07.04.2006 Рассылка № 52.
Налоговые декларации старой формы: Принять или не принять?
В условиях постоянно меняющегося законодательства имеют дурную «привычку» видоизменяться и формы налоговых деклараций. Отдельные формы налоговой отчетности уже претерпели изменения в 2005 году, а некоторые только будут изменены. Нередко налогоплательщики узнают об утверждении новой формы декларации только тогда, когда приходят в инспекцию с уже заполненной налоговой отчетностью. При этом должностные лица налогового органа, как правило, отказывают в приеме декларации по старой форме.
Хорошо, если бухгалтер пришел в налоговую инспекцию не в последний день срока представления декларации и еще можно в спешном порядке заполнить и сдать отчетность на новом бланке. В противном случае остается один шанс - до 00 часов надо «обновить» декларацию и, проставив печать и подписав у руководителя организации, бежать на почту.
Обязанность налогоплательщика по представлению декларации по установленной форме корреспондирует с правом налоговых органов требовать от налогоплательщика (налогового агента) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов (п. 1 ст. 31 НК РФ).
Не будем спорить ни с тем, ни с другим. Действительно, налогоплательщик обязан представить декларацию по определенной форме, а налоговый орган вправе потребовать декларацию на утвержденном бланке. Но, по мнению налоговых органов , декларацию «не на том» бланке можно вообще не принимать и считать срок ее подачи пропущенным. А вот с этими выводами можно и нужно поспорить .
Категорично указывая на невозможность принятия декларации, представленной налогоплательщиком, налоговые органы забывают о том, что согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Причем НК РФ не предоставляет никаких вариантов для отказа.
В частности, именно такой вывод был сделан ФАС ЦО в постановлении от 06.06.03 № А09-780/03-16. Суд указал, что налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и с момента принятия исчислять срок представления декларации. При этом представление декларации на устаревшем бланке не может являться свидетельством нарушения срока ее подачи.
Как следует из материалов дела, Общество представило в ИМНС декларацию по НДС. ИМНС сообщила Обществу, что декларация по НДС, представленная на бланке неустановленной формы, принята без исполнения, т.к. были нарушены требования п. 2 ст. 80 НК РФ.
Общество представило в налоговый орган декларацию на бланке установленной формы, при этом изменения и дополнения в расчетах НДС не вносились.
Посчитав, что Обществом декларация фактически была подана позже установленного срока, ИМНС Общество к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
П.1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Ст. 174 НК РФ установлен срок представления вышеуказанной декларации - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Как подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем, представленная первоначально Обществом декларация по НДС удовлетворяла требованиям п. 1 ст. 80 НК РФ и поступила в налоговый орган в установленный законодательством срок.
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме в соответствии с законодательством РФ, и налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
Таким образом, налоговый орган обязан был принять первоначально поданную Обществом декларацию, и срок ее подачи исчислять с момента ее представления в налоговый орган.
То обстоятельство, что декларация была представлена на бланке старой формы, не может являться свидетельством нарушения Обществом срока, установленного ст. 174 НК РФ.
По логике закона следует, что налоговым органам все же надо принять декларацию от налогоплательщика (причем именно ту, которую он представит, независимо от формы, наличия ошибок или иных изъянов), а уж потом следует осуществлять налоговый контроль, в том числе реализуя свое право требовать от налогоплательщика представления декларации по «нужной форме».
Отметим, что налогоплательщики, как правило, выполняют требования налоговых органов и представляют еще раз ранее сданную декларацию, но на новом бланке. Ведь чаще всего представление декларации по устаревшей форме вызвано неосведомленностью налогоплательщика о введении новых деклараций, отсутствием бланков, неясностью в заполнении новых форм.
Повторная сдача декларации по новой форме по требованию налоговых органов привела бы к исчерпанию конфликта без каких-либо весомых потерь как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Но многие налоговые инспекции считают сроком представления декларации повторную ее передачу.
Причем зачастую налоговые органы соглашаются, что отказать налогоплательщику в принятии декларации действительно нельзя, но пытаются доказать, что документ по устаревшей форме «настоящей» декларацией не является (а является документом неустановленной формы). При этом, не обращая внимания на то, что согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
И если документ, представленный на бланке старой формы, все эти данные содержит, то он имеет все признаки декларации и должен признаваться ею.
На это неоднократно указывали суды, и судебная практика по этому вопросу уже полностью устоялась. Вот лишь некоторые из примеров:
Постановление ФАС СЗО от 30.11.04 № А56-23496/04
Поскольку своевременно представленный налогоплательщиком в ИМНС на бланке старой формы расчет по целевому сбору на содержание муниципальной милиции содержал все необходимые данные для исчисления и уплаты указанного сбора и соответствовал понятию "налоговая декларация", приведенному в ст. 80 НК РФ, что по существу налоговой инспекцией не оспаривается, суд правомерно отказал ИМНС в привлечении налогоплательщика к ответственности, установленной ст. 119 НК РФ за нарушение сроков представления налоговой декларации.
