МВД вместо налоговой полиции: что нового и каковы перспективы
Как известно, в прошлом году была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции. Вместо нее 1 июля 2003 г. в соответствии с Указом Президента РФ была создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее - ФСЭНП). Сегодня она приняла на себя основную тяжесть борьбы с этими видами преступлений. Ее руководителем является зам. министра внутренних дел РФ генерал-лейтенант С.В. Веревкин-Рахальский.
Налоговая полиция (далее – НП) созданная 11 годами ранее, фактически влилась в новую структуру, поэтому первоначальная радость предпринимателей относительно ликвидации НП оказалась беспочвенной. Более того, есть все основания утверждать, что новый орган будет работать более эффективно, а его сотрудники более компетентны.
Появление ФСЭНП было продиктовано самой жизнью. НП выполнила свою миссию на определенном этапе становления и развития экономики РФ. В последние годы спецслужбы, расследуя преступления в экономической и налоговой сферах, зачастую стали дублировать друг друга. Сотрудники НП и подразделений ГУБЭП МВД РФ параллельно занимались пресечением криминальных преступлений по одним и тем же составам УК РФ. В общем, фактическое объединение НП и МВД РФ для государства очень правильный и результативный шаг в борьбе с налоговыми преступлениями.
С точки зрения структурных изменений в рамках реформирования правоохранительной системы РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.03 г. ФСЭНП является составной частью сил криминальной милиции. Структура ФСЭНП МВД России утверждена министром внутренних дел РФ. В ее составе: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП ФСЭНП), ранее входившее в структуру Службы криминальной милиции МВД России, и вновь созданное Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП).
На уровне федеральных округов ФСЭНП представлена оперативно-розыскными бюро по экономическим и налоговым преступлениям соответствующих главных управлений МВД России, а в субъектах федерации - управлениями и отделами.
Права сотрудников ФСЭНП МВД России утверждены на законодательном уровне. Согласно п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам МВД РФ предоставлены довольно обширные полномочия, которые, однако, не подменяют полномочий налоговых органов. В частности, они имеют право требования обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также право их проведения. Кроме того, ФСЭНП предоставлены следующие права: участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц. В данном случае органы МВД фактически стали субъектами налоговых правоотношений и получили право осуществлять налоговые проверки налогоплательщиков. Причем не только совместно с налоговыми органами, но и самостоятельно.
В первом квартале 2004 г. планируется завершить подготовку инструкций по совместной работе с МНС РФ, которые снимают все разночтения и разногласия при проведении совместных проверок. Плановые проверки, разъяснительная и консультативная работа с налогоплательщиками - прерогатива МНС РФ. Задача ФСЭНП: выявление и пресечение преступлений в экономической и налоговой сферах.
Обновление коллективов подразделений ФСЭНП в регионах, активная ротация кадров - все это объективно влияет на эффективность работы новой структуры. По состоянию на январь 2004 г. численность ФСЭНП составляет 32 тыс. чел., в том числе подразделений по налоговым преступлениям - 14 тыс. сотрудников. Назначены руководители центрального аппарата, начальники оперативно-розыскных бюро в федеральных округах, руководители в региональных подразделениях. На работу пришли профессионалы с высшим образованием. Существенно повысились информационные возможности новой структуры по сравнению с НП. Таким образом, око государево не дремлет.
Однако предпринимателям не стоит бояться, поскольку процедура возбуждения и расследования уголовных дел строго регламентирована. По новому УПК все дела возбуждаются только с санкции прокурора, а последний не всегда их дает, зная, что дела по налоговым преступлениям представляют собой значительную сложность в силу объемности, трудности доказывания и многоэпизодности. Чтобы подтвердить свою точку зрения на перспективность дела в суде сотрудникам ФСЭНП надо очень хорошо поработать. Адвокатам в таких делах есть, где разгуляться…
Правда, не стоит забывать о новациях в УК РФ, которые с правовой точки зрения являются хорошо компенсированными. С одной стороны, происходит либерализация законодательства - снижены сроки наказаний в среднем на год-два, однако появились новые составы преступлений, а квалифицированные правонарушения по уклонению от уплаты налогов ч. 2 ст. 199 УК остались в категории тяжких преступлений. В связи с этим ФСЭНП может проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об оперативно-розыскной деятельности.
Наряду со снижением сроков наказания произошло ужесточение штрафных санкций. Теперь сумма штрафа может достигать 500 000 руб. Расширился перечень налоговых преступлений. Раньше это были лишь 2 статьи - уклонение от уплаты налогов физическими и юридическими лицами. Теперь предусмотрено наказание за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента - по ст. 199.1 УК и уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно осуществляться взимание недоимки, - по статье 199.2 УК. Последний состав очень актуален!
Теперь все - и налогоплательщики, и налоговики, и прокуроры, и судьи, и сотрудники ФСЭНП - имеют четко прописанные составы преступлений, чего нельзя было сказать каких-то несколько месяцев назад. Таким образом, исключаются способы недобросовестного толкования состава преступлений в ту или иную сторону.
Для справки: Итоги работы ФСЭНП МВД РФ за июль-декабрь 2003 г.: выявлено 2 509 налоговых преступлений. Сумма причиненного ущерба по раскрытым преступления по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. увеличилась более чем на 6 млрд. руб. и составила 15,8 млрд. руб. Сумма возмещенного ущерба по возбужденным уголовным делам составила 3,3 млрд. руб., что по сравнению со 2-м полугодием 2002 года больше на 1,7 млрд. руб. За июль-декабрь прошлого года за налоговые преступления к уголовной ответственности было привлечено 650 граждан. Эти цифры заставляют задуматься…
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир
Наверх