«Новации в налоговом администрировании, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов»
Ведущий специалист по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Ягудин Вадим Талгатович, г. Екатеринбург
В рамках провозглашенной Президентом России Владимиром Путиным борьбы с уклонением от уплаты налогов (в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ) все ветви власти в России стали уделять этой проблеме все большее внимание и искать новые пути противодействия недобросовестным налогоплательщикам.
Суды - перестали формально подходить к рассмотрению налоговых споров и начали рассматривать дела действительно по существу, досконально исследуя все фактические обстоятельства деятельности налогоплательщика. Законодатели совместно с исполнительной ветвью власти (Минфином РФ) всерьез занялись усовершенствованием налогового администрирования. Постараемся разобраться, какие нововведения ждут налогоплательщиков в ближайшие годы.
Изменение части 1 НК РФ
1. Законодательное закрепление критериев недобросовестности налогоплательщика
Разграничение правомерной практики налоговой оптимизации от случаев уклонения от налогообложения является одним из основных и приоритетных направлений реформирования налогового администрирования. Уже к маю 2005 года Минфин РФ планирует разработать систему критериев, при наличии которых с большой долей вероятности можно будет утверждать, что налогоплательщик действовал недобросовестно, а его основной целью была неуплата налога в бюджет.
В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении путем введения в законодательство критериев, отделяющих законное уменьшение налоговых платежей от незаконного избежания от налогообложения. За основу, скорее всего, будут избраны критерии, известные из международного опыта налоговой оптимизации (судебные доктрины, например доктрина «деловая цель»). Для выработки таких критериев планируется привлечь профессиональные общественные организации, а также известных специалистов, работающих в сфере оказания консультационных услуг по вопросам налогообложения.
2. Расширение оснований для признания лиц взаимозависимыми
Минфином РФ подготовлен и внесен на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, расширяющий список критериев, по которым компании могут быть признаны взаимозависимыми. Кроме дочерних и материнских предприятий, владеющих в капитале друг друга более чем 20 процентами, законопроект относит к ним компании с общим акционером, который владеет в каждой из них более 20 процентов акций, а также "дочки" этих компаний - в тех случаях, когда общему акционеру принадлежит больше половины их уставного капитала.
Сделки между этими компаниями, а также их внешнеторговые операции, бартерные сделки и сделки с зачетом права требования будут пристально контролироваться налоговиками. В случае, если они сочтут цену сделки заниженной или завышенной, они потребуют вернуть в казну 20-80 процентов недоплаченных в результате налогов в зависимости от частоты нарушений.
3. Контроль за рыночными ценами
В настоящее время в практике имеют место случаи, когда ни один из методов определения рыночной цены, предусмотренных статьей 40 НК РФ, применить невозможно. Так, например, официальные источники информации не содержат информацию о рыночных ценах уникальных товаров. Метод последующей реализации по таким товарам оказывается неприменим, когда их производители реализуют товары конечным потребителям. Невозможность применения затратного метода обусловлена применением продавцом товара упрощенной системы налогообложения и ведения им учета доходов и расходов по упрощенной схеме.
Согласно НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен, только в том случае, если цена товаров, работ или услуг, примененная сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночных цен. В настоящее время достаточно не допускать отклонения более чем на 19,99%, чтобы избежать доначислений.
В целях исключения потерь доходов бюджетов бюджетной системы РФ, связанных с трансфертным ценообразованием, Минфином РФ также подготовлен и внесен на рассмотрение Госдумы РФ соответствующий законопроект, согласно которому предлагается расширить предусмотренный пунктом 2 статьи 40 НК РФ перечень оснований для налоговой проверки, а также уточнить источники информации о ценах.
4. Введение административного порядка ликвидации юридических лиц
В настоящее время в ЕГРЮЛ зарегистрировано свыше миллиона юридических лиц, которые в течение многих лет не представляют отчетности в налоговые органы, зарегистрированы по фиктивным адресам («мертвые» юридические лица). Ликвидировать их сейчас можно только через суд. А это означает значительные затраты времени и денег. Минфином РФ подготовлен законопроект, упрощающий процедуру их ликвидации (в административном порядке).
По мнению Минфина, положительное решение данного вопроса также повысит достоверность и актуальность сведений, содержащихся в единых государственных реестрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков.
5. Регламентация камеральных проверок
Основным видом налоговых проверок сегодня является камеральная проверка, поскольку значительное число налогоплательщиков и налоговых агентов объективно не может быть охвачено выездными налоговыми проверками. В дальнейшем камеральная проверка также будет являться основным механизмом контроля за налогоплательщиками. Однако порядок проведения камеральной налоговой проверки в должной мере не урегулирован НК РФ.
Для повышения эффективности контрольной работы Минфином РФ планируется усовершенствовать процедуру налоговых проверок. Предлагается расширить перечень оснований налоговой проверки, а также нормы НК РФ, регламентирующие порядок истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков.
6. Регламентация налоговых проверок банков
НК РФ не предусматривает порядок проведения выездных налоговых проверок банков и право налоговых органов на проведение таких проверок. Таким образом, отсутствует законодательное регулирование проведения налоговыми органами проверки своевременности и правильности исполнения банками одной из основных предусмотренных Кодексом их обязанностей по перечислению сумм налогов в бюджеты бюджетной системы РФ. Вместе с тем именно банки в последнее время становятся основными участниками схем незаконного уклонения от уплаты налогов.