Общество представило в ИМНС по месту нахождения своего обособленного подразделения расчет целевого сбора на содержание муниципальной милиции по форме, утвержденной решением муниципального образования, а затем повторно по новой форме.
ИМНС сообщила Обществу о возбуждении в отношении него производства о налоговом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 НК РФ, а затем привлечено к ответственности на основании этой же нормы в виде штрафа.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.
П. 1 ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Таким образом, поскольку своевременно представленный Обществом в налоговую инспекцию расчет по целевому сбору на содержание муниципальной милиции на бланке старой формы содержал необходимые данные для исчисления и уплаты налога и соответствовал понятию "налоговая декларация", приведенному в ст. 80 НК РФ, что по существу налоговой инспекцией не оспаривается, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, необоснованно.
Постановление ФАС ВСО от 16.03.04 № А19-9693/03-30-Ф02-778/04-С1
Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований налогового органа о привлечении к ответственности за нарушение срока представления декларации по налогу с продаж, поскольку в действиях налогоплательщика отсутствует состав данного правонарушения.
Налогоплательщиком в ИМНС направлен расчет налога с продаж.
По результатам камеральной налоговой проверки названной декларации ИМНС вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях (бездействии) фабрики состава налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ.
Обязанностью налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст.23 НК РФ является в том числе представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1, 2, 3 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС РФ.
Ст.347 НК РФ установлено, что налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию налоговой декларации по налогу с продаж, соответствующей по форме требованиям законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем ст.106 НК РФ установлено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В соответствии с п. 6 ст.108 НК РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно ст.109 НК РФ является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Поскольку представленный налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки расчет налога с продаж по своему содержанию в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к налоговой декларации ст. 80 НК РФ , ИМНС не оспаривается, что налогоплательщиком ранее также представлялись названные расчеты с нарушением формы, расхождения в размерах исчисленных в расчете и представленной позднее декларации налоговой базы по налогу с продаж и самого налога, подлежащего уплате в бюджет, отсутствуют , суд кассационной инстанции полагает, что у налогоплательщика отсутствует вина в совершении вменяемого ей налоговой инспекцией правонарушения.
Постановление ФАС УО от 26.11.03 № Ф09-4017/03-АК
По мнению налогового органа, представление налоговой декларации неустановленной формы свидетельствует о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа послужил факт непредставления обществом в налоговый орган декларации по НДС в установленный ст. 174 НК РФ срок.
Отказывая во взыскании данного штрафа, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Данный вывод суда является правильным, основан на материалах дела и соответствует действующему законодательству.
Ст.119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налоговых деклараций.
Из материалов дела видно, что в установленный ст. 174 НК РФ срок, налогоплательщиком была представлена в налоговый орган декларация по НДС. Форма указанной декларации не соответствовала форме, установленной на данный период, однако, представленный расчет содержал необходимые сведения, связанные с исчислением и уплатой НДС, и соответствовал понятию «налоговая декларация», данному в ст. 80 НК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ст. 119 НК РФ не устанавливает ответственность за представление налоговой декларации неустановленной формы , отказ в удовлетворении требований о взыскании штрафа произведен судом обоснованно.
Постановление ФАС ВВО от 30.01.03 № А39-3091/02-156/11
Ответственность за нарушение срока предоставления декларации не может применяться к организации, представившей декларацию в срок, но по отмененной форме.
Как следует из материалов дела, общество направило в ИМНС декларацию по НДС по форме, установленной приказом МНС РФ от 27.11.00 № БГ-3-03/407.
ИМНС уведомила налогоплательщика о необходимости представить налоговую декларацию по НДС по новой форме, установленной приказом МНС РФ от 26.12.01 № БГ-3-03/572, что и было сделано Обществом.
ИМНС проведена камеральная проверка декларации по НДС, представленной налогоплательщиком. В ходе проверки установлено, что налогоплательщик представил декларацию по форме, установленной приказом МНС РФ от 26.12.01 № БГ-3-03/572, но с нарушением срока, установленного п. 5 ст.174 НК РФ. По результатам проверки составлен акт, на основании которого налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации в виде штрафа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ст.80 НК РФ. При этом суд исходил из того, что представление налогоплательщиком декларации по НДС по форме, отмененной МНС РФ на момент ее подачи, не повлекло правонарушения со стороны налогоплательщика, ответственность за которое предусмотрена ст.119 НК РФ, так как фактически сведения о расчете суммы налога подтверждены представленной декларацией.
В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно п.2 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме.
В п. 3 той же статьи установлено, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС РФ.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ).
Форма декларации по НДС, которую обязан был применять налогоплательщик, утверждена приказом МНС РФ от 26.12.01 № БГ-3-03/572. Предыдущая форма утверждена приказом МНС РФ от 27.11.00 № БГ-3-03/407.
Материалы дела свидетельствуют о том, что расчет суммы НДС в первоначально представленной налогоплательщиком декларации аналогичен сведениям, указанным в декларации поданной им позже, то есть их содержание не изменилось. Кроме того, более ранняя налоговая декларация не была произвольной формы, а соответствовала форме, утвержденной приказом МНС РФ от 27.11.00 № БГ-3-03/407. В связи с этим арбитражный суд сделал обоснованный вывод об отсутствии у ИМНС оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ.
