Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

КонсультантПлюс: "ОБЗОР АНТИКРИЗИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ"


Главная » Налоговые форумы » Состоявшиеся форумы » XV налоговый форум » Аналитические материалы к 15 Форуму » КонсультантПлюс: "ОБЗОР АНТИКРИЗИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ"

КонсультантПлюс: "ОБЗОР АНТИКРИЗИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ"

Выпуск от 31.08.2009

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО "Консультант Плюс".

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
ДОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

Новые документы, включенные в обзор 31.08.2009

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.08.2009 N 675
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ЯНВАРЯ 2009 Г. N 24 И ОТ 30 МАРТА 2009 Г. N 262"

Установлены новые меры финансовой поддержки российских организаций автомобилестроения
Постановлением Правительства РФ от 14.01.2009 N 24 было определено, в частности, предоставить субсидии из федерального бюджета в размере 2 млрд. 500 млн. рублей российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение.
Установлено, что указанные субсидии будут предоставляться также на возмещение части затрат российских организаций автомобилестроения на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2009 году для финансирования инвестиционных проектов по их технологическому перевооружению и (или) технологическому перевооружению их дочерних организаций, являющихся организациями автомобилестроения. "Правила предоставления субсидий...", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.03.2009 N 262, дополнены пунктами, определяющими порядок предоставления субсидий в целях погашения части затрат автомобилестроителей на выплату купонного дохода по указанным облигациям.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 20.08.2009 N 690
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИМ АВИАКОМПАНИЯМ ЧАСТИ ЗАТРАТ НА УПЛАТУ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ВОЗДУШНЫЕ СУДА РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛУЧАЕМЫЕ ИМИ ОТ РОССИЙСКИХ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ПО ДОГОВОРАМ ЛИЗИНГА, А ТАКЖЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ НА УПЛАТУ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В 2002 - 2005 ГОДАХ В РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ РОССИЙСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ"

Увеличена сумма ежемесячного возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым авиакомпаниями (уплату лизинговых платежей) для приобретения воздушного судна
Внесены изменения в "Правила возмещения российским авиакомпаниям части затрат...", утвержденные Постановлением Правительства РФ 26.06.2002 N 466. В частности, установлено, что субсидии по лизинговым платежам предоставляются организации ежемесячно из расчета трех четвертых (ранее - из расчета одной второй) суммы возмещения организацией затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании, являющихся частями лизингового платежа. Также из расчета трех четвертых произведенных затрат на уплату процентов (вместо ранее установленной - одной второй) будут предоставляться субсидии по привлекаемым авиакомпаниями кредитам в рублях на покупку воздушного судна.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 24.08.2009 N 697
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА НЕФТЬ СЫРУЮ И НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫЕ ИЗ НЕФТИ, ВЫВОЗИМЫЕ С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЙ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ"

С 1 сентября 2009 года повышаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе
В частности, ставка пошлины для нефти сырой составит 238,6 доллара США за 1000 кг (в настоящее время - 222 доллара США за 1000 кг). Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 93,2 доллара США за 1000 кг (сейчас - 87,2 доллара США за 1000 кг). Со 161,9 до 173,1 доллара США за 1000 кг повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставки пошлин на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы остались на прежнем уровне, то есть равными нулю.


<ПИСЬМО> ЦБ РФ ОТ 14.08.2009 N 98-Т
"О ВКЛЮЧЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ В ЛОМБАРДНЫЙ СПИСОК БАНКА РОССИИ"

Дополнен перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России
В данный список включены, в частности, облигации Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, имеющие государственный регистрационный номер выпуска RU25063MOS0, облигации Открытого акционерного общества "Газпром", имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-11-00028-А, 4-13-00028-А, облигации Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", имеющие государственные регистрационные номера выпусков 4-17-65045-D, 4-18-65045-D, 4-19-65045-D, облигации Открытого акционерного общества "Газпром нефть", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-03-00146-А, облигации Открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы", имеющие государственный регистрационный номер выпуска 4-05-04715-А.


