Когда мы завершим налоговую реформу, потребуется новая редакция
«Когда мы завершим налоговую реформу, потребуется новая редакция
Налогового кодекса» (интервью с С.Д. Шаталовым, заместителем министра
финансов Российской Федерации, статс-секретарем)
«Российский налоговый курьер», № 18, сентябрь 2006 г.
Этим летом в российском налоговом законодательстве произошли значительные изменения*(1). Большинство поправок затронули первую часть Налогового кодекса. Насколько эффективны принятые новшества? Как они отразятся на бухгалтерах, налогоплательщиках, налоговых инспекторах и других участниках налоговых правоотношений? Стоит ли ожидать новых поправок в этом году и в отдаленной перспективе? На эти и другие вопросы в интервью нашему журналу ответил заместитель министра финансов Российской Федерации, статс-секретарь Сергей Дмитриевич Шаталов.
- Сергей Дмитриевич, из пакета налоговых законов, которые недавно подписал президент, наиболее масштабные поправки в Налоговый кодекс вносит Закон о мерах по совершенствованию налогового администрирования*(2). Как вы оцениваете этот документ?
- Как очень взвешенный и тщательно проработанный. Новые нормы реализуют идеи, которые сами по себе достаточно интересны и привлекательны для участников налоговых правоотношений. Но не менее важно, как будет складываться правоприменительная практика. Налогоплательщикам и специалистам налоговых органов еще предстоит осмыслить новые процедуры и правила, приспособиться к ним. Конечно, это потребует определенного времени.
Несомненно, участники диалога, которые первоначально занимали диаметрально противоположные позиции и совершенно по-разному видели задачи законопроекта, удовлетворены не в полной мере. Скорее всего бизнес-сообщество ожидало от этого закона большего, но вынуждено было согласиться с тем, что в руках государства должны сохраниться реальные инструменты налогового контроля.
Ожидания были и у сотрудников налоговых органов, но и они вынуждены были смириться со значительным сокращением своих полномочий в сфере налогового администрирования и с ужесточением рамок, в пределах которых они могут действовать.
Законопроект о мерах по совершенствованию налогового администрирования рождался тяжело и в Госдуме проходил очень сложно. Депутаты предлагали сотни поправок, но в итоге удалось прийти к разумному решению, сохраняющему баланс интересов государства и налогоплательщиков. Достоинством закона я считаю то, что в налоговые правоотношения введено много новых процедур и процессуальных моментов, отсутствие которых ранее создавало конфликтные ситуации и взаимные претензии сторон. Принципиально изменились правила проведения и оформления результатов камеральных и выездных налоговых проверок, заметно усовершенствованы процедуры взыскания налогов и обеспечительные меры, взамен упраздненных встречных проверок появились новые правила истребования документов, другим стал порядок исчисления сроков:
На мой взгляд, задача по улучшению налогового администрирования и созданию реального механизма защиты налогоплательщиков, поставленная президентом, в целом выполнена.
- Можно ли сказать, что с принятием Закона N 137-ФЗ работа по совершенствованию налогового администрирования закончена?
- Конечно же нет. Мы еще далеки от лучшей мировой практики, хотя качественное улучшение в последние годы как всей налоговой системы, так и собственно налогового администрирования отмечается большинством специалистов. При этом улучшение налогового администрирования не ограничивается только совершенствованием законодательства. Мы многого ожидаем от введения стандартов обслуживания налогоплательщиков, создания в налоговых органах специальных аудиторских подразделений, повышения ответственности сотрудников Федеральной налоговой службы при соответствующем росте их заработной платы.
Однако и в налоговом законодательстве остается немало нерешенных проблем. Самая острая из них - трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами. Эта тема уже обозначена в послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Кстати, соответствующий законопроект, подготовленный Минфином России при участии налоговой службы, Минэкономразвития России и Администрации Президента РФ, находится в правительстве около двух лет. Этот документ не утратил своей актуальности, хотя и нуждается в определенной корректировке. Например, необходимо учесть общие тенденции развития этого направления в законодательстве других государств, в том числе наших ближайших соседей. Такая работа будет завершена в ближайшее время.
- Вы говорите о поправках в статьи 20 и 40 НК РФ или о новой главе Кодекса?
