Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Закат отечественной педагогики или Чему НЕ учат в школе



Один из многочисленных, ныне здравствующих юмористов сделал довольно тонкое наблюдение – в России каждый считает себя специалистом в области воспитания детей, футбола и управления страной.  А теперь задумайтесь, каких успехов достигла наша страна в каждой из этих трех областей?

Я не стану дискутировать по поводу двух последних тем, так как мой рассказ рискует превратиться в «настоящий мужской разговор», происходящий после принятия изрядной порции крепких спиртных напитков.

Давайте лучше поговорим о том, что действительно мне близко и хорошо знакомо – о педагогах и педагогике. Ведь сама я достаточно длительное время работала педагогом в музыкальной школе, да и в двух моих дипломах в графе «специальность» записано – «преподаватель». Мой официальный педагогический стаж насчитывает 11 лет добросовестной работы, поэтому я могу свободно, а главное, со знанием дела, рассуждать об этом.

От перемены мест…?!

Мои бывшие коллеги, узнав, что я сменила работу, были несказанно удивлены, даже шокированы этим обстоятельством. Главным образом, они задавали вопросы типа:  как же это ты, столько проучившись, имея первую (!) категорию и такой стаж работы, согласилась на столь «непрестижную» должность?

Лично для меня это не было спонтанным решением, и никакие резоны и доводы коллег не могли меня остановить. Всё оказалось на редкость просто: я поняла, что сидя в школе, изо дня в день, и что ещё страшнее, из года в год, делая одну и ту же работу, просто останавливаешься в развитии. Какие бы ты при этом не применял новые методики, какой бы не подбирал новый, современный репертуар, не внедрял новые формы уроков – суть остаётся одна – качественно «вдолбить» в головы детей знания! Нет! Личностного! Роста!

Многие могли бы мне возразить, что, мол, разрабатывая новые методики, системы обучения, поднимаясь по служебной лестнице до должностей завуча и директора, вы будете развиваться… Тут-то и становится понятно, почему выпускники педагогических ВУЗов, коих в неисчислимом количестве выпускают каждый год, не хотят работать в школах.

Все они приходят в школу полные радужных мечтаний, фантазий, интересных и новаторских идей и тут же сталкиваются со школьными буднями. А прибавьте к этому мизерную зарплату, и вы получите полную картину! На сегодняшний день в общеобразовательных, и особенно в музыкальных школах, не встретишь свежих молодых лиц среди педагогов – самый молодой учитель лет 30 – 40 от роду.

Спасибо Вам, учителя?!

Приведу пример: мой ребенок восьми лет учится в средней (во всех смыслах этого слова) общеобразовательной школе, причём имеющей «приличную» репутацию среди прочих школ района. Преподаватель - женщина лет 35 – 40, опытный педагог с большим стажем. Казалось бы, можно ни о чем не беспокоясь, доверить ей воспитание и обучение детей. Но, поверьте, это  не так!  Иллюстраций – великое множество.

В частности, в  порядке вещей выставить ребенка к доске и при всех обсуждать его внешний вид, с целью выбрать, кто же из детей «прилично» выглядит? Или во всеуслышание предложить девочкам «заплести косички» мальчику с длинной волос, превышающей стандартный «бобрик». А также ставить «четверку» по «окружающему миру» только за то, что ребенок употребил в своей работе словосочетания, по ее мнению, не присущие словарному запасу второклассника (речь шла о пользе, которую приносит лес, и в тексте присутствовало выражение «воздушный бассейн»).

Или, например, практически на каждом собрании наш классный руководитель «кипит» от возмущения, заявляя, что дети «шумно ведут себя в бассейне». А, простите, как они себя могут вести по-другому? Лечь на дно «топорами» и не всплывать до окончания урока? Ведь не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы понять, что даже незначительный разговор, движение, усиливаются в свободном пространстве бассейна!

Получается, что педагог имеет некий стандарт, не позволяющий расти ей самой (здесь и далее я намерено говорю про педагога и учителя в женском роде, так как в наше время педагог-мужчина в средней школе явление редкое, даже уникальное!), и уж ни в коем случае не позволяет расти детям в интеллектуальном плане и проявлять нестандартность любого плана, как чисто внешнюю, так и на уровне мышления. Вызывает удивление и тот факт, что учитель как будто не замечает (или намеренно не хочет замечать) перемен, происходящих в различных областях жизни.