Кроме того, некоторые суды опровергают попытку признать декларации, представленные в налоговый орган по ранее действующей форме, составленной в произвольном виде, указывая на то, что декларации, оформленные на бланке пусть и устаревшей, но утвержденной формы, соответствуют понятию «налоговая декларация». В частности, данная позиция была высказана ФАС ВВО в Постановлении от 30.01.03 № А39-3091/02-156/11 (см. выше)
Нередко налоговые органы пытаются применить меры налоговой ответственности за представление декларации по устаревшей форме.
Но НК РФ не устанавливает ответственности налогоплательщика за представление декларации в ненадлежащем виде .
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налоговые органы таким основанием считают ст. 119 НК РФ. Напомним, что в указанной статье кодекса установлена ответственность только за непредставление декларации. Поэтому при представлении декларации по неустановленной форме отсутствует состав правонарушения.
Данный аргумент использован в качестве основного в Постановлении ФАС СЗО от 02.11.04 № А56-18734/04
Необоснован довод ИМНС о том, что представление налогоплательщиком расчета целевого сбора на благоустройство территорий на бланке старой формы приравнивается к непредставлению налоговой декларации, поскольку указанный расчет фактически идентичен новой форме декларации, содержит все необходимые данные для исчисления и уплаты сбора.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество направило в адрес налоговой инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения расчет целевого сбора на благоустройство территорий. Позднее ИМНС сообщила Обществу, что указанный расчет представлен им на бланке неустановленной (старой) формы, и предложила представить данный расчет по новой форме.
Общество представило в налоговую инспекцию расчет целевого сбора на благоустройство территорий на бланке новой формы. При этом изменения и дополнения в расчет не вносились и ИМНС данное обстоятельство не оспаривается.
Далее ИМНС сообщила Обществу о возбуждении в отношении него (в части деятельности структурного подразделения) производства о налоговом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 НК РФ.
Отказывая ИМНС в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.
П. 1 ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку ст.119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление декларации по неустановленной (старой) форме, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ИМНС о том, что расчет целевого сбора на благоустройство территорий, своевременно направленный в адрес ИМНС на бланке старой формы, не может считаться поданным, несостоятельны. Данный расчет фактически идентичен новой форме декларации , содержит все необходимые данные для исчисления и уплаты сбора за спорный период и соответствует понятию «налоговая декларация», приведенному в ст. 80 НК РФ.
Аналогичные выводы содержатся в судебных решениях того же суда в постановлениях от 04.11.04 № А56-18737/04, от 09.11.04 № А56-10902/04, от 30.11.04 № А56-23496/04, поскольку судом была рассмотрена практически одна и та же ситуация, когда организации отправляли декларации (расчеты) по местным налогам и сборам в адрес налоговой инспекции своевременно, но по устаревшим формам. По всем приведенным делам налоговым органам было отказано в удовлетворении их требований. Вывод суда был категоричен: привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя, поскольку состава правонарушения нет.
Справедливости ради отметим, что в ряде случаев суды все же поддерживают позицию налоговых органов о том, что представление декларации по старой форме равносильно ее непредставлению вовсе, что влечет применение санкций по ст. 119 НК РФ. В частности, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 16.06.03 № Ф04/2628-743/А27-2003 согласился с налоговым органом, что декларация, не соответствующая утвержденной форме, обоснованно не была им принята. По мнению суда, к налогоплательщику правомерно применена ответственность за несвоевременное представление декларации.
И все же такой вывод суда - исключение , ведь без них не бывает правил. Тем более что в более поздних решениях по этому же вопросу ФАС ЗСО поменял свою точку зрения на противоположную, в частности, в Постановлении от 11.08.03 № Ф04/3852-1238/А27-2003
Налогоплательщик, направивший налоговому органу в установленные сроки налоговую декларацию по НДС, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к ее форме, не может привлекаться к ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, Общество направило почтой в ИМНС налоговую декларацию по НДС, которая не была рассмотрена налоговым органом по тому основанию, что она не соответствует новой установленной форме, утвержденной Приказом МНС от 03.07.02 № БГ-3-03/338.
Согласно решению налоговой инспекции Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по НДС в установленные законодательством сроки.
Суд кассационной инстанции считает принятое решение законным и обоснованным.
Ст.119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, налогоплательщик направил почтой налоговую декларацию по НДС. Сроки представления налоговой декларации, предусмотренные п.5 ст.174 НК РФ, налогоплательщиком были соблюдены.
Учитывая, что санкции ст.119 НК РФ применяются только при нарушении сроков представления налогоплательщиками налоговых деклараций, а не за несоблюдение формы представляемой декларации , кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Поэтому, принимая во внимание устойчивую судебную практику и приведенные в настоящей статье аргументы, можно сделать вывод: налоговые инспекции обязаны принимать декларации старой формы, если там содержатся сведения, достаточные для уплаты налога, последующее представление декларации на новом бланке не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ.
Ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Боровских Анна Александровна
Наверх