Пилюля от рисков
Интервью опубликовано в журнале «Услуги для бизнеса», январь 2006 года
Для местных предпринимателей юридический аутсорсинг стал пилюлей от рисков. Характерно, что такую схему более охотно использует малый и средний бизнес. Ресурс целой компании позволяет решать любую задачу грамотно и в срок.
С кем сотрудничать?
Выбор партнера на рынке правовых услуг во многом зависит от задачи, которую необходимо решить. Хотя строка «комплексное обслуживание предприятий» есть в активе большинства юридических компаний города, за одинаковым наименованием скрываются разные возможности. Сейчас в Екатеринбурге прижился формат юридического супермаркета, куда приходят за решением всех правовых проблем, начиная с регистрации фирмы и заканчивая представительством в суде. А вот доля компаний, занимающихся решением эксклюзивных задач, допустим банкротством - невелика.
Да и не нужно, по совету экспертов, бежать по любому поводу в именитую компанию, где трудится не один десяток специалистов. Тем более, услуги юристов, чей труд подкреплен брендом компании, довольно дороги. «С шаблонной задачей нет смысла идти в компанию с мощным брендом, – рекомендует Владимир АРДАШЕВ, управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и партнеры».– Иногда предпринимателю выгоднее воспользоваться услугами фирмы с небольшим штатом. А для решения мелких проблем, будет достаточно одного опытного специалиста». В любом случае, юридическая компания или конкретный специалист должны иметь сложившуюся репутацию на рынке.
Что отдают на аутсорсинг?
Как констатируют участники рынка, на аутсорсинг может отдаваться что угодно, начиная от отдельных поручений – консультации, составления договора, и заканчивая полным юридическим сопровождением деятельности предприятия. Как правило, задачи прямо пропорциональны размеру бизнеса. В кругу начинающих свое дело одной из самых востребованных услуг становится регистрация фирм и лицензирование. Компаниями, долго работающими на рынке, востребованы услуги, связанные с корпоративным правом, налогообложением, реализацией инвестиционных проектов, заключением крупных сделок, в частности, с недвижимостью – здесь работа юриста в чем-то схожа с трудом частного детектива.
Большим спросом пользуется налоговое планирование – многие предприниматели вполне обоснованно задумываются о том, что надо постепенно выходить из тени, но как это сделать не знают. Нередко юристов призывают помочь в выборе наиболее оптимального формата работы на рынке, моделировании структуры бизнеса (холдинга), договорных связей, товарных, финансовых потоков. В этом случае юрист предлагает и внедряет модель ведения бизнеса под специфику деятельности компании, обеспечивая клиенту частноправовую и налоговую безопасность его активов. И, наконец, еще одна важная задача – представительство в суде, работа с налоговыми и иными административными органами. Задача не из простых. Многие бизнесмены справедливо отмечают: «С контрагентом еще можно договориться, а вот с государством практически нельзя».
Интересно, что потребность в передаче правовых вопросов сторонним специалистам может возникнуть даже при наличии на предприятии своего юриста или даже целой службы. Определенный процент заказов юридическим фирмам обеспечивают их коллеги, работающие в юридических отделах, которые не берутся за сложные и очень ответственные проекты, рекомендуя руководству обратиться за помощью к профессионалам в соответствующей сфере. Как правило, это корпоративные, налоговые споры, банкротство, инвестиционные проекты, т.е. дела, которые являются нетипичными для юридической службы предприятия и требуют мобилизации ресурсов целой команды специалистов в разных отраслях.
Дает ли юрист какие-то гарантии?
При переговорах с юридической фирмой этот вопрос задается одним из первых. Если исход дела зависит только от юриста, естественно, он может прогнозировать результат и несет ответственность за выбранную им стратегию и методики. Но когда дело или спор имеет массу Неизвестных, очень противоречиво, разрешается с участием властных и судебных органов, то здесь юрист может гарантировать только высочайшее качество своей работы, сделав все возможное для достижения цели. Гарантии положительного решения в суде или властном органе – крайне неэтичны и недопустимы для уважающего себя юриста.
Владимир Ардашев отмечает, что в его компанию часто приходят клиенты, прямо интересующиеся: «А нет ли у вас связей в суде или властных структурах для неформального решения вопроса?» Истинный профессионал, который дорожит своим именем, на взятках и связях не работает. Он не занимается «ручной работой», он думает головой, виртуозно применяя современные технологии разрешения конфликта исключительно в рамках правового поля, несмотря на то, что на последнем немало «мин».
