Версия для печати
03.11.2005 Рассылка № 43.
Переход на «упрощенку»: «за» и «против»
С 1 октября 2005 г . пошел срок, в течение которого можно подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Как это сделать? Стоит ли вообще переходить на «упрощенку»? На эти и другие актуальные вопросы мы ответим ниже.
Для перехода на УСН применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 НК РФ: организации имеют право перейти на «упрощенку», если по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн. руб. без учета НДС (см. письмо Минфина от 19.09.05 г. N 03-11-04/2/81). Напомним, ФЗ от 21.07.04 N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ внесена поправка , согласно которой с 1 января 2006 г . этот порог поднимается до 15 млн руб. ... ".
Форма заявления о переходе на УСН (форма N 26.2-1) утверждена Приказом МНС РФ от 19.09.02 N ВГ-3-22/495 (в ред. от 02.09.2005). Она не является обязательной к применению, т.к. носит рекомендательный характер . Последний день подачи такого заявления в ИФНС по месту регистрации организации - 30 ноября 2005 г . В нем организации (кроме вновь созданной или прекратившей применение системы налогообложения в виде ЕНВД) нужно указать: размер доходов за 9 месяцев текущего года; выбираемый объект налогообложения ("Доходы" или "Доходы, уменьшенные на расходы"), стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации на дату подачи заявления и среднюю численность работников за отчетный период.
Отметим, что перечень организаций, которые не вправе применять УСН, изменен . Например, в 2006 уже не смогут использовать УСН: бюджетные организации; иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории РФ. Посему, советуем ознакомиться с новой редакцией п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Как известно, перечень видов расходов, на которые можно уменьшать налоговую базу по единому налогу, является ограниченным. Он приведен в ст. 346.16 НК РФ. С 1 января 2006 г . он будет шире. Ряд видов расходов будет уточнен как в пользу налогоплательщика , так и нет. Советуем внимательно ознакомиться с новой редакцией п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а ниже рассмотрим важнейшие ее новации:
1) Расходы на основные средства и нематериальные активы.
Приятно отметить, что налогоплательщики в 2006 г . смогут безболезненно уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и приобретением, а также созданием нематериальных активов (см. подп. 1 и 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ранее у организаций возникали проблемы при отражении в учете расходов на сооружение и изготовление таких активов. Налоговики их отказывались принимать, аргументируя это тем, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах учитывается только стоимость приобретенных основных средств. Сооружение (изготовление) не является приобретением (см. Письмо МНС от 07.05.04 N 22-1-14/853).
2) Уплаченный поставщикам НДС.
В 2006 г . полученные доходы можно уменьшить "на сумму НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным организацией и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст. 346.17 НК РФ" (см. подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Заметим, что по вопросу учета сумм НДС по приобретенным ОС у МНС РФ и Минфина до недавнего времени существовали противоположные мнения. МНС придерживалось точки зрения, что "упрощенцам" в стоимость основного средства нужно включать НДС, ранее уплаченный поставщикам этого актива (см. письма МНС от 29.03.04 N 21-09/21077 и от 10.09.2004 N 21-09/58952). Сотрудники Минфина считали, что "НДС, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов налогоплательщиком, применяющим УСН, является невозмещаемым налогом. Поэтому сумма НДС включается в стоимость приобретаемых объектов или в расходы в порядке ст. 346.16 НК РФ" (см. письма Минфина от 04.11.04 N 03-03-02-04/1/44 и от 08.06.05 N 03-03-02-04/1/140).
3) Расходы на аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги.
Приятно отметить, что налогоплательщики в 2006 г . смогут уменьшить полученные доходы на расходы на аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги . В 2005 г . организации, применяющие УСН, расходы, связанные с оплатой консультационных услуг, постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих аудиту услуг, могли принять к вычету при исчислении налоговой базы по единому налогу при условии, что такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными (см. Письмо Минфина от 04.08.05 N 03-11-04/2/37). Другими словами, какая организация оказала вам эти услуги в 2006 г ., значения иметь не будет.
4) Расходы по доставке товаров до покупателя.
В 2006 г . организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут вправе уменьшить доходы от реализации на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров. В настоящее время у организаций, применяющих УСН, их учет вызывает головную боль. В частности, налоговые органы считают, что так как эти расходы в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ, отсутствуют, то и уменьшать налогооблагаемый доход они не могут (см. письма МНС от 15.09.03 N 22-1-14/2021-АЖ397 и от 09.07.04 N 22-1-14/1184).
Арбитражная практика складывается устойчиво в пользу налогоплательщиков: суммы затрат на доставку товаров могут быть отнесены к расходам, уменьшающим доходы при применении УСН (См. Постановления ФАС ЦО от 09.12.04 N А36-221/10-04, ФАС СЗО от 23.12.04 N А05-4306/04-26, ФАС ЗСО от 11.02.04 N Ф04/596-60/А03-2004, ФАС УО от 08.12.04 N Ф09-5183/04-АК и др.)
В заключение отметим, что перечень расходов "упрощенца" дополнен и другими затратами, которые раньше Минфин и ФНС учитывать при исчислении налоговой базы по единому налогу не разрешали: 1) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения; 2) расходы, на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; 3) расходы на проведение (в случаях, установленных законом) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора; 4) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в т.ч. правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков); 5) судебные расходы и арбитражные сборы; 6) расходы на подготовку и переподготовку сотрудников и т. д.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 346.21 НК сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50 %". Т.е. с 1 января 2006 г . единый налог нельзя уменьшить на сумму пенсионных взносов и сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности более чем на 50%.
А вот учесть расходы на оплату пособия по временной нетрудоспособности при расчете единого налога можно в размере фактически произведенных в соответствии с законодательством РФ организацией расходов. Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, установлен Законом от 31.12.02 N 190-ФЗ. Статьей 2 этого Закона предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профзаболеванием) выплачивается за счет средств ФСС РФ в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ, установленного федеральным законом, и за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 МРОТ.
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»,
Ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД,
консультант по стратегическому планированию
Владимир Леонидович Ардашев
Наверх