Создаётся впечатление, что для большинства «инженеров человеческих душ» не существует ни новейших технологий, ни современного развивающего и обучающего материала, будто время, где они существует, остановилось в «совковых» 70-х прошлого века! Могу предвидеть аргументы по поводу низкой заработной платы, но ведь если человек не хочет прозябать в нищете, у него есть все шансы начать зарабатывать неплохие деньги в иной области, благо, что сейчас есть масса возможностей для этого.

Так нет! Не таков наш педагог! Этот «сеятель разумного, доброго, вечного» будет сидеть на месте, получая до обидного небольшую зарплату, будет жаловаться всем на невыносимые условия своего существования, будет «пилить» детей и их родителей. Так, кстати, поступает и наша «училка», заявляя вслух, что дети наши, мягко говоря, отличаются низким уровнем интеллекта, что поведение их не выдерживает никакой критики. А если такие дети, то про родителей и говорить нечего…Причем, таковыми, с её точки зрения,  являются ВСЕ дети в классе без исключения. А вот, помнится, когда Я только начинала СВОЮ педагогическую деятельность, мне внушали, что нет плохих учеников - есть неграмотные учителя, и что родитель (как и клиент) всегда прав…

Учитель – это звучит гордо?!

Анализируя ситуацию, наблюдаемую в средней школе, становится обидно, что педагоги попросту «набивают» детские головы знаниями, продиктованными стандартной школьной программой. Да и это зачастую делается некачественно! А те родители, которые хотят, чтобы у их отпрысков были неповерхностные знания, вынуждены самостоятельно выступать в роли учителя! Однако далеко не каждый способен на это, и дело заканчивается оплатой услуг весьма не дешевых репетиторов, потому что все на собственном опыте постигли непреложную истину, что делом должен заниматься не дилетант, но профессионал!

А уж про то, что в «храме знаний» нужно с малых лет прививать детям нравственную культуру, позитивное восприятие мира, общечеловеческие ценности, речь вообще не идет. И опять наш типичный педагог ссылается на невысокую зарплату и невероятную занятость… Об элементарном уважении к ребенку, как к личности, в стенах школы не упоминается, хотя все аттестационные работы учителей покоятся, словно земля на трех китах, на «гуманистическом подходе в воспитании ребенка». А на переменках всё так же часто слышны окрики, повышенный тон, чувствуется нервозность… Понятно, что воспитание ребенка в такой атмосфере не привьет последнему ни позитивного восприятия мира, ни желания свободно и самостоятельно мыслить, ни стремления к «высотам» самообразования! Вот и получим мы вместо воспитанных, интеллигентных, интеллектуально развитых, свободно мыслящих, успешных молодых людей вариант совершенно противоположный!

Здесь как нельзя лучше подходит высказывание  из фильма «Ирония судьбы или с Легким паром» о том, что ошибка учителя в отличие от ошибки врача, возможно,  и менее заметна, но в перспективе ее последствия  более разрушительны.

Повысим квалификацию?!

Педагог – достаточно консервативная профессия, изменить в ней что-то очень сложно, но сам-то человек может меняться и развиваться. Говорят, если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним своё отношение!

Кстати, сейчас существует множество образовательных центров, предлагающих разнообразные курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, практикумы. Не так давно, с целью повышения той самой квалификации, посетила я семинар одного довольно известного в нашем городе заведения. Судя по заявленной программе, всё должно было быть замечательно – тут тебе и психологические аспекты: взаимоотношения с начальником, коллегами, поведение в конфликтных ситуациях, и  делопроизводство… Как говорится, «всё в одном». Относительно делопроизводства могу сказать одно – читал этот раздел настоящий профессионал – доступно, понятно, информация была актуальна. Что же касается части, посвященной психологическим вопросам, то консерваторское образование не позволяет мне в полном объеме высказать собственные впечатления! Впечатления переполняли… Переполняли и складывались…Складывались исключительно в «непарламентские» выражения!

Вообще, получив неплохое гуманитарное образование и изрядно усовершенствовав его самостоятельно в областях психологии и педагогики, мне было странно слышать лектора, оперирующего элементарными понятиями, причем сведения эти устарели как минимум лет на 20, а то и 30! В этой лекции, как факт, отсутствовали такие современные актуальные направления, как бизнес-этикет, дресс-код, тайм-менеджмент и многое другое.