Почти все эксперты сходятся во мнении, что вопрос гарантий вторичен по отношению к вопросу доверия. Надежность, доверие и хорошие рекомендации - вот что интересует клиента. Качественное, с максимально возможной заботой о клиенте исполнение своих обязательств – это дело чести и профессионального долга юриста. Потеря доверия и уважения – самое страшное для юриста, и чтобы укрепить их, он будет стараться. В этом смысле услуги юридической фирмы более интересны, чем «услуги» штатного юриста. Потенциал фирмы несопоставим с возможностями одного специалиста. Юридическая фирма работает не просто ради денег, она по-настоящему заботится о клиенте, укрепляя свой бренд и репутацию, которые являются залогом успеха. Ведь клиенты у юридической фирмы, как правило, появляются не благодаря рекламе, а благодаря рекомендациям уже существующих клиентов.
Будет ли сохранена конфиденциальность информации?
В сохранении конфиденциальной информации юрист заинтересован даже больше, чем его клиент. Предательство клиента и одновременная работа на двух противоборствующих между собой клиентов – самый тяжкий грех. Кто же будет работать с тем, кому нельзя доверять? Если клиент при потере тайны рискует потерять одну сделку, то юридическая компания - весь бизнес и всех клиентов. Таким образом, когда предприниматель привлекает внешнего консультанта, который имеет высочайшие стандарты работы и этические правила, моральные принципы и традиции, вопрос о сохранении коммерческой тайны не встает.
Окупаются ли затраты на аутсорсинг?
Здесь действует довольно простая арифметика. Затраты на штатного юриста составляют примерно 10-15 тыс. в месяц, а если прибавить к этой сумме организацию рабочего места, налоговые отчисления и низкую производительность труда специалиста без большого опыта, то экономика получается удручающей. Юрист «на зарплате» не будет работать фанатично, по ночам и выходным, ставя интересы клиента и дела выше своих личных.
Почти во всех юридических компаниях к ценообразованию подходят гибко, с прицелом на достижение реального результата для клиента. Есть две основные схемы сотрудничества: либо абонентское обслуживание по определенному тарифу с ежемесячной платой, либо выполнение конкретных заданий. Пока бизнесмены больше склоняются ко второму варианту, предпочитая платить деньги за реально потребленные услуги и достигнутый экономический эффект. Такой формат работы удобен, прозрачен и стимулирует самого юриста.
Хотя и у первой схемы есть свои преимущества – заплатив один раз, клиент получает практически нелимитированный объем услуг, которые предусмотрены тарифом и договором. Следует отметить, что почасовая же оплата услуг юриста в России, в отличие от Запада, пока не прижилась.
Будет ли сторонний юрист надежным помощником в бизнесе?
В последнее время юрист перестает быть обычным консультантом в области права, а становится настоящим советником по разным вопросам, бизнес-консультантом и аналитиком. Он должен уметь прорабатывать любой проект не только с точки зрения права, но и с позиции предпринимательских, политических и налоговых рисков. Он должен обладать масштабным мышлением, креативом, уметь нестандартно и дерзко решать проблему клиента. Неслучайно крупные юридические фирмы работают в новом формате – оказывают не только правовые услуги, но и являются интеллектуальным центром по комплексному решению задач клиента в области управления, права, финансов, налогообложения, аудита, бухучета, с привлечением инструментов практической психологии, менеджмента, политики и маркетинга. Кстати, решение проблем в одном месте удобно клиенту и обеспечивает большую сохранность конфиденциальной информации.
Владимир Ардашев объясняет это изменившимися и очень высокими требованиями современных предпринимателей: «Сейчас бизнесмену не нужен просто юрист, который узко мыслит и не знает ничего кроме права. Клиенту нужно фактическое и окончательное, а не формальное и половинчатое решение его проблемы. Обычный юрист зачастую неспособен это сделать. Клиента интересует бизнес и экономика, а не право! Выиграть суд мало, надо ведь реально достичь поставленной цели, например, взыскать долг или защититься от неправомерных требований налоговиков. Именно поэтому настоящий юрист должен быть, прежде всего, бизнес-советником.
Консультант – это профессия второй половины жизни. Здесь нужны опыт, смекалка, хватка, знание закономерностей, понимание причин вещей, наличие передовых управленческих технологий, умение вести переговоры с использованием специальных психологических приемов. Иными словами, юрист в России должен быть больше, чем юрист! А продвинутые юристы чаще всего работают в одиночку или в ведущих юридических компаниях. Делайте выводы!
Наверх