Проверки, проводимые правоохранительными органами.
Даже в том случае, если все налоги уплачены в полном объеме, своевременно и бухгалтерская документация содержится в полном порядке, информация о предстоящей налоговой проверке вызывает определенный страх у налогоплательщика. В ходе проведения проверок налоговые органы и органы внутренних дел вправе принимать ряд решений, связанных с определенным ущемлением прав налогоплательщиков. Тем не менее, законодательство содержит положения, которые являются гарантией защиты от произвольных и незаконных действий государственных органов.
В п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации указано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”.
Таким образом, принцип законности, закрепленный Конституцией Российской Федерации, является основополагающим в деятельности государственных органов, в том числе и в налоговой сфере.
На практике часто возникают вопросы о правомерности тех или иных действий, производимых налоговыми и правоохранительными органами при проведении проверок, и это становится поводом для обращения налогоплательщиков за судебной защитой. Налоговый кодекс Российской Федерации достаточно четко определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Положение п. 1 ст. 108 НК РФ означает, что деяние, за совершение которого лицо привлекается к ответственности, должно иметь все признаки налогового правонарушения, за которое установлена такая ответственность. В противном случае решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не может быть признано правомерным, так как незаконное наложение взыскания всегда приводит к нарушению прав налогоплательщика.
В связи с тем, что органы внутренних дел не вправе осуществлять в полном объеме налоговый контроль, они фактически и юридически не могут являться надлежащей стороной-ответчиком в арбитражных процессах по искам и жалобам налогоплательщиков, связанным с налоговыми проверками.
Данный довод основан на ст. 137 НК РФ, которая дает каждому налогоплательщику право обжалования актов только налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (а не органов внутренних дел). Кроме того, ст. 138 НК РФ закреплено, что судебное обжалование актов налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц налогоплательщиками производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с положениями статей 30, 36 НК РФ, а также Законом Российской Федерации "О милиции" правоохранительные органы не относятся к налоговым органам, а являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Каково же содержание принципа законности применительно к правоохранительным органам?
С 01.07.03 года на основании Указа Президента РФ от 11.03.03 года № 306 Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена и функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Органы внутренних дел, также как и ранее налоговая полиция, вправе самостоятельно или совместно с налоговыми органами (налоговыми инспекциями) осуществлять проверки налогоплательщиков с составлением актов и вынесением решений.
Законность в практической деятельности правоохранительных органов означает, что этот государственный орган обязан четко и последовательно выполнять соответствующие нормативные предписания, ставить и решать только те цели и задачи, которые предусмотрены законодательством, либо непосредственно вытекают из него, и не выходить за пределы своей компетенции.
В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации "О милиции", сотрудники милиции полномочны при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, производить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации им предоставлено право получать сведения, составляющие налоговую тайну, осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ОРД" и производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.
По сути дела, указанные проверки не являются налоговыми, а носят правоохранительный характер - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом РФ «О милиции».
По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика в соответствии с Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной Приказом МВД России от 16.03.04 года, которая определяет порядок проведения проверки сотрудниками милиции.
В акте отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки.
Акт составляется и в том случае, если соответствующие правонарушения в ходе проведения проверки не установлены.
Особенностью акта проверки налогоплательщика является то, что Инструкция не предусматривает подписание акта налогоплательщиком (его представителем). Вместе с тем действующее законодательство не содержит запрета на представление налогоплательщиком в правоохранительные органы возражения на акт проверки.
Представление налогоплательщиком возражений на акт проверки, проведенной правоохранительными органами, следует отличать от обжалования им действий сотрудников правоохранительных органов на основании статьи 39 Закона Российской Федерации “О милиции”. Возражения представляют собой ссылки на нарушение или неправильное применение проверяющими норм права, неполноту исследования обстоятельств дела, ошибочную оценку доказательств налогового правонарушения и, как следствие, на неправильное определение проверяющими размера причиненного государству ущерба. В жалобе указывается на неправомерный характер действий сотрудников органов внутренних дел, необоснованное нарушение ими прав и законных интересов налогоплательщика.
Каков же порядок обжалования действий (бездействия) сотрудников милиции и данного акта?
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому налогоплательщику право на обжалование решений, действий или бездействия правоохранительных органов, если он полагает, что такие решения, действия или бездействие ущемляют его законные интересы.
Каким же образом конкретному налогоплательщику эффективно защитить свои права?
Действующее законодательство предусматривает, что такая защита может осуществляться в административном или судебном порядке. Однако действующее законодательство не дает однозначного ответа на поставленный выше вопрос.
Статьей 39 Закона «О милиции» предусмотрено, что гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника милиции привели к ущемлению его прав, свобод и законных интересов вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. В частности, НК РФ не предусматривает арбитражного обжалования действий или бездействия органов внутренних дел. Не содержит аналогичных правовых норм и гражданско-процессуальное законодательство. Согласно ст. 254 ГПК РФ (гл. 25) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Далее глава 25 ГПК РФ касается только гражданина. Но ведь субъектами налоговых отношений являются не только граждане, но и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели лишены конституционного права - права на защиту от неправомерных действий сотрудников милиции.
Фактически и практически из-за вышеназванного законодательного пробела в настоящее время действия органов внутренних дел практически невозможно обжаловать ни в арбитражных судах, ни в судах общей юрисдикции.
До настоящего времени законодатель не разъяснил, каково же все-таки содержание данного акта - является он по сути административно-правовым или уголовно-процессуальным.
Соответственно после определения юридической сущности такого акта будет понятен и порядок его обжалования, то есть, соответственно, в рамках ГПК РФ, АПК РФ или УПК РФ.
Поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательство наиболее целесообразным и правильным представляется обжалование подобных актов, а также любых действий или бездействия правоохранительных органов, путем обращения с соответствующей жалобой в органы прокуратуры, которые осуществляют прокурорский надзор за соответствующими органами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 12.08.95 N 144 - ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Обжалование в арбитражный суд действий, бездействия, решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, названным Законом не предусмотрено.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду в порядке административного судопроизводства подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Кроме того, арбитражному суду подведомственны и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 198 указанного Кодекса организациям предоставлено право оспорить в арбитражном суде действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если предполагается, что эти действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия дела к рассмотрению в арбитражном суде является тот факт, что дело с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей должно носить экономический характер.
Указанными законодательными актами возможность обжалования в арбитражный суд действий или бездействия должностных лиц правоохранительных органов не предусмотрена.
В заключении хотелось бы отметить, что пробелы в законодательстве и недостаточная ясность формулировки правовых положений, а также противоречия в процессуальных нормах увеличивают вероятность правоприменительных ошибок.
Л.И. Пустовалова,
Начальник службы НП АБ «Пронин и партнеры»
Наверх