Версия для печати
«О налоговых мошенниках и контрольно-налоговых мероприятиях».
Барабанов Николай Борисович,
начальник отдела документально-проверочной и ревизионной деятельности
Управления по налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области
Главным Управлением внутренних дел Свердловской области с целью противодействия криминальным проявлениям на территории области в сфере налогообложения проводятся оперативно-розыскные и документально-проверочные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение фактов противоправной деятельности хозяйствующих субъектов. Порядок проведения проверочных мероприятий сотрудниками Управления регламентирован Законом РФ от 18.04.91 г. «О милиции», а также Приказом МВД РФ от 16.03.04 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Указанными нормативными актами не предусмотрена процедура продления либо приостановления проверки, сроки жестко привязаны к нормам УПК РФ (до 30 суток), принципы проведения проверок четко регламентированы, обеспечены их прозрачность и легитимность.
Ослабление позиций государства, характерное для периода проведения приватизационных реформ, привело к проявлению негативных тенденций в законодательстве. Это, прежде всего, неоднозначность, неконкретность формулировок, появление противоречий и «пробелов», результатом чего явилась, с одной стороны, неспособность налоговых органов эффективно контролировать ситуацию в сфере налогообложения, с другой стороны — появление фактов злоупотреблений в их деятельности.
В документах, регламентирующих деятельность сотрудников налоговых органов, не предусмотрено разделение проверок крупнейших организаций и предприятий малого бизнеса, не упорядочен механизм их проведения, не предусмотрена ответственность должностных лиц за принятие решений, не основанных на законе. Все эти недоработки создают трудности в деятельности, как проверяемых организаций, так и сотрудников налоговых органов.
Следствием неоднозначности трактовок норм налогового права явилось проявление массовости совершения налоговых преступлений и правонарушений в деятельности практически всех категорий налогоплательщиков.
Используя «лазейки» в законодательстве, прикрываясь экономическими трудностями, отдельные руководители стали заходить в своих противоправных действиях за границы остро необходимого для выживания предприятия. В целях личного обогащения такие руководители искусственно создают и поддерживают «нестабильное» финансовое состояние своих фирм, выводя средства организации в «теневой» оборот, поддерживают связи с криминальными структурами, выплачивая при этом незначительную заработную плату своим сотрудникам.
Анализ оперативной обстановки, складывающейся в сфере налогообложения на территории Свердловской области в 2004 году, показывает, что эффект от борьбы с отдельными преступлениями и нарушениями в налоговой сфере незначителен. Продолжается нарастание негативных тенденций в деятельности налогоплательщиков, присваивающих государственное имущество в виде налоговых и иных платежей путем уклонения от уплаты налогов, сокрытия средств, предназначенных для их уплаты, незаконного получения различных налоговых льгот или налогового мошенничества.
Анализ деятельности большинства организаций Свердловской области указывает на существенную разницу между реальной налогооблагаемой базой и суммами уплаченных налогов.
Так, при достаточно высоких темпах роста объема производства продукции в сравнении с 2003 годом на предприятиях черной металлургии (160,2%), цветной металлургии (120,3%), химической и нефтехимической промышленности (118,1%) и т.д., доля убыточных предприятий в Свердловской области составляет 38,6%, а убыток от деятельности таких организаций в этих отраслях увеличился: в черной металлургии — в 1,1 раза, в цветной металлургии — в 1,3 раза, химической и нефтехимической промышленности — в 1,9 раза. При этом продолжается рост мировых цен на продукцию, экспортируемую предприятиями указанных отраслей, что приносит им постоянные сверхприбыли.
В 2004 году наблюдался устойчивый рост объемов оборота розничной торговли (29,5%), при этом крупнейшие компании розничной торговли Свердловской области по объему реализации продукции свели свою прибыль путем применения схем ухода от налогообложения к «нулевым» показателям.
Доля убыточных организаций строительства, имеющих отрицательный результат финансовой деятельности, от общего количества предприятий отрасли составила 30,1%.
Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий за 11 месяцев 2004 года увеличилась на 15,7% (к уровню 2003 г.), доля просроченной задолженности составляет 23,7%. Кредиторская задолженность выросла на 11,5%. Третья часть этой задолженности — платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Оба вида задолженности имеют более 50% предприятий области.
Задолженность предприятий строительства в общей сумме задолженности по отраслям экономики составляет 14,2% (второй показатель после организаций промышленности). При этом размер задолженности практически не меняется с 2002 года.
Анализ деятельности организаций различных отраслей показывает, что все эти факторы свидетельствуют как о несвоевременности расчетов с поставщиками, так и о не отражении большой части этих сумм в учете и применении «теневых» форм расчетов, а также о существовании искусственно созданной недоимки в бюджет.
Кроме того, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности крупнейших организаций области показывает более высокий рост расходов по отношению к доходам, снижение платежей по налогу на прибыль, рост сумм НДС, заявляемых предприятиями к возмещению и т.д. Как показывает практика, в деятельности организаций практически повсеместно применяются различные формы налогового мошенничества.
Налоговые мошенники выделяются из общего числа нарушителей налогового законодательства тем, что в их действиях изначально присутствует преступный замысел. Для данной категории характерно активное использование различных финансово-экономических операций с денежными и товарными ресурсами, приводящих к максимальному снижению конечной суммы налоговых и иных платежей (налоговая минимизация), подлежащих уплате согласно действующему налоговому законодательству. Как правило, деятельность налоговых мошенников можно квалифицировать как состав налогового преступления в крупных и особо крупных размерах.
Именно эта категория налогоплательщиков широко использует средства и методы, препятствующие контрольно-налоговым мероприятиям, проводимым органами налоговой администрации. Налоговые мошенники прямо заинтересованы в росте коррупции в органах налоговой администрации и исполнительной власти.
Пока принципы законопослушания не войдут в практику повседневной жизни, государство будет недополучать существенные суммы. Компенсировать этот недостаток можно только путем активизации деятельности государственных органов. Наряду с этим следует отметить, что полномочия, предоставленные налоговым и правоохранительным органам, должны быть адекватны возможностям, которыми обладают (в рамках действующего законодательства) недобросовестные налогоплательщики.
ГУВД Свердловской области за 2004 год выявлено 158 налоговых преступлений, из них тяжких и особо тяжких — 118. Около 1 млрд. руб. возмещено еще на стадии проведения проверочных мероприятий. По возбужденным уголовным делам вынесено 19 приговоров.
Однако имеющимся численным составом подразделений по налоговым преступлениям пресечь все применяемые способы ухода от налогообложения невозможно, так как взамен перекрытых схем внедряются новые, еще более криминальные. Кроме того, как показывает практика, размер наказания за совершение налогового преступления редко компенсирует не только государственные расходы по проведению налогового расследования по данному факту, но и налоговую недоимку.
В связи с этим, необходимо внесение серьезных изменений в действующее законодательство и, прежде всего — уголовное. Дальнейшая работа над нормами Налогового Кодекса Российской Федерации должна быть направлена на решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщика и полномочий налоговых и правоохранительных органов.
Существующая практика пресечения налоговых преступлений путем внесения изменений в законодательство эффективна только в условиях оперативного реагирования на произошедшие негативные последствия. К наиболее действенным методам такого реагирования относятся принимаемые в последнее время решения Пленума Конституционного Суда Российской Федерации, КС РФ, Президиумов ВАС РФ.
При этом основные усилия подразделений по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области направлены на сокращение возможности для уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков и пресечение совершения должностных правонарушений должностными лицами налоговых органов.
Наверх