Версия для печати
Дополнительные мероприятия налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки
Четкого определения дополнительным мероприятиям НК РФ не дает, упоминая о них только в подп.3 п.2 ст.101 и подп.3 п.2 ст.101.1 НК РФ. Как следует из п.2 ст.101 НК РФ, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается руководителем (замом) налогового органа после рассмотрения материалов проверки, в том числе и возражений налогоплательщика.
Именно поэтому можно сделать вывод о том, что эти дополнительные мероприятия должны быть в первую очередь направлены на проверку и уточнение доводов налогоплательщика, изложенных в его возражениях на акт проверки. Более того, как следует из смысла вышеизложенной формулировки п. 2 ст. 101 НК, при отсутствии возражений налогоплательщика на Акт проверки ИМНС не вправе назначать какие-либо дополнительные мероприятия в отношении налогоплательщика.
Кстати, в большинстве случаев стратегически эффективнее не подавать возражения и позднее не обжаловать Решение в вышестоящую ИМНС, а сразу обратиться в суд. Поистине, зачастую благими намерениями мы устилаем себе дорогу в ад. Дело в том, что возражения налогоплательщика позволяют ИМНС нивелировать свои ошибки и лучше обосновать свое Решение о привлечении к налоговой ответственности, сокращая тем самым перечень оснований для его отмены в случае, если налогоплательщик обжалует Решение в суд! Если ошибки ИМНС явные, грубые, то в суде Вы сможете хорошо проучить ИМНС и сформировать у нее уважение к себе.
Для установления круга действий, которые могут осуществлять налоговые органы в рамках дополнительных мероприятий, необходимо исходить из нормативного регулирования конкретных форм налогового контроля, установленных в гл.14 НК РФ. Следует отметить, что налоговая проверка оканчивается справкой и актом (ст.89 и 100 НК РФ), таким образом, после того как справка и акт составлены, все мероприятия, которые налоговый орган может осуществлять исключительно в рамках налоговой проверки, уже последним проводиться не могут.
В частности, нельзя вновь выходить на предприятие (ст.89 НК РФ), нельзя проводить встречные проверки (ст.87 НК РФ), нельзя проводить осмотр (ст.92 НК), истребовать документы и осуществлять выемку (ст.ст.93.94 НК РФ). Это обусловлено тем, что в вышеуказанных статьях прямо говорится о том, что эти формы контроля проводятся во время проверки, а не за ее пределами.
В то же время, когда в соответствующих статьях указано просто о "конкретных действиях по осуществлению налогового контроля" без жесткой привязки к проверке, налоговые органы вправе истребовать в порядке ст.82 НК РФ объяснительные у налогоплательщика (причем, если речь идет об организации такие объяснительные можно истребовать только от соответствующих должностных лиц), опросить свидетелей (ст.90 НК РФ), назначить экспертизу (ст.95 НК РФ), привлечь специалиста (ст.96 НК РФ) или переводчика (ст.97 НК РФ).
Кроме того, налоговые органы вправе еще раз перепроверить представленные налогоплательщиком документы и сведения, например, пересчитать налоги или пени с учетом данных лицевой карточки, а также сделать соответствующие запросы в другие налоговые инспекции или в другие государственные организации (например, запрос в органы статистики для уточнения уровня рыночных цен в целях применения ст.40 НК РФ).
НК РФ не предусматривает необходимости составления отдельного акта по результатам проведения дополнительных мероприятий, как правило, это должно оформляться приложениями к ранее составленному акту, что в совокупности и будет составлять "материалы проверки". Но в любом случае, в результате дополнительных мероприятий положение налогоплательщика не должно ухудшаться, т.е. не могут вдруг возникнуть новые недоимки или новые эпизоды нарушений, так как допмероприятия, проводятся в результате возражений налогоплательщика, и по своему смыслу могут только дополнять тот материал, который уже был собран и обработан проверяющими в рамках процедуры налоговой проверки. Выходить за эти рамки неправомерно.
НК РФ не устанавливает срок для проведения дополнительных мероприятий, что является одним из серьезных его недостатков. Каких либо сроков по аналогии здесь тоже очень трудно применить. Можно только предположить, что налоговые органы ограничены 6 месячным сроком взыскания санкций по ст.115 НК РФ (от момента составления акта проверки), который является пресекательным и восстановлению не подлежит. В любом случае, налоговые органы должны уложиться в этот срок, иначе они потеряют возможность для взыскания штрафа.
Ардашев Владимир
Наверх