Версия для печати
Что надо знать при заключении договора
§ 3. О значении договора, его условиях и механизме заключения
Договор – это закон для двоих
Изучив представленные потенциальным контрагентом документы и информацию о нем, следует также тщательно и внимательно изучить информацию и документы, свидетельствующие о содержании (условиях) планируемой сделки: что, какой товар, работу или услугу предлагает контрагент или, наоборот, на каких условиях он готов купить (продать) товар у лица, сделавшего оферту, каков механизм исполнения сделки, оплаты товара и его передачи.
Прежде всего, следует определиться со смыслом термина «договор», поскольку он имеет три значения:
1) договор как сделка;
2) договор как правоотношение;
3) договор как документ.
Далее (равно как и законодатель) мы будем вести речь о договоре как сделке, т.е. соглашении двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Содержанием любого договора являются его условия [9], которые можно разделить на три категории:
1) существенные условия договора, т.е. без которых договор не может считаться заключенным;
2) типичные, т.е. присущие данному виду договора, которые есть в любом договоре и предусмотрены диспозитивными нормами ГК РФ;
3) случайные или специфичные, т.е. те, которые определяются сторонами исключительно исходя из особенностей конкретной жизненной ситуации.
Существенным условием любого договора является его предмет, т.е. по поводу чего (какого объекта гражданского права) стороны договариваются. При этом следует помнить, что термин «существенное условие договора» имеет юридический смысл, поскольку в силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия:
1) о предмете договора,
2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, 3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
Так, единственным законодательно установленным существенным условием договора купли-продажи является его предмет, т.е. вещь (товар) передаваемая в собственность Покупателя. При этом условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (ст. 455 ГК РФ).
Подобные формулировки законодателя имеют принципиальное значение в ситуациях, когда оферта и акцепт имеют изъяны в документальной (письменной) фиксации. Особенно это актуально при заключении договоров путем переписки, обмена документами, акцепта оферты в виде конклюдентных действий согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ (оплата счета, отгрузка товара и т.д.).
Даже такое существенное условие (с точки зрения экономики) договора купли-продажи как цена, согласно ГК РФ, не является существенным (с юридической точки зрения), поскольку данный пробел, равно как и другие, может быть восполнен посредством диспозитивных норм ГК РФ (п. 3 ст. 424).
Учитывая, что в век информационных технологий и постепенного повышения доверия к потенциальному контрагенту количество сделок, заключаемых на расстоянии посредством средств связи (Интернет, электронная почта, факс) неуклонно растет, необходимо предельно четко, определенно и понятно формулировать оферту и акцепт, которые являются краеугольным камнем механизма заключения договора.
Нередко предприниматели заключают так называемые рамочные договоры поставки, имеющие долгосрочный характер, которые даже не содержат указания на предмет договора (т.е. что продается и покупается), сроки поставки, а отсылают к спецификациям, приложениям, дополнительным соглашениям, графикам поставки, накладным, отгрузочным разнарядкам. Таким образом, несмотря на факт подписания такого даже пусть развернутого договора он в силу ст. 432, 455,506 ГК РФ не может считаться заключенным.
В ряде случаев законодатель использует довольно нестандартные с точки зрения частноправовых конструкций договорного права формулировки, которые порой играют роковую или счастливую роль для соответствующей стороны в споре. Так, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания (сооружения), заключаемый на срок более года и незарегистрированный в установленном законом порядке в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, считается незаключенным. Заметьте: именно незаключенным, а не недействительным!
Подобные правовые коллизии, которые не совсем корректны с точки зрения унифицированных норм ГК РФ о недействительности сделок, вынуждают обратить внимание на необходимость разграничения таких понятий как незаключенный и недействительный договор, которые не только для непосвященных, но даже для большинства юристов означают практически одно и тоже. Это ошибочное мнение.
Незаключенный договор (а такое состояние, как мы выяснили, не всегда бывает очевидным) означает, что по сути стороны не договорились обо всех существенных условиях договора и, следовательно, договор в принципе не возник, его не существует, иными словами у сторон по отношению друг к другу вообще не возникло взаимных обязательств (ст. 307, 432) [10].
Недействительный договор – это всегда заключенный договор, но имеющий определенные пороки, классифицируемые в теории гражданского права на 4 группы: 1) пороки воли; 2) порок формы; 3) порок в субъектном составе; 4) порок содержания. Недействительный договор как разновидность сделки (ст. 153, 154 ГК РФ) согласно ст. 166 ГК РФ бывает оспоримым, т.е. для признания его недействительным его надо оспорить в суде, или ничтожным (независимо от такого признания). Таким образом, юрист должен разделять подобные правовые явления, правильно и корректно использовать юридическую терминологию.
