Версия для печати
Новое поколение бизнес-консультантов
продолжение
Задача бизнес-консультанта новой эпохи -
поиск новых возможностей рынка, более эффективное использование имеющихся ресурсов, улавливание трендов (тенденций, закономерностей). Бизнес начинает зависеть от способности консультанта разрабатывать новые технологии. Таким образом, консалтинг оформляется как самостоятельный вид бизнеса.
Более того, наиболее продвинутые бизнес-консультанты, осознав механизмы возникновения ситуаций недооцененности, неэффективности начинают управлять ими. Инициация и поддержка различных реформ, изменения законодательства, стандартов и правил, поддержка новых технологий, новых способов управления предприятиями, смена основных видов ресурсов – все это может приводить к изменению ценности бизнеса (акций на рынке) в сознании их владельцев. В этом случае перспективы бизнес-консалтинга, в особенности управленческого, становятся практически безграничны. В этом случае бизнес-консультанты могут позиционироваться уже как своего рода «аристократия бизнеса».
Если говорить конкретно про российскую ситуацию, то она предоставляет богатую почву для реализации идей и стратегий бизнес-консультантов. В процессе бизнес-консультирования должно обязательно измениться отношение клиента к своему бизнесу, активам, собственности, интеллектуальному потенциалу фирмы и т.д. То, что клиент считал малоценным, становится ценным, то, что было ценным – обесценивается. Эту смену ценностей (акций, рабочих мест, денег) и должен организовать бизнес-консультант. Клиента надо повести за собой, убедить, расширить границы его миропонимания, сделать его своим соратником в борьбе за его же (клиента) права. Если этого не произошло, бизнес-консультант несет серьезные репутационные и имущественные риски (если клиент не получил должного – он может обвинить советника в этом, распространить негативную информацию о нем и элементарно не заплатить за услуги).
Основу «нормальной» жизни составляют традиции, стереотипы, обычаи, некие заведенные правила, которых придерживаются все окружающие люди. От их выполнения зависит и статус человека в глазах других, и его самооценка. Следовательно, в основе бизнес-технологий лежит изменение правил - разрушение старых и создание новых. В значительной степени такого рода технологии связаны с социотехникой и психотехникой. Юридические приемы играют роль инструмента разрушения старых или оформления новых правил.
Сейчас технологии строятся в значительной степени опытно-интуитивным путем. Для целенаправленного построения новых бизнес-технологий нужно разрабатывать типологии негласных правил, выделять психотипы и разрабатывать способы и методы их разрушения и восстановления на новой основе. Наука сделать это не в состоянии. Единственное возможное решение – обучить самих консультантов осуществлять весь этот цикл движения «знаний» параллельно с практикой.
Это накладывает особые требования и на структуру консалтинговой компании (должны быть «первопроходцы», механизмы передачи опыта, механизмы его уничтожения – освобождения от сложившихся способов работы). Но это также накладывает тяжелые (для современного образованного человека) требования на организацию сознания и мышления самих бизнес-консультантов. Они сами должны обладать совершенно специфическим психотипом. Достигается такого рода результаты не обучением в старом смысле, а тренировками и специальным построением траекторий движения людей в компании.
Что должен уметь бизнес-консультант, чтобы преобразовать бизнес клиента, сделать его более эффективным? Во-первых, проводить анализ с учетом недооцененности потенциала бизнеса; во-вторых, взламывать сложившиеся правила, структуру бизнеса, социальные отношения и т.д.; в-третьих, организовывать их в новые конструкции.
Здесь возникает большая проблема: у людей (даже очень успешных в бизнесе и подвижных) есть две конструкции сознания, которые нашим образованием и обществом сильно закреплены:
1) люди стремятся сохранять свой статус-кво, они приверженцы тех или иных норм поведения и вне их чувствуют себя дискомфортно.
2) восприятие мира человеком очень субъективно. Все люди видят мир через призму собственных знаний и профессии, что можно назвать профессиональным идиотизмом.