- На этом этапе речь идет только о поправках в названные вами статьи. Мы предлагаем механизмы, которые четко определяют круг взаимозависимых лиц и позволяют сделать более понятной и справедливой процедуру налогообложения при использовании трансфертных цен.
Думаю, когда налоговая реформа будет в основном завершена, потребуется новая редакция Налогового кодекса. Многие вопросы, которые в сегодняшнем налоговом законодательстве прописаны лапидарно, нужно будет осветить более подробно.
Трансфертное ценообразование заслуживает специальной главы, в которой необходимо установить подробные, четкие и понятные правила.
- Но ведь и сейчас можно обосновать применяемые цены, например, представив утвержденную маркетинговую политику.
- Согласен. Вопрос только в том, как будут действовать налоговые органы и налогоплательщики, если у них разные взгляды на обоснованность цен. Ведь в такой ситуации споры неизбежны. По-видимому, налогоплательщик должен иметь возможность представлять подтверждающие документы, перечень которых четко регламентирован.
Допустим, организация честно и аккуратно выполняет предписанные правила и представляет все документы. Тогда она должна быть защищена от бесспорного взыскания средств налоговым органом - до того момента, пока спор не разрешится в суде либо в рамках досудебной процедуры.
Напротив, налогоплательщик, не позаботившийся о том, чтобы обосновать ценообразование заблаговременно, не будет пользоваться такой защитой со стороны закона. В подобном случае бесспорное взыскание будет возможно по решению налогового органа даже в случае, когда это решение обжалуется в установленном порядке.
- Говоря о трансфертном ценообразовании, нельзя не затронуть налоговые схемы. В прессе появилась информация, что в 2007 году налогоплательщикам предстоит согласовывать схемы минимизации налогообложения с налоговыми органами. Так ли это?
- Нет, таких мер мы не планируем, как не планируем законодательно определить критерии добросовестности или недобросовестности налогоплательщика. В то же время нельзя отрицать, что вопрос о разграничении правомерных и незаконных методов налоговой оптимизации стоит весьма остро. К сожалению, в российском налоговом законодательстве отсутствуют такие важные критерии, как, например, принцип деловой цели...
- Как в американском законодательстве?
- В том числе. Такой принцип используется в законодательствах многих государств. Суть его в том, что налогоплательщик не должен злоупотреблять правом. Если какие-либо сделки или операции совершаются исключительно с целью снижения налогов, очевидно, что государство должно относиться к ним иначе, чем к обычным коммерческим сделкам.
Разные страны решают этот вопрос по-своему. Самый агрессивный подход действительно существует в США. Там Служба внутренних доходов*(3) обязывает налоговых консультантов и аудиторов регистрировать схемы, которые они разрабатывают для своих клиентов, и получать подтверждение о том, что эти схемы не противоречат законодательству. Иначе возможны самые негативные последствия как для налоговых консультантов, так и для налогоплательщиков. Уголовную ответственность могут понести и те и другие.
Полагаю, что нет необходимости копировать такую систему в России. Однако в налоговом законодательстве нужно сформулировать базовые принципы, которыми должны руководствоваться и налоговые органы, и налогоплательщики, и суды. На сегодняшний день таких принципов нет.
- Сергей Дмитриевич, давайте поговорим о перспективах отдельных налогов. Начнем с НДС. Сейчас высказываются разные предложения: снизить ставку этого налога, жестче контролировать его плательщиков:
- Если у государства есть реальные возможности для снижения налогов, лучше уменьшать прямые налоги. В первую очередь налог на прибыль организаций.
Сейчас ставки этого налога - основной инструмент в конкуренции между государствами за инвестиции, за сохранение бизнеса в своей юрисдикции. И сегодня ставка налога на прибыль 20% уже не редкость в Европе. Думаю, что у нас вопрос о снижении ставки налога на прибыль вскоре тоже станет актуальным. И это более важная задача, чем снижение ставки НДС. В любом случае решение о снижении налогов не следует принимать на основе сиюминутной конъюнктуры, оно должно носить долгосрочный характер. А снижение цен на нефть не должно приводить к бюджетному дефициту и повышению налогов. Для бизнеса важна стабильность.
