Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

С 28 июня 2003 г. ККМ следует применять и при наличных расчетах между организациями


Главная » Информация » Публикации за 2003 год » С 28 июня 2003 г. ККМ следует применять и при наличных расчетах между организациями

С 28 июня 2003 г. вступает в силу ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон). Принят Госдумой 25.04.03 г. Одобрен Советом Федерации 14.05.03 г. Подписан Президентом 22.05.03 г. Опубликован в Рос. газ. от 27.05.03г. No 99(3213). Что нового он несет предпринимателям? Попытаемся на основе анализа норм Закона ответить на данный вопрос.

Принципиальной новацией данного закона является то, что с 28.06.03 г. контрольно-кассовая техника (далее–ККТ), т.е. ККМ, оснащенные фискальной памятью, ЭВМ, в том числе персональные, программно-технические комплексы должна применяться всегда, когда оплата за товары, работы, услуги происходит наличными деньгами или с помощью пластиковых карт (ст. 1 и 2 Закона). Таким образом, в отличие от пока что действующего Закона РФ от 18.06.93 г. №5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» вне зависимости от статуса плательщика (будь то гражданин-потребитель, предприниматель или организация, а не только физическое лицо) ККТ должна применяться во всех случаях использования средств наличного платежа.

Исключения из этого правила указаны в ст. 2 Закона. В частности, как и ранее организации и предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности.

Как и ранее, ККТ не требуетсяпри продаже газет, журналов, ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов, при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, в случаях разносной мелкорозничной торговле с лотков, тележек, автотранспортных средств, цистерн и т.д. Следует обратить особое внимание, что этот перечень, указанный в ст. 2 Закона (и во многом совпадающий с Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 г. № 745) является исчерпывающим и иными подзаконными актами (как ранее) не может быть расширен или сужен.

Составляя перечень тех, кто может работать без кассовых аппаратов, законодатели не учли ошибку, допущенную правительством. Они решили, что те, кто принимает металлолом от населения, должны использовать ККМ. Однако Верховный суд РФ в определении от 19.12.02 г. № КАС02-624 указал, что касса сборщику металла не нужна, поскольку он не принимает деньги, а выдает их.Но, к сожалению, неправомерное требование правительства внесено в новый Закон. И организациям (ПБОЮЛ), принимающим металлолом, остается только посоветовать купить ККМ (чтобы налоговики не обвинили вас в том, что ее у вас нет), которая не будет работать, если налогоплательщик не станет получать наличку. Ненужных покупок можно будет избежать после того, как рассматриваемое положение закона признают недействующим. А рано или поздно это произойдет, ведь один раз судьи уже указали на его неправомерность. Конечно, после введения нового закона о ККТ на их определение нельзя ссылаться, поскольку формально оно основано на старом законе о ККМ. Зато аргументы, приведенные в определении ВС РФ, можно использовать в новом судебном споре.

Согласно новому Закону и с учетом п. 3 и 7 ст. 168 НК РФ, если наличными с вами расплатилась организация, то помимо счета-фактуры вы должны пробить ей чек через кассовый аппарат. А как в такой ситуации заполнять книгу продаж? Ведь в ней регистрируются не только выданные счета-фактуры, но и все кассовые чеки. Таковы требования пункта 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914. Получается, что одну и ту же операцию придется отражать в книге продаж дважды. Как этого избежать – должно в ближайшее время решить Правительство РФ.

Как и «старый» закон о ККМ Закон № 54-ФЗ разрешает применять только те модели кассовых аппаратов, которые внесены в госреестр. Однако, после вступления в силу Закона (по его смыслу) кассовые аппараты не придется регистрировать в центрах технического обслуживания (ЦТО). Так что с конца июня владелец кассы будет сам определять, стоит ли сотрудничать с техцентром. И заканчивая разговор о различных контролирующих и обслуживающих структурах, отметим, что после введения нового закона будет меньше полномочий у налоговиков. Они не смогут проверять, как кассовые аппараты используются в банках. Такой контроль – задача Центробанка и его подразделений (ст. 2 Закона).

В новом Законе как и старом есть требование использовать только исправную технику. Но дело в том, что для тех, кто не исполняет эту норму, не предусмотрено никаких санкций. Ведь сейчас ответственность установлена только для тех, у кого вообще нет кассового аппарата (ст. 14.5 КоАП РФ). МНС РФ, конечно, не согласно с таким положением вещей и считает, что применять неисправную машину – все равно что не иметь ее вовсе (письмо МНС РФ от 14.08.02 г. № АС-6-06/1243). Однако суды редко соглашаются с налоговиками и, как правило, заявляют, что за это штрафовать нельзя (постановления ФАС СЗО от 07.02. 03 г. № А05-10640/ 02-137/26, ФАС МО от 04.09.02 г. № КА-А40/ 5834-02, ФАС ЦО от 25.02.03 г. № А09-11652/ 02-16 и др.). Хотяестьпостановления в пользу инспекторов, но их очень мало (например, ФАС СЗО от 12.02. 03 г. № А05-11199/ 02-579/ 19).

Полагаем, что с выходом нового закона большинство судов по-прежнему будут поддерживать налогоплательщиков. Так что если вам начислят штраф, к примеру, за то, что на чеке нечетко пропечатались цифры или время там указано неверно, то платить его не нужно. Если, конечно, не будут внесены поправки в КоАП или в сам новоиспеченный закон. А последнее не исключено, поскольку Законом № 54-ФЗ недовольны даже многие депутаты. В частности, им не нравится то, что нормативный акт опять «подгоняет» под общие правила плательщиков ЕНВД, которых не освобождают от применения кассовых аппаратов.

По нашему мнению, совпадающему с мнением большинства экспертов, применение ККМ не должно распространяться на предпринимателей – плательщиков ЕНВД. Они начисляют налог не с выручки, и поэтому для них использование кассовых аппаратов нецелесообразно.

Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинСуть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству... в унаследованной из прошлого подозрительности… в отсутствии подлинного гражданского равенства и делового партнерства.

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2001 году

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»