Стало ясно, что «предприимчивый» педагог одного из ВУЗов таким образом преследовал только одну цель - улучшить свое благосостояние. Это весьма похвально. Но нельзя же слушателям курсов «впаривать» нечто неудобоваримое, устаревшее, словом то, что никак нельзя применить на практике! Как водится, по окончании курсов попросили заполнить анкету, причем меня «терзали смутные сомнения» о том, высказать ли мои реальные мысли или лить «сладкий сироп»? Всё-таки я выбрала первое, и думаю, поступила довольно деликатно, ведь иной, менее сдержанный слушатель курсов, мог бы и деньги назад потребовать!

Высшее образование - ?!

Кстати, раз уж зашёл разговор о преподавателях ВУЗов, позволю себе рассказать следующий курьезный случай. Один знакомый студент платного учебного заведения как-то раз, пожаловавшись мне на «сложность» задания, попросил ему помочь. Надо заметить, что задание на самом-то деле было весьма простое.

Вооружившись парой книг и Интернет-ресурсами, я кратко и доступно изложила горе-студенту суть вопроса. Он поблагодарил меня, и на этом  историю можно было бы считать законченной. Не тут-то было! На следующий день он принес усеченный и упрощенный вариант моих тезисов в письменном виде, и в ответ на мои возражения заявил, что и так сойдет! Каково же было моё изумление, когда эта «работа» была сдана преподавателю ВУЗа, им прочитана, и получила оценку «хорошо»!

Всё это  напоминает какую-то тщательно спланированную диверсию. Средняя и высшая школы, дополнительное образование - все словно бы ставят себе цель сделать детей, учащихся, студентов какими-то доисторическими, умственно неповоротливыми чудищами,  не способными к саморазвитию, самопознанию, не способными мыслить самостоятельно.

Создается впечатление, что все педагоги, за малым исключением, «застряли» в застойных семидесятых годах, чувствуя себя там на редкость комфортно. Меня очень тревожит тот факт, что нашим детям они тоже прививают «совковый» стиль жизни и аналогичный тип мышления.

Выводы?!

Ясно одно:  наша система образования  медленно, но верно не только приходит в упадок, но и разрушается, а чего-либо нового, к сожалению, взамен не выстраивается.

Такой неутешительный вывод следует, что называется сам по себе, потому что ещё будучи педагогом («в прошлой жизни»), я, как и все, участвовала в забастовках и демонстрациях, подписывала обращения к правительству по поводу повышения заработной платы, стабильного финансирования учебных учреждений, улучшения условий труда и быта педагогов, возможности профессионального роста, переквалификации… И что? Это  всё появилось? Как ничего не было, так ничего и не прибавилось! В лучшую сторону мы не двигаемся, зато в худшую  движение ускоряется год от года, и  принимает лавинообразный характер.

Хотя создается такое впечатление, что правительство знает о нуждах педагогов, и даже пытается взять ситуацию под контроль, внося незначительные изменения. Однако там, где нужен экскаватор - детская лопатка не поможет! Посмотрите: на ТВ все чаще и активнее представители власти во всеуслышание заявляют, что наши дети - это будущее России, что надо что-то делать, и как будто, что-то ими предпринимается… И что? Это все происходит на самом деле? Становится понятным даже простому обывателю, что это все не более чем манипулирование массовым сознанием, жонглирование высокими красивыми словами, но и только.

Конечно понятно, что «капля камень точит», но видимо, кардинальных изменений в области образования, возможно, дождутся лишь наши правнуки. А в «этой жизни» талантливые педагоги безусловно встречаются, и среди моих друзей есть такие. Но, как показывает жизнь, они  выбирают одно из двух: либо остаются работать в образовательных учреждениях – и тогда неизбежно «чахнут» как неполитые вовремя растения, либо не желают подобной участи -  и тогда они уходят, стремясь во что бы то ни стало, добиться успеха. Но, поверьте, наши дети не выигрывают ни в первом, ни во втором случае!

Надежда Юрьевна Тычинина,
секретарь-референт
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»

Наверх
Афоризмы

Поль Анри ГольбахДля того, чтобы народы могли платить налоги своему государю, он должен обеспечить им возможность жить в достатке и приобретать богатства. Ни одно государство не может быть богатым, пока его подданные прозябают в бедности. Подданные будут бедны и лишены всякого стимула к труду до тех пор, пока те, кто ими управляет, будут ставить преграды их предприимчивости или как бы в наказание за их труд взимать с них произвольные, несправедливые и чрезмерные налоги...

Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), французский философ.«О правителях, О свободе, О политике вообще»

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»