Минфин РФ планирует законодательно урегулировать процедуру проведения налоговых проверок банков, определить перечень проводимых мероприятий налогового контроля (доступ, осмотр, истребование документов), уточнить порядок оформления результатов налоговой проверки банков, принятия решений по результатам такой проверки.
Изменения порядка исчисления и уплаты отдельных налогов
НДС
Применительно к конкретным налогам наиболее важными являются меры, касающиеся администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Именно по этому налогу, являющемуся основным бюджетообразующим налоговым источником федерального бюджета, имеют место наиболее серьезные проблемы при его администрировании. В последнее время, несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости в ВВП (прежде всего, связанным с опережающим ростом оплаты труда) имеет место опережающий рост сумм вычетов (возмещения) НДС по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Это приводит к недополучению государством сумм налога в крупных объемах. Причем, в силу значительности размеров этого налога, схемы, связанные с уменьшением сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, становятся особенно популярными.
Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. суммы НДС, заявленные к вычету, возросли на 36,5% и составили 385,9 млрд. рублей, тогда как рост сумм, заявленных к вычету в 2002 году, по сравнению с 2001 годом составил 17,4% или 282,7 млрд. рублей. Доля налоговых вычетов по отношению к начисленной сумме налога по налогооблагаемым оборотам составила в 2003 году 81,5% против 78,6% в 2002 году. Опережающий рост сумм вычетов (возмещения) по сравнению с увеличением суммы начисленного налога сохранился и в текущем, 2004, году.
Для решения этих проблем в Минфине РФ в настоящее время активно прорабатывается и обсуждается возможность введения системы электронного учета, обработки, накопления и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах–фактурах.
По мнению Минфина РФ, информация о выставленных и полученных счетах-фактурах позволит налоговым органам контролировать уплату и возмещение НДС. Использование данной информации будет максимально результативным в системе электронной передачи и обработки информации о выписанных и полученных счетах-фактурах. Оперативное отслеживание счетов–фактур повысит эффективность контроля на всех этапах начисления и возмещения НДС, уменьшит возможности ухода от уплаты этого налога за счет занижения налоговой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Контрольные мероприятия с применением баз данных по счетам–фактурам позволят улучшить администрирование и по другим налогам, в том числе по налогам на прибыль и на имущество организаций.
В целях улучшения администрирования и повышения собираемости НДС планируется сократить количество операций, освобождаемых от налогообложения.
В рамках дальнейшего совершенствования законодательства по НДС в перспективе предлагается решить вопрос о переходе на определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками только по мере отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть по методу начисления. Названный метод предполагает возмещение налога по приобретаемым налогоплательщиком материальным ресурсам производственного назначения независимо от факта уплаты налога их продавцам. С переходом на этот режим автоматически отпадет актуальность обсуждаемого в настоящее время вопроса об освобождении от налогообложения авансовых платежей, получаемых налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров.
В ближайшее время планируется решить вопрос об освобождении от налогообложения авансов по всем операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, независимо от длительности их производственного цикла, что позволит создать равные условия применения этого налога при экспорте товаров и, соответственно, более благоприятные финансовые условия для деятельности экспортеров. Также планируется решить вопросы сокращения перечня документов, требующихся для обоснования нулевой ставки, совершенствования применения нулевой ставки по транспортным услугам.
Продолжением проводимого курса на снижение налоговой нагрузки на экономику должно стать предполагаемое снижение, начиная с 2006 года, основной ставки НДС до 16 процентов.
УСН
В подготавливаемом в настоящее время в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ законопроекте о внесении изменений в действующие специальные налоговые режимы для малого бизнеса предполагается изменить ряд положений, которые облегчат применение этих режимов налогоплательщиками и будут способствовать улучшению налогового администрирования. Речь, в частности, идет о таких предложениях как исключение возможности применять упрощенную систему налогообложения организациями, осуществляющими деятельность в рамках простого товарищества, адвокатским образованиям и представительствам иностранных компаний, четком определении перечня случаев, когда налогоплательщик подлежит возврату на общую систему налогообложения, установлении порядка разделения расходов в случаях осуществления налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему, деятельности, подлежащей переводу на уплату единого налога на вмененный доход и т.д.
НДФЛ
Изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц с выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, привело к невозможности проведения должного контроля за налогообложением дохода (источники выплаты выигрышей не исполняют обязанности по удержанию налога, контроль же за полученными физическими лицами доходами затруднен по причине отсутствия в налоговых органах сведений о выплаченных физическим лицам доходах). В связи с чем предполагается возложить на источник выплаты обязанность представления в налоговые органы сведений в отношении выигрышей, превышающих определенный размер, как это практикуется в некоторых зарубежных странах.
Акцизы
В целях сокращения потерь бюджетов от непоступления акцизов в результате сохранения высокого объема нелегального оборота алкогольной продукции предполагается установить ответственность плательщиков акциза в случае непоступления алкогольной продукции с акцизного склада оптовой организации–поставщика на акцизный склад оптовой организации–покупателя, а также определить конкретный предельный срок для факта поступления продукции на такой склад.
15 декабря 2004 года
Наверх