Версия для печати
Не надо бояться налоговых проверок
Почему не нужно бояться налоговых проверок? Потому что налогоплательщик, зная основные принципы налогового законодательства, сможет защитить свои интересы от неправомерных действий ИМНС. Рассмотрим их.
Важнейший из них сформулирован в ст. 1 и 106 Налогового кодекса РФ. Ст.106 НК РФ дает определение налогового правонарушения, в качестве одного из важнейших элементов которого называет противоправность. Противоправным же может быть признано лишь нарушение налогоплательщиком Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных налоговых законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Это означает, что нарушение налогоплательщиком положений иных нормативных актов (Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Инструкций, приказов и писем МНС РФ) не влечет противоправности его деяний, применительно к положениям НК РФ.
Следующий принцип заложен в подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ и заключается в том, что налогоплательщик, в отличие от налоговых органов, может ссылаться на любые нормативные акты и разъяснения министерств и даже должностных лиц, трактующие различные обстоятельства в его пользу. Подтверждением этому принципу служит постановление ФАС по Уральскому округу от 03.06.99 г. № Ф09-374/99-АК. Арбитражный суд отказал во взыскании налоговой санкции с налогоплательщика, который, руководствуясь письмом Минфина РФ от 05.02.96 г. № 16-00-14-88, включил в себестоимость для целей налогообложения по элементу «Затраты на оплату труда» арендную плату за имущество, арендованное у физического лица, не являющегося предпринимателем. Согласно этому принципу налогоплательщику рекомендуется в случае сомнений немедленно обращаться к налоговым органам за получением соответствующего письменного разъяснения.
Как это ни покажется странным, но третий принцип отражен не НК РФ, а ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы РФ», принятого 27.12.91. Этот принцип устанавливает четкий критерий возможности привлечения налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение ведения учета – если это нарушение повлекло за собой сокрытие или занижение суммы налога. В этом принципе заложено важнейшее правило, согласно которому все, что проверяется в ходе любой проверки (камеральной или выездной), должно иметь обязательную связь с сокрытием или занижением проверяемого налога.
Поэтому налоговики не вправе требовать от налогоплательщика документы, не имеющие отношения к сокрытию или занижению проверяемого налога. Этот принцип распространяется не только на случаи предоставления документов по требованию налоговиков, но и на случаи привлечения налогоплательщика к ответственности.
Четвертый принцип заложен в самой Конституции РФ, в ее статьях 54 и 57.
Статья 54 говорит о том, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. А 57 статья устанавливает правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Например, до вступления в действие главы 25 НК РФ, регламентирующей налогообложение прибыли, предприятия не имели права относить на себестоимость затраты по содержанию жилого фонда. Статья 264 НК РФ с 1 января 2002 года такое право им предоставила, а внесенные в статью 264 НК РФ Федеральным законом № 57-ФЗ от 29.05.02 изменения опять резко ущемили права предприятий по содержанию жилого фонда. Новая редакция ст. 264 НК РФ наделяет предприятия правом относить на себестоимость лишь затраты по содержанию вахтовых и временных поселков. Однако в силу названных статей Конституции РФ налогоплательщики, относившие затраты по содержанию своего жилого фонда на себестоимость еще до вступления в силу главы 25 НК РФ, вправе отстаивать свои интересы со ссылкой на первоначальную редакцию ст. 264 НК РФ.
Пятый принцип установлен ст. 50 Конституции РФ. Согласно этому принципу налоговики не вправе использовать против налогоплательщика доказательства, добытые с нарушением процедуры, установленной законом. Этих процедур, установленных различными статьями НК РФ, множество. К главным из них при проведении выездных налоговых проверок необходимо отнести требования, предусмотренные статьями 87 – 101.1. НК РФ.
Таким образом, даже эти краткие советы помогут налогоплательщикам чувствовать себя намного увереннее перед любой проверкой.
Ардашев Владимир
Наверх