Да, для НДС характерны системные проблемы и риски. Предложения, которые рассматривались на протяжении последних лет, были нацелены на управление этими рисками. Как вы, наверное, знаете, прорабатывались самые разные варианты: от введения НДС-счетов до создания системы электронных счетов-фактур. Фактически это означало бы тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС.
- На чем остановилось финансовое ведомство?
- У нас есть два предложения. Первое: усовершенствовать форму платежного поручения так, чтобы с его помощью можно было отслеживать движение сумм НДС.
Для этого достаточно переместить сведения о сумме НДС из вспомогательного поля платежки в ее основное поле. Тогда информация о перечисленных суммах НДС пойдет по всем банковским каналам в том же режиме, что и основная информация о платежах. Соответственно ее можно будет анализировать применительно к каждому налогоплательщику, даже если у него открыты счета в разных банках. Можно сравнить суммы НДС, полученные от покупателей и уплаченные поставщикам, и суммы налога, перечисленные в бюджет. Если расхождения между суммами велики, возникает вопрос, почему так происходит. В результате появляются основания для проведения контрольных мероприятий.
- Кто занимается разработкой этого предложения?
- Рабочая группа с участием Банка России, Минфина России, Федеральной налоговой службы и Минэкономразвития России.
- Как скоро можно ожидать изменений в платежке и внедрения новой системы контроля за плательщиками НДС?
- Здесь есть проблемы не только налогового администрирования, но и смежного законодательства. В частности, это вопросы, связанные с банковской тайной и конфиденциальностью информации. Но я думаю, что рабочая группа завершит свою деятельность уже в этом году.
Что касается практического внедрения системы, то она может настраиваться поэтапно. Вначале внимание необходимо сосредоточить на компаниях, которые оперируют очень большими суммами НДС. Затем можно снижать пороговые значения.
Хочу подчеркнуть, что внедрение подобного механизма важно не только для государства, но и для налогоплательщиков, поскольку создание равных конкурентных условий для всех участников бизнеса - одна из задач налогового администрирования. Налогоплательщик должен быть уверен, что его сосед, который не платит налоги, не только получает конкурентные преимущества, но и берет на себя очень высокие риски.
- В чем заключается вторая инициатива Минфина России?
- Мы предлагаем специальную регистрацию плательщиков НДС. Идея состоит в том, чтобы освободить многие компании, по крайней мере небольшие, от обязанности уплачивать НДС и регистрироваться в этих целях. Клуб плательщиков НДС - это элитный клуб, и в него нужно записаться. Членство в этом клубе подразумевает ряд обязанностей и привилегий. Платить налог - это обязанность, а пользоваться правом на вычеты - привилегия.
Компания, которая не вступит в клуб, не получит права на налоговые вычеты и будет обязана уплаченные поставщикам или подрядчикам суммы НДС относить на собственные расходы. Аналогично ее продукция будет продаваться без НДС, что не позволит применять вычеты покупателям. Каждый может оценить, какой режим ему выгоднее.
Сегодня у нас официально зарегистрировано более 2 млн. юридических лиц, многие из которых формально являются плательщиками НДС, но не сдают налоговую отчетность. С введением специальной регистрации ситуация может измениться. Останется 300-400 тыс. плательщиков НДС, которые пройдут эту процедуру и получат право на вычеты.
- И когда может начаться массовая регистрация плательщиков НДС?
- Надеюсь, что в 2007 году будет принят закон, вводящий новую систему регистрации с 2008 года. Здесь не нужна спешка. Сегодня на первый план выходят вопросы стабильности и предсказуемости налогового законодательства, поэтому все новации должны быть известны участникам налоговых правоотношений заранее. То есть мы дадим возможность подготовиться всем - и государственным органам, и налогоплательщикам.
*
(1) Имеются в виду поправки, принятые федеральными законами от 18.07.2006 N 119-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, 144-ФЗ и 151-ФЗ. Подробнее об этом читайте в РНК, 2006, N 15 и 16. - Примеч. ред.
*(2) Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ. - Примеч. ред.
*(3) Internal Revenue Service (IRS) - аналог Федеральной налоговой службы. - Примеч. ред.
Наверх