Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Возврат налога с процентами


Главная » Судебные прецеденты » Налоговая практика » Возврат налога с процентами

КС РФ указал, что налоговики обязаны вернуть суммы налога, добровольно перечисленные в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным требования об уплате налога, с начисленными на них процентами.


Фабула дела:

ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» оспаривает конституционность абз.1 п.4 ст.79 НК РФ, согласно которому сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Определением КС РФ разъяснено, что налоговые органы обязаны осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет добровольно на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

При этом Конституционный Суд обоснованно указал, что субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполняются принудительно. 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ от 27.12.05 г. №503-О

извлечение

 

КС РФ рассмотрел жалобу ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод абз.1 п.4 ст.79 НК РФ.

 

КС РФ установил:

 

ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод», исполняя вынесенные в 2001-2002 годах решения налоговых органов и Арбитражного суда Новгородской области, в 2002 году уплатило в бюджет дополнительные платежи по налогу на прибыль путем зачета имевшейся переплаты по данному налогу.

В 2003-2004 годах Арбитражный суд Новгородской области, руководствуясь Определением КС РФ от 08.04.03 г. №115-О, удовлетворил его заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам указанных судебных решений.

Полагая, что уплаченные в 2002 году суммы дополнительных платежей являются излишне взысканным налогом, ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» в январе-феврале 2004 года обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате этих сумм с начислением на них процентов в соответствии с п.4 ст.79 НК РФ, однако в установленные законом сроки налоговый орган начисление процентов не произвел.

В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия налогового органа решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.08.04 г., оставленным без изменения постановлением ФАС СЗО от 23.11.04 г., ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» было отказано со ссылкой на то, что оно хотя и во исполнение требований налоговых органов и решений арбитражных судов, но добровольно уплатило налоговые платежи в бюджет, и, следовательно, считать эти платежи излишне взысканными, что влечет за собой начисление процентов на них, оснований не имеется.

Основываясь на постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.05 г. по делу по заявлению ОАО «ПКФ «Силикатчик», ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» направило в ВАС РФ заявление о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 06.08.04 г. и постановления ФАС СЗО от 23.11.04 г.

ВАС РФ, отказывая в передаче дела в Президиум, сослался на то, что арбитражная практика по спорному вопросу сформирована Президиумом ВАС РФ уже после того, как были вынесены оспариваемые заявителем судебные акты (определение от 21.06.05 г.).


По мнению заявителя, абз.1 п.4 ст.79 НК РФ с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительными органами, противоречит ч.1 ст.19, ст.53 Конституции РФ, поскольку не позволяет добросовестным налогоплательщикам, добровольно исполнившим решения налоговых органов или вступившие в законную силу судебные акты, которые впоследствии были признаны судами незаконными и отменены, получить из бюджета проценты, подлежащие начислению на сумму излишне взысканных с них налогов.

ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Следовательно, судебное решение, вынесенное в отношении налогоплательщика-должника (как и любое другое судебное решение), обязательно для исполнения независимо от воли этого лица, и его исполнение производится должником хотя и добровольно, но под угрозой применения мер государственного принуждения.

Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу данной статьи, публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, так и штрафными, (Постановление КС РФ от 14.07.05 г. №9-П по делу о проверке конституционности положений ст.113 НК РФ).

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из ч.3 ст.55 Конституции РФ, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер НК РФ предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (п.1 ст.69 НК РФ).

Из приведенных положений НК РФ следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).

Наделение налоговых органов полномочиями по применению мер государственного принуждения само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы. Вместе с тем в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.07.04 г. №14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ч.2 ст.89 НК РФ, превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции РФ, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции РФ принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.

Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в ст.ст.78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (п.4 ст.79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п.2 и 9 ст.78).

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение КС РФ от 21.06.01 г. №173-О по жалобе гражданки В.А.Мелерзановой).

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно п.4 ст.69 НК РФ указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (ч.5 ст.88, п.4 ст.101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, ст.78 НК РФ применена быть не может).

Таким образом, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст.ст.52 и 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ч.1 ст.35 Конституции РФ принципа охраны права частной собственности законом.

Следовательно, положение абз.1 п.4 ст.79 НК РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

 

КС РФ определил:

 

Положение абз.1 п.4 ст.79 НК РФ в его конституционно-правовом истолковании предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, с начисленными на них процентами.

В силу статьи 6 ФКЗ «О КС РФ» выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанного законоположения является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Признать жалобу ФГУП «123 Авиационный ремонтный завод» не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании КС РФ.

 

Председатель КС РФ
В.Д.Зорькин

Наверх
Афоризмы

Г.ЛихтенбергСледует признать, что этот человек прав, но не по тем законам, которым решили повиноваться во всем мире.

Г. Лихтенберг

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»