Версия для печати
"Налоговики займутся "внешними источниками"
Как известно, Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не содержит «метода соответствия доходов и расходов», что позволяет налогоплательщикам уменьшать налогооблагаемую прибыль в налоговом учете по сравнению с прибылью в бухгалтерском учете. Так, по данным МНС РФ, после ввода в 2002 г. в действие Главы 25 поступления налога на прибыль в бюджеты различных уровней заметно сократились. Например, если в консолидированный бюджет в 2001 г. поступило 513,2 млрд. руб., то в 2002 г. эта сумма составила 462,3 млрд. руб., то есть снизились на 50,5 млрд. руб. При этом в федеральный бюджет поступления налога сократились на 19,4 %.
Руководитель департамента налогообложения прибыли МНС РФ Карен Оганян отмечает, что «уклоняться от уплаты по налогу на прибыль достаточно просто в связи с особенностями его исчисления, определенными несчитанными бухгалтерскими проводками. Наша задача это пресекать…».
Для «пресечения» подобных безобразий МНС РФ планирует усилить налоговое администрирование. В частности, при проведении камеральных проверок анализировать налоговую базу сотрудники налоговых органов будут с использованием информации по внешним источникам, то есть по данным расходования электроэнергии, воды, газа и прочего. В качестве «информаторов сторонних источников» будут выступать пограничные и таможенные службы, МВД и ГИБДД.
Исходя из общего принципа технологии производства, для того, чтобы произвести единицу продукции, нужно использовать определенное количество ресурсов. Например, чтобы испечь буханку хлеба нужно использовать, допустим, 200 г муки, какое-то количество электроэнергии, воды, тепла и др. Подобные нормативы можно выявить по всем отраслям (производство, строительство, оказание услуг и т.д.). Налоговые инспекторы при анализе заявленных доходов теперь будут сопоставлять их с расходами, которые организация, собственно, понесла на изготовление единицы продукции. Если налоговики увидят явные несоответствия, допустим, на ту же буханку хлеба было израсходовано 800 г муки, а не 200, и в незавершенном производстве ничего нет, то они обязательно будут «выпытывать» у налогоплательщика - почему у него такой высокий расход.
С использованием информации, напрямую не связанной с налогоплательщиком (информации из внешних источников), можно будет выяснить, насколько полно заявлены доходы. МНС РФ в ряде своих писем и рекомендаций уже четко обозначила свою задачу: усиление эффективности налогового администрирования, чтобы налогоплательщик понимал, что любые его незаконные действия будут иметь негативные последствия. Правда, чиновники МНС РФ заверяют, что произвола при проведении таких проверок со стороны налоговых органов не будет.
Дополнительные меры расцениваются МНС РФ как возможность контроля и даже самоконтроля для налогового инспектора, чтобы он определился, насколько правильно выдержано соотношение и насколько соблюдаются экономические нормативы деятельности предприятия. МНС РФ уверяет, что из налоговых инспекторов министерство планирует сделать не страшных ревизоров, а аналитиков, которые могли бы исследовать положение на предприятии и указывать в отчетах действительное соотношение доходов и расходов. При этом акцент здесь делается, конечно, на крупных налогоплательщиков (нефтяные и газовые компании), чьи налоговые отчисления по налогу на прибыль существенно влияют на бюджет страны. С предприятиями малого и среднего бизнеса разбираться досконально с финансовой точки зрения не очень выгодно, да и руки пока до всех не доходят.
В крупных компаниях такую новость восприняли спокойно. Так, аналитики, компании «ЛУКойл» считают, что если МНС заявляет об этом, то у них есть возможности проводить такие проверки. Это право МНС. Нашу компанию и так постоянно проверяют, так какая нам разница - как нас будут проверять. Эксперты компании «Роснефть» также особенно не переживают по этому поводу: «Наша компания готова ко всякого рода проверкам. Пусть проверяют по внешним источникам. Проверки со стороны МНС, Счетной палаты и других органов проводятся достаточно регулярно, поэтому здесь нет никакого драматизма».
Надо признать, что подобные методики контроля, пока еще необычные для России, присутствуют в странах с развитым налоговым администрированием, с высокоэффективными налоговыми властями, с давней историей существования налоговой системы. А также в странах, где есть хорошая судебная система, при которой налогоплательщики могут оспорить подобное дело в суде без заранее известного результата в пользу налоговых инспекций. С учетом этого можно предположить, что вопрос применения такого рода проверок в России неочевиден, поскольку они могут привести к довольно существенным перегибам со стороны налоговых инспекций, увеличению коррупции, а также к давлению на неугодных налогоплательщиков.
Исходя из намечаемых МНС РФ мероприятий, положений ст. 252 НК РФ и формирующейся судебной практики можно сделать вывод, что в ближайшее время при выездных проверках расходная часть не только крупных, но и средних и малых налогоплательщиков будет подвергаться серьезному анализу. Это требует немедленной адекватной реакции налогоплательщиков, принятия превентивных мер и применения более интеллектуальных схем налогового планирования вместо используемых ныне, более грамотного оформления договорной и налоговой документации. Использование же фирм-однодневок, списание на себестоимость «липовых» расходов, применение завышенных цен и т.д. должно быть существенно ограничено и тщательно продумано, в противном случае решение сиюминутных проблем с НДС и налогом на прибыль после ближайшей налоговой проверки может обернуться огромными недоимками, пенями и штрафами.
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир
Наверх