Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Обращение Южно-Уральской ТПП Президенту ТПП РФ относительно Определения КС РФ № 169-0


Главная » Налоговые форумы » Состоявшиеся форумы » I Уральский профессиональный налоговый Форум » Открытые письма, обращения в КС РФ и Президенту РФ » Обращение Южно-Уральской ТПП Президенту ТПП РФ относительно Определения КС РФ № 169-0

Президенту
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
г-ну Примакову Е.М.

Уважаемый Евгений Максимович!
Поводом для настоящего Обращения к Вам явилось появление в компьютерных базах правовой информации, а также в сети Интернет, текста Определения Конституционного суда РФ от 18 апреля 2004 года N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ". Несмотря на то, что данное Определение до сих пор официально не опубликовано, правовая позиция, сформулированная в нем, вызвала большой общественный резонанс среди всех российских налогоплательщиков и специалистов в области налогового права и налогообложения. Некоторые СМИ называют данное Определение "революцией" в порядке исчисления и уплате НДС. Наверное, неслучайно, что многие до сих пор сомневаются в подлинности текста Определения.

Большая общественная обеспокоенность по поводу рассматриваемого Определения, наверное, вызвана тем, что правовая позиция, которая сформулирована в этом Определении, ставит под сомнение правильность тех общепринятых методик исчисления НДС, которые применялись налогоплательщиками с момента введения этого налога. Более того, в одночасье, абсолютное большинство российских плательщиков НДС было поставлено в тяжелейшую ситуацию. Ведь по нашему мнению, тот механизм применения налоговых вычетов по НДС, который, руководствуясь указанным Определением, уже начали реализовывать на практике представители налоговых органов, не предусмотрен действующим налоговым законодательством. Именно поэтому, к настоящему Обращению присоединились многие и многие организации Челябинской области.

В частности, речь идет об абз.6 пункта 4 Определения от 08 апреля 2004 года N 169-О, где Конституционный Суд РФ указал:

"Что касается оплаты начисленных поставщиками сумм налога с помощью имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то, несмотря на факт отчуждения налогоплательщиком-заемщиком в оплату начисленных поставщиками сумм налога заемного имущества (в том числе заемных денежных средств и заемных ценных бумаг), в этом случае передача имущества начинает отвечать второму, более важному обязательному признаку, позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, а именно признаку реальности затрат, только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа".

Таким образом, Конституционный Суд РФ фактически ввел новое общеобязательное правило в исчислении НДС (т.е. фактически норму), в соответствии с которым, условием для правомерности применения налогового вычета по НДС при расчете заемными средствами - является их возврат займодавцу, введя принцип реальности затрат налогоплательщиком.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст.ст.6 и 79 Федерального Конституционного Закона РФ от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" решение Конституционного Суда РФ является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после оглашения. Судебный акт Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, и обязательно на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

То есть, высказанная Конституционным Судом РФ в Определении от 08 апреля 2004 года N 169-О правовая позиция о правомерности применения налогового вычета по НДС при расчетах заемными денежными средствами только после их реального возврата займодавцу, является обязательной для всех хозяйствующих субъектов и государственных органов (их должностных лиц).

Следовательно, сложилась ситуация, в соответствии с которой, вычет по НДС является правомерным только после возврата налогоплательщиком заемных средств, использованных с расчетах с поставщиками.

В тоже время хотелось бы обратить Ваше внимание, на то обстоятельство, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ, которая комплексно регламентирует порядок исчисления и уплаты НДС, подобных условий не предусматривает. В обоснование данной позиции укажем следующее:

1. В соответствии со ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно ст.172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Таким образом, как действующий ранее Закон РФ от 06 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", так и вступившая в силу с 1 января 2001 года глава 21 Налогового кодекса - "Налог на добавленную стоимость", устанавливают единые требования к возмещению НДС: фактическое получение, оприходование и оплата товаров (работ, услуг).      

При комплексном соблюдении данных условий возмещение НДС производится в соответствии с положениями ст.ст.171, 172 Налогового кодекса РФ.

Каких-либо специальных норм, ставящих право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС в зависимость от источника получения налогоплательщиком денежных средств, использованных в расчетах (собственных или заемных), положения ст.171-172 Налогового кодекса РФ не содержат. Также, в главе 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрено норм, предусматривающих предоставление вычета по НДС, уплаченному поставщикам за счет заемных средств, только после возврата суммы займа

2. В соответствии с п.1 ст.807 Гражданского кодекса РФ по договору займа денежные средства передаются займодавцем заемщику в собственность.

То есть юридически заемщик, получивший заем и потративший его, несет расходы уже собственными денежными средствами, при сохранении соответствующего заемного обязательства перед займодавцем.