<ПИСЬМО> ЦБ РФ ОТ 21.08.2009 N 101-Т
"О ПЕРЕЧНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Расширен перечень организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России
В перечень организаций, утвержденный Банком России в соответствии Положением ЦБ РФ от 12.11.2007 N 312-П, включены, в частности: ЗАО "АВК "Эксима", ЗАО "Компания "ВОЛЬФРАМ", ЗАО МК "Авида", ОАО "Кузбассэнерго", ООО УК "Промышленно-металлургический холдинг", ФГУП "НПП "Полет".


ИНФОРМАЦИЯ ЦБ РФ
"ПО ЗАКЛЮЧАЕМЫМ БАНКОМ РОССИИ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОГЛАШЕНИЯМ О ЧАСТИЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ УБЫТКОВ (РАСХОДОВ) ПО МЕЖБАНКОВСКИМ ОПЕРАЦИЯМ"

Банк России проинформировал о проводимых им мерах по реализации положений Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Согласно названному Закону Банк России в период с 14.10.2008 по 31.12.2009 (включительно) вправе заключать с кредитными организациями соглашения о компенсации части убытков (расходов), возникших по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия. Соглашения заключались с кредитными организациями, которые отвечают установленным требованиям: величине собственных средств и рейтингу долгосрочной кредитоспособности. Банк России сообщил, что по состоянию на 10 августа 2009 года соглашения заключены с 18 кредитными организациями, в числе которых ОАО Банк ВТБ, Сбербанк России, ОАО "Альфа-банк", ОАО "Банк Москвы", Внешэкономбанк.


ПРИКАЗ МИНФИНА РФ ОТ 13.07.2009 N 72н
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ СРЕДСТВ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 АВГУСТА 2005 Г. N 100Н"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2009 N 14611.

В период до 31 декабря 2010 года изменены требования к составу активов, принимаемых для покрытия страховых резервов
Согласно изменениям, внесенным в Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 08.08.2005 N 100н, в период с момента вступления в силу поправок и до 31 декабря 2010 года в покрытие страховых резервов могут приниматься только простые векселя организаций (ранее также переводные векселя организаций). Также в указанный период будет действовать новая редакция Приложения к Правилам, содержащего структурные соотношения активов и резервов. Помимо этого в тексте Правил уточнены наименования международных рейтинговых агентств: наименование "Мудис Инвестор Сервис" (Moody's Investor Service) заменено на "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service); "Фитч Инк" (Fitch Inc) - на "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings). Для страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уточнен порядок определения суммарной величины страховых резервов (величины страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни).


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17.07.2009 N 146-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Уточнены полномочия Правительства РФ по распределению средств федерального бюджета в 2009 году
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", установлено, что Правительство РФ вправе принимать решение о направлении в 2009 году средств федерального бюджета на осуществление взноса Российской Федерации в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 171-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"

