Версия для печати
Резолюция Тамбовского налогового форума
Понятия добросовестность, реальность затрат и доктрина «деловой цели» в судебных актах и налоговом законодательстве
Участники Форума рассмотрели и всесторонне обсудили вопросы применения в судебной практике и налоговом законодательстве понятий добросовестности налогоплательщика, реальности затрат и доктрины «деловой цели», правовые особенности этих понятий, а также возможные последствия их дальнейшей реализации в правоприменительной практике и пришли к следующим выводам:
I. Правовые особенности понятий добросовестности, реальности и деловой цели.
1. Понятия добросовестности, реальности и деловой цели являются оценочными категориями.
2. Указанные понятия не находят своего ясного определения в налоговом и ином законодательстве.
3. Применение такого понятия как добросовестность с учетом основных принципов налогового законодательства должно быть возможно в равной степени ко всем субъектам налоговых правоотношений, в том числе и к фискальным органам.
4. Такое понятие как реальность имеет противоречивое применение.
5. Доктрина «деловой цели» не имеет правового определения в налоговом законодательстве.
6. Основная цель возникновения и использования правоприменителями рассматриваемых категорий видится, прежде всего, в необходимости борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов.
II. Правовые последствия применения указанных понятий.
1. Отсутствие четкого законодательного закрепления названных понятий порождает их произвольное толкование в правоприменительной практике, нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков, в том числе и права на проведение налоговой оптимизации.
2. Представляя собой оценочные категории, они порождают разночтение основополагающих в налоговом законодательстве понятий, оценкой которых эти категории выступают.
3. Не имея законодательного закрепления, они не являются эффективным средством борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов, за исключением предоставления приоритета судебному усмотрению, ставя целесообразность выше законности.
4. Все вышеуказанное не позволяет сформировать единую и целостную налоговую культуру населения, стабилизировать взаимоотношения между бизнесом и государством.
5. Необходимо в дальнейшем избегать применения подобных оценочных категорий, не порождать новые, не предусмотренные налоговым законодательством, и допускающие неоднозначное толкование, понятия и термины.
г. Тамбов
24 ноября 2004 года
Наверх