Причем судебно-арбитражная практика в своем большинстве исходила из того, что требования налоговых органов о возмещении НДС только при погашении займа, не соответствуют закону, при этом суды указывали:

  • с введением гл.21 НК РФ право на возмещение НДС не связывается с моментом оплаты имущества, использованного при расчетах за приобретенные товары (работы, услуги);
  • поскольку организация расплатилась денежными средствами как собственник, т.е. по своему усмотрению, то признание факта уплаты НДС поставщику не ставиться в зависимость от источника поступления денежных средств покупателю;
    налоговое законодательство не предусматривает такого условия, как возврат заемных средств, за счет которых производилась уплата сумм налога;
  • в ситуации, когда налогоплательщик расплачивается с поставщиками со своего счета, определить, какими средствами - собственными или заемными - была произведена оплата, практически невозможно, поэтому довод налоговых органов о том, что налогоплательщик не понес никаких расходов по уплате налога, становиться несостоятельным и недоказуемым;
  • по смыслу ст.223, 224, 807 Гражданского кодекса РФ денежные средства по договору займа считаются врученными заемщику, в том числе и с момента их фактического поступления во владение указанного заемщиком лица. В Налоговом кодексе РФ никаких норм, позволяющих сделать противоположные выводы, по нашему мнению, не содержится.


В Определении от 08.04.2004 г. N 169-О основной акцент сделан именно на реальность понесенных затрат, то есть на правомерность учета для целей налогообложения (применения вычета по НДС) только тех расходов, которые фактически, а не на бумаге , были понесены налогоплательщиком:

        а) за счет собственного имущества (средств);

        б) за счет собственного имущества (средств), полученного по возмездной сделке.

Необходимо отметить, что мы поддерживаем позицию о том, что возмещение НДС " по моменту погашения займа " возможно только при установлении недобросовестного поведения налогоплательщика. Как нам кажется, основным побудительным моментом для высказывания Конституционным Судом РФ такой жесткой правовой позиции явился вопрос о добросовестности организации "Пром Лайн", которая и выступила заявителем в Конституционный Суд РФ. Судя по тексту Определения, исходя из обстоятельств дела этого конкретного заявителя, суды отказали ему в полном соответствии с Законом, так как предприятие искусственно создавало кредиторскую задолженность, закрывая зачетом больше обязательств, чем у него было в действительности. В таких условиях, возмещение НДС по мнимым расходам, или по искусственной задолженности (фиктивным затратам), действительно неправомерно.

Однако позиция, сформулированная в Определении такова, что позволяет распространить частные выводы по конкретному случаю на общую ситуацию. На наш взгляд, подобный подход нельзя применять как "идеальную схему" на деятельность предприятия в целом. В хозяйственной деятельности, как правило, возникают гораздо более сложные ситуации (например, реализация инвестиционных проектов, использование кредитных линий, предоставление кредитов овердрафт, невозможность разделения затрат на понесенные за счет собственных средств и заемных и т.д.).

Кроме того, учитывая принцип допущения непрерывности деятельности предприятия ( основной международный принцип бухгалтерского учета ), а также учитывая, что любые денежные средства предприятия обезличиваются на его расчетных счетах, а показатели собственных или заемных (привлеченных) средств, фигурируют в основном как совокупные показатели, сгруппированные в динамике бухгалтерской отчетности, то реально разделить и определить природу денежных средств по конкретным операциям и по конкретным затратам просто невозможно.

В качестве примера можно рассмотреть две типичные ситуации, которые повсеместно встречаются на практике:

1. Предприятие получает кредит в банке и расплачивается с поставщиком. В результате у поставщика возникает обязанность исчислить и уплатить НДС, поскольку денежные средства реально поступили на расчетный счет. В тоже время для предприятия право на возмещения НДС возникнет лишь после возврата кредита. Ситуация парадоксальная - выполнены все условия для возмещения НДС, предусмотренные ст.172 Налогового кодекса РФ:

        а) имеется счет-фактура поставщика;

        б) имеется документ об оплате товара поставщику - платежное поручение;

        в) товар оприходован;

        г) товар использован для осуществления операций облагаемых НДС.

Однако для возмещения, согласно Определению, необходимо предоставить еще один документ - о возврате кредита банку (платежное поручение на возврат кредита). Предоставление данного документа Налоговым кодексом РФ не предусмотрено и право на зачет НДС наличием данного документа не обуславливается.

2. Предприятие получает аванс от заказчика. За счет данных средств предприятие расплачивается с поставщиком. В результате у поставщика возникает обязанность исчислить и уплатить НДС. У предприятия права на зачет нет. Авансы полученные не являются собственными средствами предприятия в трактовке позиции , высказанной в Определении. Право на зачет возникнет лишь после отгрузки товара заказчику и переводу полученных средств в состав выручки, до этого момента авансы числятся в составе кредиторской задолженности. Следовательно, для зачета необходимо предоставить документ об отгрузке товара заказчику, что также не предусмотрено налоговым законодательством.

