Версия для печати
В преддверии нового Таможенного кодекса
13 ноября 2001 г. Правительство России утвердило проект нового Таможенного кодекса, согласованный 33 ведомствами. Документ, подготовленный Минэкономразвития и ГТК на основе ныне действующего кодекса одобрен Всемирной таможенной организацией как отвечающий требованиям Киотской конвенции и ВТО. Все детали проекта были согласованы с представителями российских деловых кругов, поэтому поля для произвола не осталось. Проектом, кстати, (что очень немаловажно) доволен ГТК (ведь ему исполнять и претворять в жизнь нормы кодекса). Однако что он сулит предпринимателям? Что изменится с принятием принципиально новой редакции этого основополагающего документа в сфере ВЭД. Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, волнующие всех экспортеров и импортеров.
Прежде всего, надо отметить, что работа по согласованию проекта новой редакции кодекса чрезвычайно затянулась из-за разногласий между ГТК и Министерством экономического развития и торговли. Ведомство Германа Грефа настаивало на лишении таможни права оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и права валютного контроля. И то и другое председателю ГТК Михаилу Ванину удалось отстоять 13 ноября на заседании правительства, и в результате законопроект ушел в Госдуму в том виде, в каком его и хотела видеть таможня.
Горячая дискуссия вокруг валютного контроля возникла из-за того, что орган, обладающий правом такого контроля, имеет возможность, во-первых, применять санкции к нарушителям, а во-вторых, заниматься законотворчеством. Нынешняя система валютного контроля, в котором таможня занимает одно из главных мест, создавалась в стране с 1993 г., и именно она способствовала тому, что утечка капитала при легальном экспорте сократилась в последнее время с 30 до 0,6 % в год.
По мнению же ведомства Германа Грефа право таможенников на оперативно-разыскную деятельность и валютный контроль вряд ли будет уместно в условиях валютной либерализации. Розыскная же деятельность, считают в Минэкономразвития, несколько не соответствует роду деятельности таможни и должна осуществляться иными органами по сигналам, поступающим из ГТК. Председатель ГТК, однако, выражал недоумение: "Как таможенники будут отслеживать репатриацию валютной выручки и вообще работать в сфере внешней торговли, если не будут осуществлять валютный контроль?" В результате такие права за таможенниками оставили.
Таможенники будут также допущены и к банковской или любой другой тайне, касающейся внешнеэкономической деятельности. Нарушителей они смогут привлекать к ответственности за административные нарушения. Таможенники смогут проводить дознания по делам о преступлениях, относимых уголовным законодательством к их ведению. Оговаривается также право применения таможенниками физической силы и оружия. Однако при всем этом в проекте кодекса есть замечание, что таможенные органы не вправе разглашать информацию, составляющую государственную или иную тайну.
Разработчики кодекса спорили также о том, в каком документе должно даваться определение таможенной стоимости товара. Дело в том, что определение таможенной стоимости дается в новом Налоговом кодексе, ГТК предлагал его там и оставить. Минэкономразвития же настаивало, чтобы этот вопрос был прописан в Таможенном кодексе. В результате все же было решено, что таможенную стоимость будет определять Налоговый кодекс, в частности 28 глава НК.
Еще один спорный вопрос тоже решен в пользу ГТК - таможенные органы смогут по-прежнему бесплатно размещаться на площадях коммерческих структур (аэропорты, железнодорожные вокзалы, склады).
По словам зампредседателя ГТК Владимира Мещерякова новая редакция ТК - чрезвычайно прогрессивный для таможенного дела документ. Скорое принятие нового Таможенного кодекса Госдумой серьезно облегчит вступление России в ВТО. В новом ТК заложена идея упрощения и ускорения таможенных процедур за счет того, что документальное оформление товара будет происходить прежде, чем он придет. По нынешнему кодексу на оформление таможенной декларации таможне отводится 10 дней, по новой редакции - только 3 дня. Пока не известно, как именно ГТК внедрит подобное на практике. Тем не менее, сокращение времени прохождения таможенного оформления может стать для импортеров избавлением от лишних проблем, связанных с возникновением огромных очередей на некоторых участках российских границ.
В отличие от ныне действующего кодекса, новая редакция документа ориентирована на широкое применение современных информационных технологий. Как пояснила советник председателя ГТК Галина Баландина, "пока в России нет закона о цифровой подписи. Как только электронный документ получит в нашей стране юридическую силу, ГТК заменит бумажный документооборот на электронный".
Советник председателя ГТК Галина Баландина также отметила, что “при разработке кодекса мы ничего не придумывали, а лишь взяли всемирно признанную конвенцию "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур". По ней получается, что документальное оформление груза может проходить предварительно, а контроль - осуществляться уже после. Таким образом, груз не лежит на терминале, а импортер не несет издержек, связанных с хранением груза.
В новом кодексе закладывается дифференцированный подход по отношению к участникам ВЭД: от их добросовестности и “прозрачности” зависит, насколько быстро они сумеют оформить товар. На практике это правило уже действует, теперь же оно будет закреплено на уровне закона. Однако, желая пресечь разговоры о том, что таможня создает неравные возможности для клиентов, представители ГТК тотчас оговорились, что в деле уплаты таможенных платежей все равны, послабления касаются только самой процедуры оформления.
