Выступление Начальника отдела документально-проверочной и ревизионной деятельности Управления по налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области Барабанова Николая Борисовича.
Уважаемые организаторы и участники Форума!
Управление по налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области является составной частью системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В связи с этим Управление руководствуется в своей деятельности наряду с общими законодательными и иными правовыми актами такими специфичными законами, как законы «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с терроризмом» и т. д.
Поскольку основной целью УНП ГУВД Свердловской области является выявление, документирование и пресечение налоговых преступлений, вопрос о недобросовестности налогоплательщика решается еще на стадии подготовки материалов к возбуждению уголовного дела на основе существующих нормативно-правовых документов и методик, имеющихся в ГУВД Свердловской области. Если цели налогоплательщика имеют противоправный характер и направлены исключительно на уклонение от уплаты налогов, но формально законны, такой налогоплательщик квалифицируется как недобросовестный или злоупотребляющий предоставленными ему правами. В этом случае его права не подлежат защите.
На стадии проведения следственных мероприятий признаки наличия в деятельности налогоплательщика недобросовестности подтверждаются либо опровергаются сотрудниками следственных подразделений. При наличии в действиях налогоплательщика признаков преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного Кодекса РФ, дело передается на рассмотрение в суд.
Таким образом, никаких новых положений в отношении определения недобросовестности налогоплательщиков Сообщение Пресс-службы КС РФ от 11.10.04 г. для деятельности УНП ГУВД не содержит. Предусмотренный законом принцип «презумпции невиновности» налогоплательщика и процедура признания налогоплательщика виновным в совершении налогового преступления имеют многолетнюю доказательственную практику и это, по нашему мнению, не может способствовать проявлению «репрессивного» уклона в действиях сотрудников налоговых и правоохранительных органов.
Уголовно-правовыми нормами, предусмотренными ст.198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, охраняются отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в соответствующие бюджеты, и под угрозой уголовного наказания запрещается уклонение от уплаты этих налогов и сборов. Налоговые преступления совершаются по всему спектру действия существующих налогов и сборов, с каждым годом способы их совершения носят все более изощренный характер.
УНП ГУВД Свердловской области интересуют, прежде всего, умышленно совершенные нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные в крупном и особо крупном размере. Речь идет о неуплате налогов в размере от 1,5 млн. рублей. При этом акцент делается на выявление преступлений в особо крупных размерах, когда размер нанесенного ущерба составляет более 7,5 млн. рублей.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 04.07.97 г. «О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», к уголовной, ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены: руководители организации-налогоплательщика, главный (старший) бухгалтер и лица, выполняющие их обязанности, иные служащие организации налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо ложные данные о доходах и расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. Лица, которые организовали совершение налогового преступления, или руководили этим преступлением, либо склонили к совершению преступления руководителя и главного бухгалтера, или содействовали совершению преступления советами, указаниями, могут нести ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники.
С субъективной стороны деяния, предусмотренные ст.198 и 199 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла. Т. е. должностные лица налогоплательщика осознают общественную опасность своих действий, предвидят возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желают их наступления.
Таким образом, если организация (предприятие) или предприниматель решили осуществлять «налоговую оптимизацию», то им необходимо учитывать, что грань между экономическим эффектом в виде экономии на налогах и уклонением от уплаты налогов очень тонкая, и преступив ее они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Это в полной мере относится и к рассматриваемым на Форуме законодательным коллизиям.
17 декабря 2004 года
Наверх