Только два этих примера, как нам кажется, показывают, что позиция, сформулированная в Определении, фактически устанавливает новые правила исчисления НДС, которые не предусмотрены в главе 21 Налогового кодекса РФ. Если исходить из нее, то фактически меняется экономическая природа НДС. Достаточно сказать, что нарушается принцип "зеркальности", который всегда был присущ НДС как косвенному налогу - если у поставщика, после получения выручки возникает оборот, облагаемый НДС, то у плательщика возникает право на возмещение уплаченного налога. Ведь нельзя же предположить, что если покупатель с поставщиком рассчитался заемными средствами, то у последнего выручки, облагаемой НДС не возникает до тех пор, пока плательщик не погасит заем.

Кроме того, вся налоговая отчетность по НДС, т.е. соответствующие формы налоговой декларации, а также установленные формы налогового учета по этому налогу, не предусматривают возможности учета источника средств, оплаченных собственными или заемными средствами.

По нашему мнению, перенесение правовой позиции Конституционного Суда РФ на все случаи хозяйственной деятельности будет являться необоснованным, так как с одной стороны это не учитывает положения действующего налогового законодательства, а с другой сводит на нет заинтересованность предприятий в любых инвестиционных проектах и использовании долговременных кредитов при создании или развитии производства.

Ограничение принятия НДС к вычетам до момента погашения задолженности по займам (кредитам) приведет на практике к необходимости для организаций привлечения дополнительных заемных (кредитных) средств либо повлечет к существенному уменьшению величины их оборотного капитала. Очевидно, что говорить после этого о создании государством всех условий для содействия развитию бизнеса с целью выполнения плана по «удвоению ВВП» представляется крайне неуместным.

Указанное ограничение также потребует от организаций разработки и введения порядка налогового учета в целях исчисления НДС механизма разделения денежных средств на реальные затраты (принимаемые как оплата налога поставщику) и средства, признаваемые таковыми после выполнения ряда условий (возврат кредита, отгрузка продукции). Отметим, что существующие системы бухгалтерского и налогового учета не позволяют это делать на практике.

Мы считаем, что защита прав «добросовестных» налогоплательщиков, устранение отмеченных выше несоразмерных препятствий для принятия НДС к вычетам и, тем самым, улучшение инвестиционной инфраструктуры в стране возможны не только в результате пересмотра Конституционным Судом РФ выработанной им правовой позиции, но и вследствие принятия на федеральном уровне необходимых поправок к Налоговому кодексу РФ.

В частности, в главе 21 Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» необходимо четко и определенно ввести понятие реальности понесенных затрат по уплате НДС поставщику. В настоящее время это понятие в главе 21 отсутствует. В тоже время отметим, что в главе 25 в отношении затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, такие принципы сформулированы. Так, согласно положениям ст.252 Налогового кодекса РФ расходы должны быть фактически произведены, экономически обоснованы и документально подтверждены. Прямое указание на данные принципы в главе 25 Налогового кодекса РФ позволяет правомерно использовать их при налогообложении прибыли.

С учетом изложенного просим Вас обратиться в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с проектом федерального закона "О внесений дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации".

Содержанием данного законопроекта может являться дополнение пункта 1 статьи 172 НК РФ (главы 21 НК РФ) абзацем следующего содержания:

«Для целей настоящей статьи под фактической уплатой сумм налога понимается осуществление налогоплательщиком расчетов с продавцами товаров (работ, услуг) с использованием имущества, определяемого в соответствии с гражданским законодательством РФ и принадлежащего этому налогоплательщику на праве собственности, независимо от времени фактической оплаты этого имущества».

Считаем необходимым также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Действие данного законопроекта необходимо распространить на отношения, возникшие с 1 января 2001 года. Реализация данного проекта федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса " не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Учитывая огромное значение данного вопроса для добросовестных налогоплательщиков, просим Вас, по возможности рассмотреть наше Обращение в максимально короткие сроки, поскольку налоговые органы уже предпринимают меры по принудительному перерасчету сумм НДС за прошедшие налоговые периоды. В случае необходимости, мы готовы принять самое активное и непосредственное участие в обсуждении возникшего вопроса.

Президент Южно-Уральской ТПП
Ф.Л. Дегтярев

Наверх
Афоризмы

Наполеон БонапартОдин нечестный бухгалтер страшнее армии неприятеля.

Наполеон Бонапарт, Французский император, полководец, государственный деятель (1769-1821 гг.)

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»