Банку России предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня
Соответствующее изменение внесено в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях обеспечения срочных мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации. Перечень рейтинговых агентств, минимальные показатели рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления кредитов устанавливаются Советом директоров ЦБ РФ.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 172-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 174 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Изменен срок уплаты НДС в бюджет
Начиная с третьего квартала 2008 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ), уплата налога за истекший налоговый период (квартал) должна производиться равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 173-ФЗ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внешэкономбанк вправе предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте для погашения (обслуживания) займов, полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций
Кроме того, Внешэкономбанк вправе приобретать у иностранных кредиторов права требования по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года. При этом установлено, что общая сумма кредитов, а также приобретаемых прав требования, не может превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США. Помимо этого, предусмотрено, что в порядке, определяемом Правительством РФ, во Внешэкономбанке могут быть размещены на депозиты средства фонда национального благосостояния сроком до 31 декабря 2019 года на сумму не более 450 млрд. рублей. Данные средства могут быть использованы, в частности, на предоставление субординированных кредитов без обеспечения "Банку ВТБ", "Россельхозбанку", а также кредитным организациям, отвечающим установленным требованиям. Определены процентные ставки, а также максимальные объемы предоставляемых кредитов. Перечень рейтинговых агентств, минимальные показатели рейтингов и другие требования к получателям кредитов (займов), порядок и условия предоставления кредитов определяются наблюдательным советом Внешэкономбанка.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 174-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Увеличен размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации
Максимальная сумма вклада в банке, участвующем в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая в отношении данного банка, а также максимальная сумма вклада в банке, не участвующем в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и признанном банкротом, подлежащая возмещению за счет выплат Банка России, увеличена до 700000 рублей. Возмещения в указанном размере производятся по вкладам в банках, страховой случай в отношении которых наступил после 1 октября 2008 года либо у которых после этой даты отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Кроме этого, установлено право Банка России до 31 декабря 2009 года вводить в отношении конкретной кредитной организации ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых или пролонгируемых в период действия ограничения.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.10.2008 N 175-ФЗ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ДО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА"

Разработан комплекс мер по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы
В соответствии с принятым Федеральным законом, при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банка, Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Законом определены меры, осуществляемые Агентством. Это, в частности, оказание финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть; приобретение в соответствии с согласованным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания; организация торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе, в частности, не вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций. После направления предложения Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). По решению Банка России в случае получения согласия Агентства на участие в предупреждении банкротства банка функции временной администрации могут быть возложены на Агентство. Мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства, Банка России, а также за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса РФ в имущество Агентства. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2011 года включительно.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.10.2008 N 176-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)" И СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Центральный банк РФ вправе участвовать в торгах на фондовой бирже
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", ЦБ РФ вправе выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг при проведении операций на открытом рынке. Изменениями расширен перечень операций, осуществляемых ЦБ РФ на открытом рынке. Под такими операциями понимаются купля-продажа государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров ЦБ РФ, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, при осуществлении ЦБ РФ операций на открытом рынке теперь допускается купля-продажа акций, но только при условии совершения позднее обратной сделки, а также реализация акций при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке. Информация о сделках, совершенных ЦБ РФ на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, должна раскрываться в составе, порядке и сроки, которые установлены Советом директоров ЦБ РФ.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.11.2008 N 224-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ, ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В законодательство о налогах и сборах внесены значительные изменения, направленные на поддержку российских налогоплательщиков
Поправками, внесенными в часть первую Налогового кодекса РФ, изменяется порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. С 1 октября 2008 года такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Принятым Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации. При этом установлено, что такие решения могут быть приняты до 1 января 2010 года. Скорректирован порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь также пеней и штрафов). Так, в частности, установлено, что решение об отмене приостановления операций по счетам организации вручается представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия налоговым органом такого решения.
Введена норма, предусматривающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций, либо срока направления в банк такого решения. Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства. Так, например, установлено, что непредставление в налоговый орган справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Уточнен порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов. Вводится норма, касающаяся недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона.
От налогообложения НДС будет освобожден ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Установлены особенности налогообложения НДС операций по реализации не закрепленного за организациями и учреждениями имущества, составляющего государственную казну, казну субъектов РФ и муниципальную казну. Изменен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям. Новая редакция ст. 168 НК РФ устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен также порядок принятия к вычету сумм налога, уплаченных на основании таких счетов-фактур.
Согласно изменениям, внесенным в порядок уплаты налога с доходов физических лиц, вдвое (т.е. до двух миллионов рублей) увеличен размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам в суммах, израсходованных ими на новое строительство и (или) приобретение жилья. Данные положения Налогового кодекса РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Значительные изменения внесены в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Законом предусматривается возможность расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, исходя из фактически полученной прибыли. В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, метода и порядка расчета сумм амортизации. Расширен перечень расходов на добровольное имущественное страхование, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, в него включены затраты на добровольное страхование риска ответственности за ненадлежащее исполнением обязательств, связанных с финансированием строительства олимпийских объектов.
Субъектам РФ предоставлено право снижать с 15 до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.12.2008 N 234-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"