Как и предполагалось, определенная доля льгот будет направлена на предприятия, чья структура для таможни открыта. Однако любые упрощения технологий не означают снижение налогового бремени. Речь идет лишь о степени доверия таможни к предпринимателю. Тем самым закладывается важнейший принцип во взаимоотношениях с таможней: если ты честный и добросовестный предприниматель, не совершаешь умышленных и грубых правонарушений, то тебе будет открыт зеленый свет. Если не хочешь работать открыто, тогда извини… Думается, что это правило ускорит формирование нового менталитета российских предпринимателей, которых трудно заставить работать “по белому”, ведь главный индикатор для предпринимателя: выгодно-невыгодно.
Новая редакция кодекса полностью лишает таможню возможностей экономического регулирования ВЭД. Все будет регулироваться только законом, оперативные же вопросы будет решать правительство. Это очень важное правило, максимально ограничивающее произвол чиновника, его субъективизм и усмотрение. Сегодня ГТК по сути имеет все рычаги, кроме определения размеров пошлин, находятся во власти ГТК. Он назначает курс валюты, указывает, куда платить, в какие сроки это делать, а также берет на себя решение многих других проблем. С принятием нового ТК его широкие полномочия в этой области будут резко ограничены. ГТК будет отвечать лишь за технологию таможенных процедур.
Из кодекса исключаются также положения об административной ответственности за нарушение таможенных правил, поскольку эти вопросы будут регулироваться Кодексом об административных нарушениях. Исключены также и некоторые нормы, касающиеся социальных льгот сотрудников таможенных органов.
Таможенный кодекс должен унифицировать и существенно упростить нормативную базу по таможенному делу. Изначально, таможня представлялась структурой, облегчающей условия внешней торговли. На практике это осталось только декларацией. О каком облегчении может идти речь, если на сегодняшний день в стране действует около 2300 нормативных актов (это практически точная цифра), регламентирующих в России технологию таможенного оформления и взаимоотношения с участниками ВЭД. При таком разнообразии правил и их внутреннем противоречии работать нормально участникам ВЭД невозможно в принципе. Да и сами работники таможни в большинстве случаев списывают свои недоработки и возникновение споров на несовершенство нормативной базы.
Новый Таможенный кодекс направлен не в последнюю очередь на то, чтобы упорядочить существующую на сегодняшний день нормативную базу. А это, в свою очередь, упростит работу как таможенникам, так и участникам внешнеэкономической деятельности. Структурно новая редакция Таможенного кодекса состоит из 460 статей против 218 статей в ныне действующем кодексе. Это значит, что будущий кодекс будет в 2 раза более понятным и предсказуемым для отечественного и иностранного бизнеса. Таким образом, основную идею законопроекта можно озвучить так: будущий кодекс должен быть предельно безотсылочным.
Иностранные инвесторы, ранее жаловавшиеся на неясность формулировок в ныне действующем кодексе, тоже почувствуют себя более уверенно. Ведь в новом кодексе появятся целые главы, конкретизирующие отдельные таможенные процедуры. Например, если в ныне действующем кодексе есть лишь одна статья, посвященная перемещению через таможенную границу транспортных средств, то в новой редакции их будет целых 12. Гораздо более подробно кодекс будет описывать оформление товаров пассажиров, пересекающих государственную границу, международные почтовые отправления.
Помимо этого новый кодекс будет содержать правила выдачи лицензий в таможенной сфере: для таможенных перевозчиков, на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, деятельности таможенного брокера.
Отдельно кодекс регламентирует процесс перемещения товаров физическими лицами и отдельными категориями иностранных граждан. Внесет кодекс ясность и в уплату таможенных пошлин и налогов. Они будут считаться уплаченными до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Сама таможенная декларация должна быть оформлена не позднее чем через 15 дней после предъявления таможенным органам товара, который пересек таможенную границу.
Подчиняясь требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ВТО, в проект внесен раздел "Защита прав интеллектуальной собственности таможенными органами". Новая редакция будет также полностью соответствовать требованиям статьи 8 ГАТТ, которая гласит, что сборы за таможенное оформление должны быть равны стоимости оказываемых услуг.
Новая редакция кодекса вводит нормы, подробно регулирующие основания, порядок и формы проведения проверок таможенными органами. Совершенствуется правовой механизм, позволяющий участникам внешнеэкономической деятельности реально отстаивать свои законные права и интересы. Жаловаться на таможенников в случае возникновения конфликтной ситуации тоже станет легче. Новая глава предусматривает возможность устного обращения к вышестоящему сотруднику таможенного органа.
Новым кодексом предусматривается разная мера ответственности для физических и юридических лиц. В случае установления факта нарушения таможенных правил организации, ввозящие товары должны будут самостоятельно доказывать свою невиновность. При этом ТК расширит возможности таможни по проверке коммерческих структур - к нарушителям предполагается применять штрафные санкции. В то же время, доказательством вины физических лиц должна будет заниматься таможня. Также в новом Кодексе будет установлен срок давности по таможенным нарушениям - 3 года.
Таковы принципиальные положения проекта ТК. Он уже поступил в Госдуму, тем самым автоматически снимается вопрос о создании альтернативных проектов кодекса. И хотя у таможенников довольно оптимистичный взгляд на будущее кодекса, все-таки определенных сложностей не избежать. В Госдуме проект кодекса ждет нелегкая судьба. Особенно если учесть, что глава думского таможенного подкомитета - Валерий Драганов, бывший глава ГТК, который не скрывает скептического отношения к этому документу.
По последней информации из ГТК новую редакцию Таможенного кодекса Госдума примет, скорее всего, весной 2002 года. Эксперты предполагают, что новый ТК вступит в действие не ранее 1 января 2003 г.
Ардашев В.Л.
Наверх