Когда фирма терпит убытки, то психолог видит проблему в отсутствии корпоративной культуры ("даешь нематериальную мотивацию!"). Программист и системный администратор считают, что все беды от устаревшего софта ("и еще надо бы апгрейдить сервер"). Маркетолог заявляет, что необходим "узнаваемый брэнд". Дизайнер – что фирменные цвета "режут глаз". Пиарщик требует провести пресс-конференцию ("про нас напишут в газетах, и клиент валом повалит"). Каждый смотрит со своей колокольни и пытается делать то, что у него хорошо получается. Взглянуть на проблему целиком мешает инерция мышления.
Инерция мышления и позволяет манипулировать человеком, чем умело пользуются в своих целях психологи, рекламисты, пиарщики, актеры, художники, разведчики. Например, когда в Макдональдсе продавец быстро спрашивает клиента: «Вам большую Колу?» – весьма вероятно, что тот машинально ответит: «Да». В Америке у выпускников школ принято на прощание, перед выпуском, устраивать розыгрыш, чтобы выпускников надолго запомнили. Вот самый легендарный случай: в школу запустили трех поросят с нарисованными номерами 1, 2 и 4. Несколько дней администрация школы искала свинью номер 3…
Человек, имеющий закостенелое сознание, работающий без огня и креатива, не может быть консультантом. Конкретность мышления, неумение абстрагироваться настолько глубоко сидят в подсознании, что это очень сильно мешает восприятию и, тем более, генерированию новых идей. Такие люди ведомые, а надо быть ведущим! Надо уметь легко создавать новую – свою - систему координат, где ты хозяин положения.
Профессионалы бизнес-консалтинга - это не профессионалы в обыденном смысле этого слова (потому что профессионализм ассоциируется с конкретной сферой или предметом). У них должна быть другая способность, которую бизнес-консультанту нужно формировать:
1) способность выходить за границы имеющего знания и опыта. Надо иметь смелость, чтобы сказать «я не прав»!
2) конструировать новые нормы, ломать статус-кво, создавая более эффективные правила.
Миром правят те, кто вводит новые правила игры. Пример: Генри Форд, Билл Гейтс – они сумели изменить мир, введя новые правила. На этом начинает формироваться совсем другой тип человека: он не зациклен на предметности и нормах, он умеет их менять. Сейчас такого рода действия (изменение мира) происходят на интуиции, за счет способностей отдельных людей, но это неправильно, поскольку соответствующим знанием и опытом обладают единицы. Чтобы обучать, нужна технологизация.
Ее нет, когда Вы осуществляете действие на интуиции: от начала и до конца есть некий процесс, про который вы ничего не знаете. Технологизация же позволяет этот процесс анализировать, обставлять его условиями так, чтобы это мог сделать другой человек, не имеющий интуиции. Т.е. построить некий образец, который можно передать и которому можно обучить.
Интуиция нужна для первопроходцев, а для идущих вслед за ними нужна технология. И лидер должен ее создать. Технологизация дает новые идеи и технологии, новый тип мышления. Именно так создается новый сорт людей. Новый мир таков, что никто не знает, как нужно на самом деле, и изобретение новых смыслов и стандартов жизни становится предметом творчества людей, имя которым - бизнес-консультант.
Бизнес-консультант должен сам ставить себе задачи, а не руководствоваться указками и установками клиента. Бизнес-консультант – это полевой командир, играющий тренер. Бизнес-консалтинг – «боевой консалтинг»! Бизнес-консультант должен соединять в себе опыт и навыки академического консультанта с мышлением топ-менеджера.
Чтобы быть бизнес-консультантом, надо уметь рефлексировать, смотреть на мир глазами клиента. Более того, даже этого недостаточно: ситуацию надо видеть в масштабе. Образно говоря, чтобы расширить горизонты, необходимо воспарить над землей. Кто не понимает ничего кроме права, тот и право понимает недостаточно. Надо постоянно расширять свой кругозор, осваивать новые области знаний - только так рождается консультант. Недаром говорят, консультант – профессия второй половины жизни. У консультанта нет слова «невозможно». Есть только слова «долго», «дорого», «трудно».
Управляющий партнер
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Владимир Ардашев
Наверх