Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Принцип «одного окна» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности


Главная » Информация » Публикации за 2004 год » Принцип «одного окна» при регистрации субъектов предпринимательской деятельности

Принцип «одного окна», о необходимости которого так много говорили и чиновники, и предприниматели, наконец-то заработал. 27.12.03 г. вступил в силу ФЗ от 23.12.03 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В чем же заключается совершенствование процедур регистрации?

Самое принципиальное новшество заключается в том, что отпадает необходимость лично обращаться за постановкой на учет во внебюджетные фонды и органы статистики. Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юр. лиц и предпринимателей. Самим же субъектам предпринимательской деятельности достаточно будет иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках. Данная информация должна быть передана ИМНС в фонды и отделения статистики в течение 5 рабочих дней.

Кстати, о статистике. В законе о совершенствовании процедур регистрации… об отделениях статистики ничего не сказано. Это связано с тем, что до этого ни один документ не содержал подобной нормы, поэтому и поправки вносить было, по сути, некуда. В дальнейшем будут выпущены постановления, регулирующие межведомственный обмен информацией, где будет прописан порядок передачи данных из ИМНС в Госкомстат.

В настоящее время уже практически отлажен механизм действия принципа «одного окна». Обмениваться информацией ведомства будут по Интернет, а каждый документ будет снабжен электронно-цифровой подписью. Предприниматели и организации получат из фондов заказные письма, подтверждающие постановку на учет.

Получив свидетельства о регистрации, можно будет сразу открывать счет в банке и вести деятельность. Как уверяют представители МНС РФ, ошибки при передаче информации из ИМНС в фонды практически исключены. Но если вдруг проблемы и возникнут, то решать их будут налоговики и представители фондов, а налогоплательщика это касаться не должно.

Однако, несмотря на энтузиазм сотрудников МНС РФ по поводу электронной системы передачи данных, успешность ее внедрения вызывает некоторые опасения. Наверняка на первых порах тех или иных накладок не избежать. Стоит вспомнить о проблемах, которые возникают с приемом электронной отчетности в ряде ИМНС. А уж о технических возможностях, которыми располагают ИМНС и отделения фондов в регионах, вообще говорить не приходится.

Помимо вышеуказанных новшеств важные изменения касаются публичности информации о субъектах предпринимательской деятельности. Так, поставив на учет индивидуального предпринимателя, ИМНС внесет данные о нем в специальный реестр, правила хранения информации в котором утверждены постановлением Правительства РФ от 16.10.03 г. № 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. № 438 и 439».

Чтобы пройти регистрацию, «новоиспеченный» предприниматель должен принести заявление, копию паспорта и документ об уплате госпошлины в размере 400 руб. (ФЗ от 08.12.03 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР»). А тем, кто уже числится в качестве ПБОЮЛ, вместо квитанции следует представить Свидетельство. Платить пошлину (80 руб.) таким налогоплательщикам придется только при снятии с учета. Заявление на госрегистрацию подается в бумажном и, по возможности, в электронном виде. Его форму можно скопировать из Интернет или, например, из текста постановления № 630, размещенного в информационных базах. Если вы представляете копии документов, их обязательно нужно заверить у нотариуса.

Кстати, перед началом регистрационной кампании законом № 169-ФЗ депутаты все-таки отменили нормативный акт еще времен СССР (Указ Президиума ВС СССР от 04.08.83 года), который запрещал нотариусам удостоверять копии паспортов. В противном случае заявителям пришлось бы приходить в инспекцию лично и приносить подлинник паспорта.

Подавать документы в ИМНС на регистрацию может кто угодно (курьер, секретарь и т.п.), но заявителем больше не может выступать лицо по доверенности. Такое требование содержится в ФЗ от 26.03.03 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"» и касается как организаций, так и предпринимателей. Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом, в роли которого может выступать только сам предприниматель. Что касается предприятий, то при их регистрации заявление подается от имени руководителя, учредителя или конкурсного управляющего (при ликвидации). Но отвезти эти документы в ИМНС может представитель.

Сведения о ПБОЮЛ (Ф.И.О., пол, гражданство, адрес, дата госрегистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения в гос. реестр, а также информация о лицензиях) будут предоставляться по запросу любого лица. Скрытыми от посторонних глаз остаются дата, место рождения и паспортные данные предпринимателя. Учредители же организаций, раскрыв такие сведения в учредительных документах, тем самым делают их достоянием общественности, поскольку в этом случае ограничения не действуют.

ИМНС предлагает еще одну услугу: сверку данных реестра с теми, которыми располагает заинтересованное лицо. Затем ИМНС выдаст справку о соответствии либо несоответствии сведений. Ответить на запрос налоговики должны в течение 5 рабочих дней. Плата за каждый выдаваемый документ, согласно постановлению № 630, составляет 2 МРОТ (200 руб.). Если сведения нужны срочно, заплатить придется вдвое больше.

Сообщать в ИМНС обо всех сделках по-прежнему должны ведомства, чья работа связана с регистрацией прав на недвижимость, транспортных средств. Помимо этого готовятся изменения в статью 85 НК РФ, которыми ужесточаются требования к структурам, проводящим регистрацию организаций и предпринимателей, смены их места жительства, сделок с недвижимостью и т.д. Планируется, что налоговики будут быстрее узнавать об изменении личных данных человека, в течение 5 (а не 10, как сейчас) дней им будут сообщать о лицензиях, выданных налогоплательщикам (например, нотариусам). Также в ИМНС будет собираться вся информация о регистрации адвокатов и их объединений.

ИП, не успевших пройти перерегистрацию в течение года, будут считать «мертвыми». Никакие штрафы и судебные разбирательства им не грозят, а если им захочется продолжать работу, достаточно будет просто прийти в ИМНС и заново встать на учет.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир

Наверх
Афоризмы

Петр IБоярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была.

Петр 1

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»