С учетом имеющихся рисков оспаривания заключенных договоров юрист с учетом норм ГК РФ о недействительности сделок (ст. 166-181 ГК РФ) должен моделировать ВСЕ последствия заключения договора и в первую очередь негативные! Иногда подобное моделирование бывает настолько виртуозной и многоходовой комбинацией, что вызывает восхищение и уважение, а использование частноправовых конструкций позволяет поистине творить чудеса.
Так, изначально зная, что заключенный договор является ничтожным и видя, что другая сторона сей факт совершенно не осознала, можно имеющуюся мину замедленного действия использовать в критических ситуациях как инструмент принуждения недобросовестной стороны. А таких мин в договоре можно «заложить» сколь угодно много, все зависит от фантазии, творчества, хитрости, профессионализма, опытности и интеллектуального уровня юриста.
Поскольку именно договор является главным регулятором в условиях рыночной экономики, постольку его составлению (подготовке проекта) следует уделять самое пристальное внимание. Большинство юристов в силу определенных сложившихся стереотипов очень формально подходят к разработке договора, считая его чисто юридическим документом. В силу этого, многие юристы всерьез считают, что чем короче договор, тем лучше, не регламентируя в нем совершенно фактический механизм исполнения сделки, легкомысленно пользуясь имеющимися под рукой образцами соответствующих договоров.
Настоящий договор должен быть многостраничным, очень подробным, охватывающим все нюансы сделки на всех ее этапах. В его создании должны участвовать все специалисты, которые фактически будут его реализовывать: инженеры-технологи, маркетинговый (коммерческий) отдел, транспортная служба, финансовый отдел и т.д. Юрист должен только согласовать всю полученную от них информацию и уже с учетом нормативных формулировок изготовить проект договора. Таким образом, договор – это документ не просто юридический, а содержащий фактический механизм реализации сделки между конкретными лицами в конкретных условиях, пространстве и времени.
Не стоит впустую переписывать в договор нормы закона, надо создавать свои! Часто стороны пишут в договоре совершенно бесполезные, не несущие информационной нагрузки формулировки, только загромождающие его текст. Это касается таких разделов как форс-мажор, возмещение убытков, стандартных прав и обязанностей сторон, которые вне зависимости от фиксации в договоре являются его составной частью, поскольку содержатся в ГК РФ и зачастую носят императивный характер.
Часть отсутствующих условий договора могут восполнить диспозитивные нормы ГК РФ, однако они не могут эффективно решить такие вопросы, которые зависят от специфики конкретной ситуации. Например, в договоре поставки – это механизм передачи товара покупателю, выбор транспорта и маршрута, правила и сроки приемки, отгрузки товара, взаимные извещения, инспектирование груза, правила (и вообще необходимость) выставления отгрузочных разнарядок, перечень документов на товар, специфические требования к качеству товара и т.д. Такие условия стороны должны согласовать сами. Недаром примерно 80 % норм ГК являются диспозитивными, т.е. такими, вместо которых стороны вправе придумать свои исходя из принципа свободы договора.
Вывод прост и очевиден: заключению договора должна предшествовать серьезная и кропотливая работа по подготовке проекта договора и лучше, если это будете делать Вы сами, а не Ваш контрагент, поскольку это изначально даст Вам фору в несколько очков вперед. Кроме того, проект договора имеет большое информационное и психологическое значение. Правильно и грамотно составленный договор свидетельствует о солидности фирмы, профессионализме его юридической и финансовой служб, что на подсознательном уровне вызывает у читающего договор уважение и к авторам, и к контрагенту и, главное, формирует у него убеждение о том, что «таких вокруг пальца не обведешь».
[9] Обратим внимание на соотношение терминов «договор» и «обязательство». Договор – это сделка, юридический факт (ст. 8 ГК), с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Обязательство – это правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана выполнить в пользу другой стороны (кредитора) определенные действия (ст. 307 ГК РФ). Таким образом, договор и обязательство соотносятся между собой как причина и следствие. Многие считают, что содержанием договора являются права и обязанности сторон. Это юридически некорректно, поскольку права и обязанности – это содержание обязательства, возникающего из договора. А содержанием договора являются его условия.
[10] В данном случае сама формулировка «незаключенный договор» используется нами условно, поскольку, образно говоря, она звучит также виртуально, как понятие «живой труп».
Наверх