Версия для печати
Принципы оптимизации налогообложения посредством договорного моделирования
Времена использования фирм-однодневок, когда налог на прибыль и НДС можно было легко снижать посредством «липовых» затрат (типа маркетинговых услуг), постепенно уходят в небытие. Сам термин «налоговая оптимизация» с учетом новой налоговой политики государства звучит уже не вполне политкорректно.
Между тем минимизация налогов законными способами - конституционное право налогоплательщика. Надо только знать грань, за которой действия налогоплательщика могут быть расценены как недобросовестные и квалифицированы как налоговое правонарушение и уклонение от уплаты налогов.
Под налоговым планированием понимают выбор оптимального сочетания правовых форм отношений в рамках действующего налогового законодательства и их рациональное применение в хозяйственной деятельности фирмы. На практике оно реализуется по следующим основным направлениям:
1) оптимизация структуры бизнеса;
2) внедрение строгой учетной политики, соответствующей особенностям хозяйственной деятельности данного предприятия;
3) налаживание договорной политики и системы хозяйственных связей;
4) разработка внутренней финансовой отчетности, дающей полную картину хозяйственной деятельности предприятия и финансовых результатов;
5) контроль правильности исчисления, соблюдения сроков уплаты налоговых платежей и предоставления отчетности с помощью налогового календаря;
6) использование всех возможных для данного предприятия льгот;
7) выбор юрисдикций с льготным налогообложением;
8) использование специальных налоговых режимов.
Наибольший эффект в налоговом планировании дает оптимизация договорных связей фирмы с контрагентами, которая предусматривает проведение системно-аналитической работы по выбору контрагентов, вида договоров, порядка выполнения договорных условий и их оплаты. Уже сам вид договора кардинально влияет на налоговые последствия сделки.
Например, замена прямой реализации договором простого товарищества дает беспрецедентную налоговую экономию для «упрощенцев». Или еще пример: при покупке оборудования замена договора купли-продажи лизинговым договором позволяет относить лизинговые платежи на затраты сразу после их оплаты и позволяет производить ускоренную амортизацию.
Очень эффективно договорное моделирование для минимизации НДС. Так совершенно очевидно, что налогоплательщику НДС невыгодно приобретать товары (работы, услуги) без входного НДС, например, у граждан, у лиц, использующих специальные налоговые режимы. Следовательно, необходимо заключать «затратные» договоры с лицами, являющимися плательщиками НДС, одновременно предусматривая «удобные» сроки платежа по ним.
При снижении налоговой нагрузки посредством договорного моделирования следует учитывать ряд важных правил-принципов:
1) в свое время излюбленным средством оптимизации договорных отношений было использование в качестве контрагентов фирм из традиционных оффшоров, однако в настоящее время, особенно после нашумевшего дела ЮКОСА, использовать их слепо не рекомендуется. Эти операции находятся под особым контролем налоговиков.
2) при проработке механизма затратных договоров ни в коем случае не используйте подставные фирмы-однодневки, обналичивающие полученные по договорам денежные средства, которые «черным налом», т.е. неучтенными по бухгалтерии наличными деньгами, возвращаются вам. Налоговые органы уже имеют отлаженные и очень эффективные методики их выявления с соответствующими последствиями. Признать такие сделки недействительными и применить штрафные санкции не составляет для них труда.
3) любое договорное построение не должно восприниматься со стороны как что-то искусственное, явно придуманное для снижения налоговой нагрузки и не имеющее ничего общего с разумными коммерческими целями предпринимателя. Используемые методы должны быть полностью законными и иметь экономическое обоснование, которое должно убедительно доказывать наличие разумной деловой цели сделки. Так, перевод всего персонала фирмы на работу в фирму, работающую по упрощенке, в одном случае является законным способом экономии налогов с ФОТ, а в другом нет. Все зависит от того, сумеете ли вы убедить налоговые органы в экономической целесообразности, необходимости, оправданности этой операции, наличии четкой деловой, хозяйственной цели. Иными словами, все должно выглядеть правдоподобно, без тени мнимости или притворности сделки.
4) старайтесь избегать контактов с «бумажными компаниями», оформленными на утерянные паспорта. Несуществующий «директор» будет самым слабым местом в вашей схеме, если вдруг налоговая инспекция захочет вас проверить. Также надо всячески избегать оформления договоров с явными признаками мнимости и притворности с т.н. аффилированными фирмами (в частности, когда у фирм-контрагентов совпадают директора и/или учредители).
5) в настоящее время совершенно недостаточно оформить договор или их цепочку «правильными» документами. Надо, чтобы эти документы соответствовали действительности, имели под собой реальные, а не выдуманные факты хозяйственной деятельности. Так, если будет установлено, что груз, который по документам перевозился на переработку вашему контрагенту, в действительности никуда в пространстве не перемещался (а сделать это при нынешних возможностях налоговиков и правоохранительных органов несложно), то совершенно очевидно, что все ваши документы сработают только против вас, свидетельствуя о криминальном уклонении от уплаты налогов.
6) известное правило бизнеса гласит: «Разделяй оборот, имущество, персонал и т.д.». Если все ваши действия по оптимизации будет проводить одно лицо (физическое или юридическое), то возможностей по применению большинства способов снижения налогов становится значительно меньше.
Разделение приводит к снижению налогов потому, что вы имеете возможность для каждого направления (недвижимости, других основных средств, оборота, персонала и т.п.) создавать различные структуры, каждая из которых снижает наиболее значимый налог. Использование этого принципа позволяет не только снизить налоги, использовать различные налоговые режимы, но зачастую и увеличивать надежность бизнеса. Различные виды бизнеса также лучше развести в разные структуры, что позволит корректировать взаимодействие между ними при изменении законодательства (что-то вроде «аутсорсинга по-русски»).
7) никто не заинтересован усложнять схемы взаимодействия между подразделениями и правила учета и отчетности, увеличивать бухгалтерию. Но издержки неизбежны. Любой используемый метод снижения налогов оценивается по соотношению сэкономленных и затраченных для этого средств и усилий.
Так, вложив в реализацию метода налоговой оптимизации 1 условный рубль, вы пытаетесь сэкономить 10 условных рублей. Но за эти 10 вы расплачиваетесь чем-то еще: снижением надежности, безопасности и прозрачности бизнеса; усложнением учета, снижением его достоверности (что существенно сказывается на инвестиционных возможностях бизнеса); снижением авторитета менеджмента и доверия к нему со стороны акционеров, проблемами в коллективе и т.д. Одним словом, надо сопоставлять цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД,
Ардашев Владимир
Наверх