Уточнен порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код ТН ВЭД РФ 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти
Установлено, в частности, что теперь периодом мониторинга цен на нефть сырую на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно начиная с 15 октября 2008 года (ранее периодом мониторинга являлись каждые два календарных месяца, начиная с 1 ноября 2001 года). Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, будут устанавливаться на срок один календарный месяц (ранее ставки устанавливались на срок два календарных месяца). Также установлено, что решения Правительства РФ об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий РФ не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений (ранее - не позднее чем за 10 дней).


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.12.2008 N 264-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИПОТЕКЕ (ЗАЛОГЕ) НЕДВИЖИМОСТИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внесены изменения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и другие законодательные акты, касающиеся порядка оформления ипотеки
Изменения внесены в главы Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", устанавливающие порядок удостоверения прав залогодержателя посредством закладной, порядок государственной регистрации ипотеки (соответствующие изменения внесены также в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), порядок обеспечения сохранности заложенного имущества, уступки прав по договору об ипотеке, обращения взыскания на заложенное имущество.
В частности, установлен порядок депозитарного учета закладных, установлена возможность определения отдельных условий закладной примерными условиями, разработанными для закладных и помещенными в Интернете либо опубликованными в печатных изданиях, установлен срок государственной регистрации ипотеки жилых помещений (не более пяти рабочих дней), установлено новое условие страхования заложенного имущества (обязанность заключения договора страхования в пользу залогодержателя или выгодоприобретателя, в случае если иное не оговорено в договоре об ипотеке или в договоре, влекущем возникновение ипотеки, либо в закладной), подробно регламентированы процедуры передачи прав на закладную (в том числе при депозитарном учете закладной), изменен порядок определения стоимости заложенного имущества в процессе решения судом вопроса о сроке, на который предоставляется отсрочка реализации заложенного имущества.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.12.2008 N 270-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ИНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принят Закон, направленный, в частности, на совершенствование Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов физических лиц
Внесены изменения в Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и ряд других законодательных актов РФ с целью повышения эффективности системы страхования вкладов физических лиц и повышения доверия населения к банкам.
В частности, в новой редакции статьи 48 Закона N 177-ФЗ более четко сформулированы требования к банкам, включенным в перечень банков (реестр), состоящих на учете в системе страхования вкладов. Так, например, банк считается не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов в случаях признания учета и отчетности банка недостоверными в течение трех месяцев подряд; невыполнения в течение шести месяцев подряд хотя бы одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; признания финансовой устойчивости банка недостаточной. Законом предусмотрены также обстоятельства, при наличии которых финансовая устойчивость банка считается недостаточной. Кроме того, более подробно прописаны последствия несоответствия банка установленным требованиям.
Уточнен состав вкладов, не подлежащих обязательному страхованию, - денежные средства, размещенные на банковских счетах (вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета открыты для осуществления профессиональной деятельности.
Значительные изменения внесены в положения Закона N 177-ФЗ, касающиеся полномочий Агентства по страхованию вкладов. Так, в частности, на Агентство возложены функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Кроме того, предусмотрено наделение Агентства правом осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 287-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Правительство РФ уполномочено разрабатывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда
Соответствующее изменение внесено в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Установлено также, что для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование бюджетных ассигнований. Помимо этого, в частности, введена норма, обязывающая работодателей сообщать в органы службы занятости о введении в организации режима неполного рабочего времени, уточнены положения, касающиеся определения размеров, а также условий и порядка выплаты пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона N 1032-1). Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 288-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Средства материнского капитала могут направляться на погашение кредитов на приобретение (строительство) жилых помещений
Установлено также, что в случае необходимости использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам (в том числе по ипотечным кредитам) и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, заявление о распоряжении такими средствами может быть подано в любое время, т.е. независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 296-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"

