. Начиная с отчетности за первый квартал 2007 г. налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек (а с 2008 г. - с численностью свыше 100 человек) должны представлять отчетность в электронном виде.
2. Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, не обязаны представлять отчетность по тем налогам, от уплаты которых они освобождены. При отсутствии хозяйственной деятельности в периоде налогоплательщик будет подавать декларацию по упрощенной форме.
Что изменилось в процедуре уплаты налога и когда начисляются пени:
1. При просрочке уплаты любых авансовых платежей на их сумму будут начисляться пени, однако штрафы не налагаются.
2. Если налогоплательщик следовал письменным разъяснениям Минфина России (и иных уполномоченных органов), пени не начисляются.
3. При обнаружении в платежных поручениях, заполненных после 31 декабря 2006 г., ошибок (в том числе в указании КБК), если налог все же был зачислен на соответствующий счет Федерального казначейства, необходимо подать заявление об уточнении платежа. Пени начисляются с момента фактической уплаты налога до момента принятия решения об уточнении платежа.
4. Срок исполнения требования об уплате налога, направленного после 31 декабря 2006 г., не может составлять менее 10 дней. Требование может быть направлено по почте, если вручить его лично невозможно.
5. Взыскать налог в бесспорном порядке с валютных счетов налоговый орган может только в случае недостатка средств на рублевых счетах. Налоговый орган может обратиться с исковым требованием о взыскании налога за счет денежных средств в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования, причем данный срок может восстанавливаться судом. Решение о взыскании налога за счет имущества налоговый орган может принять в течение года с момента истечения срока исполнения требования. Взыскивать в бесспорном порядке налоговые органы могут суммы налогов, пеней и штрафов (в случаях, предусмотренных НК РФ).
6. Средства на счете, операции по которому приостановлены налоговым органом, в сумме, превышающей недоимку, можно использовать для осуществления хозяйственной деятельности. Если налоговый орган приостановил операцию по нескольким счетам, общая сумма на которых превышает сумму недоимки, необходимо подать заявление об отмене приостановления.
Урегулированы спорные вопросы проведения камеральных проверок:
1. При выявлении нарушения налоговый орган обязан составить акт проверки в течение 10 дней после ее окончания.
2. Поскольку камеральной проверкой может быть охвачен любой период, а не только три предшествующих года, камеральная проверка может быть проведена и при подаче уточненных деклараций за более ранние периоды.
3. У налогоплательщика есть право в течение пяти дней со дня, когда налоговый орган сообщит о выявленных ошибках, представить необходимые пояснения, которые обязательно должны быть рассмотрены.
4. При проведении проверки по НДС налоговый орган может требовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе и первичные учетные документы. При проведении проверок по иным налогам - только те документы, которые по правилам НК РФ должны подаваться вместе с налоговой декларацией.
Добавлены новые гарантии налогоплательщика при выездной проверке:
1. Время проведения выездной налоговой проверки - два месяца и не зависит от времени фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Выездная проверка может быть продлена до четырех месяцев (в исключительных случаях - до шести).
2. Налоговый орган может приостановить выездную проверку на срок не более шести месяцев и в прямо установленных Кодексом случаях.
3. В течение одного календарного года не может проводиться более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода. Исключение из этого - только по решению руководителя ФНС России.
4. Налоговый орган может провести повторную выездную проверку при подаче уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной.
5. Налоговый орган может направить акт о проведении проверки по почте только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения.
6. Срок подачи возражений по акту налоговой проверки увеличен с двух недель до 15 рабочих дней. Если налогоплательщик не подал возражения, это не лишает его права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов.
Права и обязанности при истребовании документов:
1. Налогоплательщик обязан представить документы по требованию налогового органа в течение 10 дней со дня вручения требования. Если возможности изготовить копии документов в указанный срок нет - нужно на следующий день после получения требования уведомить об этом проверяющих и указать срок, когда документы могут быть представлены.
2. Начиная с 2010 г. налоговый орган не вправе требовать те документы, которые ранее ему уже представлялись.
3. В случае если у организации потребуются документы об ином налогоплательщике или информация о конкретных сделках, требование о представлении этих документов должно быть направлено тем налоговым органом, в котором организация состоит на учете.
Изменения в процедуре привлечения к ответственности и обжалования решения:
1. Налогоплательщика обязаны известить о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил ли он письменные возражения по акту или нет.
2. Налоговый орган имеет право уже на стадии рассмотрения материалов проверки принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, максимальный срок проведения которых - один месяц.
3. В течение 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику это решение можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке. Решение при этом можно исполнить и до вступления в силу, направо подачи апелляционной жалобы это не влияет. После вступления решения в законную силу решение можно обжаловать в течение года со дня вынесения.
4. В случае если налоговый орган нарушил право лица на участие в процессе рассмотрения материалов, не дал возможности представить объяснения - решение налогового органа подлежит обязательной отмене. При иных нарушениях отмена возможна, только если нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.
5. Если налогоплательщик в ходе выездной проверки препятствует налоговым органам в доступе на свою территорию, течение срока давности привлечения к ответственности - три года - будет приостанавливаться.
6. с 2009 г. решение налогового органа можно будет обжаловать в суд только том случае, если сначала оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Дополнительные условия при зачете и возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм:
1. Налоговые органы не смогут отказывать в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм авансовых платежей и штрафов.
2. Зачет переплаты по налогам начиная с 2008 г. будет проводиться по соответствующим видам налогов, при этом налоговый орган сможет самостоятельно проводить зачет в счет погашения недоимок по налогам, пеням и штрафам.
3. Срок на проведение зачета увеличивается до 10 рабочих дней, а заявление о проведении зачета можно будет подавать в течение трех лет с момента излишней уплаты.
4. Проценты, не перечисленные налогоплательщику в связи с нарушением срока возврата, подлежат возврату налоговым органом без заявления налогоплательщика. Новые правила не применяются к суммам, уплаченным до 1 января 2007 г.
5. Налоговые органы обязаны возвращать наряду с излишне взысканными налогами также авансы и штрафы.
6. Заявление о возврате может быть подано в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.
7. Осуществить возврат налоговый орган обязан в течение 1 месяца со дня получения заявления налогоплательщика. При возврате налога позже предусмотренного срока налоговый орган самостоятельно производит пересчет %, подлежащих уплате налогоплательщику, исходя из фактической даты возврата. Новый порядок не распространяется на суммы, взысканные ранее 1 января 2007 г.
НДС:
1. Срок возмещения НДС по заявлениям, поданным после 31 декабря 2006 г., будет исчисляться с момента окончания камеральной проверки. Проценты за несвоевременный возврат будут начисляться начиная с 12-го дня с момента окончания проверки и пересчитываться налоговым органом после возврата сумм налога на день фактического возврата без заявления налогоплательщика.
2. С 2008 г. налоговый период по НДС - квартал.
3. Адвокаты и частнопрактикующие нотариусы будут уплачивать НДС со стоимости своих услуг.
НДФЛ:
Налоговыми резидентами РФ, к доходам которых применяется ставка 13%, относятся физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд.
Акцизы:
С 1 января 2007 г. ликвидируются налоговые посты.
Иные изменения:
1. Сообщать в налоговый орган о счетах, открытых или закрытых после 31 декабря 2006 г., необходимо в течение 7 рабочих дней с момента открытия либо закрытия счета.
2. Налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика выдавать справки о состоянии лицевого счета и копии решений, принятых в отношении налогоплательщика, а также проводить сверку уплаченных налогов по инициативе налогоплательщика.
Наверх