Зачет НДС по 0% ставке
Согласно позиции ВАС РФ налогоплательщик не вправе зачесть сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет по общей декларации, за счет сумм НДС, заявленных им к возмещению из бюджета в декларации по НДС по ставке 0 %. Даже в том случае, когда ФНС в ходе рассмотрения судебного спора признала возможность зачета.
Фабула дела:
Налогоплательщик 20.12.04 представил налоговикам декларации по НДС за ноябрь 2004 го-да. Согласно одной из них сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по операциям на территории РФ, составила 645 512 401 руб., согласно другой (по налоговой ставке 0 %) сум-ма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 1 062 600 554 руб.
Налоговики на следующий день после получения от налогоплательщика указанных двух деклараций по НДС предъявили ему требование об уплате НДС по состоянию на 21.12.04 в сумме 937 761 485 руб, а также 2 894 286 руб. пеней в срок до 31.12.04.
Решением всех судебных инстанций (кроме ВАС РФ) требование N 22671 признано недействительным. Суды исходили из того, что налоговики не доказали наличие недоимки, указан-ной в оспариваемом требовании, так как она исчислена без учета суммы, заявленной к вы-чету (возмещению) в декларации по налоговой ставке 0 %.
Впоследствии налоговики все-таки подтвердили право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС по второй представленной им декларации по ставке 0 %. По мнению же ВАС РФ налогоплательщик должен был перечислить в бюджет НДС в сумме 645 512 401 руб., заведомо зная, что за этот же период бюджет должен возместить ему гораздо большую сумму НДС - 1 062 600 554 руб.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ от 07.02.06 г. N 11608/05
извлечение
Президиум ВАС РФ рассмотрел заявление Межрайонной инспекции ФНС N 7 по Тюменской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 22.02.05 по делу N А70-11591/29-2004 и постановления ФАС ЗСО от 06.06.05 по тому же делу.
Президиум установил:
ЗАО «УватТрейд» 20.12.04 представило в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 7 по Тюменской области две декларации по НДС за ноябрь 2004 г. Согласно одной из них сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по операциям на территории РФ, составила 645 512 401 руб., согласно другой (по налоговой ставке 0 %) сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 1 062 600 554 руб.
Требованием N 22671 об уплате налога по состоянию на 21.12.04 инспекция предложила обществу уплатить 937 761 485 руб. НДС, а также 2 894 286 руб. пеней в срок до 31.12.04.
ЗАО «УватТрейд» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным требования N 22671, полагая, что у инспекции отсутствовали основа-ния для его выставления.
По мнению общества, вследствие того, что сумма налоговых вычетов по экспортным операциям превысила сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет, у ЗАО «УватТрейд» образо-валась переплата по НДС в размере 417 088 153 руб. Решением суда первой инстанции от 22.02.05 требование N 22671 признано недействительным. Суд исходил из того, что инспекцией не доказано наличия недоимки, указанной в оспариваемом требовании, так как она ис-числена без учета суммы, заявленной к вычету (возмещению) в декларации по налоговой ставке 0 %.
ФАС ЗСО постановлением от 06.06.05 решение оставил без изменения. Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, полагая, что направленное налогоплательщику требование об уплате НДС является недействительным в случае, когда налого-вым органом проверена правильность исчисления и уплаты налога в части операций по реализации товаров на территории РФ, но не завершена проверка уплаты налога в части опера-ций по реализации товаров в режиме экспорта и не доказан факт неуплаты либо неполной уплаты налогоплательщиком налога.
В заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на незаконность данных судебных актов, а так-же нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
По мнению инспекции, из положений НК РФ следует, что налогоплательщик не вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате в бюджет по общей декларации по НДС, за счет сумм налога, заявленных им к возмещению из бюджета в декларации по НДС по налоговой ставке 0 %. В связи с этим, как полагает инспекция, направление требования об уплате недоимки по НДС до решения вопроса о правомерности применения налоговых вычетов соответствует положениям налогового законодательства.
После вынесения определения о передаче в Президиум настоящего дела для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов от инспекции поступило ходатайство об от-казе от их пересмотра в порядке надзора со ссылкой на ч.2 ст. 49 АПК РФ.
Отказ мотивирован тем, что по результатам камеральной проверки декларации, представ-ленной ЗАО «УватТрейд», инспекцией в соответствии с решением от 25.03.05 о возмещении НДС по ставке 0 % произведен зачет 937 761 485 руб. недоимки, названной в требовании N 22671 об уплате налога, и что обществом подписан акт сверки по расчетам с бюджетом, со-гласно которому претензии, указанные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, урегулированы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутст-вующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспа-риваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Операции, облагаемые НДС по налоговой ставке 0 %, названы в п. 1 ст. 164 НК РФ. В силу п. 6 ст. 166 Кодекса сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагае-мых в соответствии с п. 1 ст. 164 Кодекса по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
В п. 3 ст. 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Кодекса, производятся на основании отдельной налоговой декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечисленных в ст. 165 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, преду-смотренных ст. 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Кодекса.
Сумма же налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), приведенных в подп. 1 - 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Кодекса.
Из положений п. 1 ст. 173 Кодекса следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) как объект обложения НДС по ставке 0 % и относящиеся к этой выручке налоговые вы-четы учитываются отдельно от налоговой базы, возникшей у налогоплательщика при реали-зации товаров (работ, услуг) на территории РФ, суммы НДС, исчисленной с этой базы, и сум-мы налоговых вычетов, относящейся к этой базе.
Согласно п. 4 ст. 176 Кодекса суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении опера-ций по реализации товаров (работ, услуг), названных в подп. 1 - 6 и 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой деклара-ции, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса, и документов, приведенных в ст. 165 Кодекса.
В течение 3 месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности применения на-логовой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Следовательно, по операциям, облагаемым в силу подп. 1 - 6 и 8 п. 1 ст. 164 Кодекса НДС по налоговой ставке 0 %, налоговые вычеты производятся в форме возмещения на основании отдельной налоговой декларации и после проверки налоговым органом представ-ленных налогоплательщиком с декларацией документов на соответствие требованиям ст. 165 Кодекса.
В связи с этим положения, содержащиеся в ст. 171 Кодекса, подлежат применению во взаимосвязи с положениями ст. 176 Кодекса. Таким образом, налогоплательщик не вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате в бюджет по общей декларации по НДС, за счет сумм налога, заявленных им к возмещению из бюджета в декларации по НДС по налоговой ставке 0 %, поскольку возмещение соответствующих сумм осуществляется налоговым органом в по-рядке и сроки, установленные ст. 176 Кодекса.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты являются ошибочными, не соответствуют закону и подлежат отмене на основании п. 1 ст. 304 АПК РФ как нарушающие едино-образие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Вместе с тем при рассмотрении дела в Президиуме лицами, участвующими в деле, были представлены сведения и сделаны заявления: о зачете недоимки по решению инспекции, об урегулировании претензий с налогоплательщиком, об отказе от иска (заявления), касающиеся фактических обстоятельств дела, оценка которых не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Президиум ВАС РФ ПОСТАНОВИЛ
Решения отменить. Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
А.А. ИВАНОВ
Наверх