Рецепт для снижения фискального давления
"Не допускать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков". Такова суть одобренных Президентом РФ Владимиром Путиным предложений правительства РФ по либерализации налоговых проверок. Законопроект, призванный смягчить процедуры налогового контроля, сейчас готовится Минфином России при участии специалистов Экспертного управления Президента РФ. О том, какие именно послабления ожидают налогоплательщиков, в эксклюзивном интервью корреспонденту газеты "Учет. Налоги. Право" рассказал один из участников подготовки документа: референт Экспертного управления Президента РФ Станислав Воскресенский.
- Станислав Сергеевич, сейчас налоговики могут приостанавливать выездную проверку и тем самым затягивать ее до бесконечности. Планируется ли как-то ограничить время проведения проверки?
- Да, проект предполагает, что в Налоговом кодексе будет установлен именно календарный срок для проведения проверки - два или три месяца. При этом налоговикам будет оставлено право приостанавливать проверку, но лишь в четко оговоренных случаях. Например, если потребовалась экспертиза документов или тогда, когда налогоплательщик вовремя не представил затребованные документы.
- Будет ли увеличен срок, в течение которого налогоплательщик сможет обжаловать итоги проверки?
- Обсуждается вариант, при котором этот срок будет увеличен с двух недель до двадцати дней.
- Сейчас налоговики имеют возможность проводить проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящих органов. По сути же такие проверки являются повторными. Как будет решена эта проблема?
- Скорее всего, основанием для проведения повторной проверки будет служить решение суда. Поясню. Если возникнет подозрение, что при первой проверке был сговор инспектора с налогоплательщиком и этот факт удастся доказать в суде, то налоговики получат право провести повторную проверку, по итогам которой они смогут доначислить налоги. То есть проверки будут проводиться именно ради контроля действий инспектора, а не ради того, чтобы налоговики смогли прийти на предприятие еще раз без объяснений.
- Другая острая проблема - огромное количество документов, которые фискалы нередко требуют представить в ходе камеральной проверки...
- Планируется установить исчерпывающий перечень документов, которые можно затребовать. Туда должны войти крайне необходимые документы, например регистры бухгалтерского и налогового учета. А вот хозяйственных договоров и счетов-фактур в этом списке, наверное, быть не должно. Также предполагается увеличить срок представления документов с пяти до десяти дней.
- Станислав Сергеевич, а как будут функционировать "специальные подразделения для аудита жалоб налогоплательщиков", о создании которых заявил министр финансов Алексей Кудрин?
- Одна из наших задач заключается в том, чтобы как можно больше конфликтов решалось до суда. Сегодня сотрудник инспекции доначисляет налоги, а проверенный им предприниматель жалуется руководителю той же инспекции. Вряд ли руководитель признается в том, что его сотрудник некомпетентен и отменит неверное решение. Подобный конфликт интересов надо устранить. Одним из возможных вариантов является создание подразделения, сотрудники которого беспристрастно оценивали бы вынесенные инспекторами решения. Детали этой идеи пока находятся в стадии обсуждения.
- Будут ли крупные доначисления по результатам выездной проверки согласовываться с вышестоящим налоговым органом?
- Мы полагаем, что подобные доначисления должны согласовываться с вышестоящим налоговым органом. В каком-то случае - с Управлением ФНС России по субъекту Федерации, а в каких-то случаях - с ФНС России. Это позволит избежать ненужных потрясений фондового рынка в результате неквалифицированных действий отдельного инспектора. То есть речь идет о повышении уровня принятия решений. Конкретный порог, при достижении которого доначисления должны будут согласовываться с вышестоящими налоговыми органами, обсуждается.
Сергей НОВИКОВ
Опубликовано в газете «Учет. Налоги. Право»,
N 9, 8-14 марта 2005 г
Наверх