Принят Закон, направленный на совершенствование законодательства о банкротстве
Законом внесены существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, уточнены положения, определяющие правовое положение арбитражных управляющих. Введены нормы, устанавливающие обязательные условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации, предъявляемые к ним требования для целей утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, права и обязанности, ответственность, основания освобождения от исполнения обязанностей в деле о банкротстве. Установлен порядок выплаты вознаграждения арбитражного управляющего, а также порядок оплаты расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, уточнен статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, определены структура и компетенция ее органов управления, разработан порядок формирования и использования средств компенсационного фонда. Вводится понятие национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Уточнены отдельные положения, касающиеся процедур, применяемых в деле о банкротстве.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 305-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 284 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Изменен порядок исчисления сумм налога на прибыль организаций, подлежащих перечислению в бюджеты РФ
Напомним, что с 1 января 2009 года Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20 процентов за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет - с 6,5 до 2,5 процента. При этом в бюджет субъекта РФ ставка налога составляла 17,5 процентов. Теперь установлено, что в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 2 процента, соответственно, в бюджет субъекта РФ - по ставке 18 процентов.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 306-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАЛОЖЕННОЕ ИМУЩЕСТВО"

Уточнен порядок обращения взыскания на заложенное имущество
С этой целью внесены изменения в Закон РФ "О залоге", Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Основы законодательства РФ "О нотариате" и некоторые другие законодательные акты. В соответствии с этими изменениями, в частности, подробно регламентирован порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество и порядок его реализации, в т.ч. по договору комиссии, установлен порядок погашения регистрационной записи об ипотеке в случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, установлен порядок заключения мирового соглашения по обязательству, обеспеченному ипотекой, при обращении взыскания на предмет ипотеки, установлены, для процедур банкротства, особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 310-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С БЮДЖЕТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Уточнены нормы Бюджетного кодекса РФ в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации
Вносимыми дополнениями, в частности, устанавливаются правовые основания формирования Резервного фонда субъекта РФ для целей исполнения его расходных обязательств. Помимо этого, в частности, вводятся нормы, предусматривающие порядок передачи средств фонда Национального благосостояния в доверительное управление специализированным финансовым организациям. Скорректирован порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Исключена оговорка о недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах, и установлены требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов РФ.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 315-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Установлены дополнительные требования к процедурам реорганизации кредитных организаций, а также других юридических лиц
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", подробно регламентирован порядок уведомления заинтересованных лиц о реорганизации кредитной организации и установлены особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования.
Установлено, в частности, что письменное уведомление о начале процедуры реорганизации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации. Банк России, в свою очередь, в течение одного рабочего дня размещает данное уведомление на своем сайте в сети Интернет и направляет информацию о начале процедур реорганизации в уполномоченный регистрирующий орган.
В случае реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования, кредитная организация в течение 30 дней обязана разместить информацию об этом на своем сайте в сети Интернет и уведомить о данном решении своих кредиторов путем направления письменного уведомления либо опубликования сообщения в печати. До даты завершения реорганизации кредитная организация обязана раскрывать информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, размещая такую информацию в Интернете и в печати.
Установлено право кредиторов кредитной организации, физических и юридических лиц, в случае реорганизации кредитной организации в указанных формах, потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства кредитной организации либо прекращения обязательства и возмещения убытков.
Нормы, устанавливающие порядок информирования заинтересованных лиц о реорганизации юридического лица, включены также в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 317-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 46 И 76 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"

Усилен контроль за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы РФ
Банку России предоставлено право назначать уполномоченных представителей: в кредитные организации, получившие кредиты, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"; в кредитные организации, в которых размещены на банковских депозитах средства федерального бюджета; в кредитные организации, получившие кредит без обеспечения на срок более одного месяца; в кредитные организации, являющиеся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц, в отношении которых были приняты меры по предупреждению банкротства. Ранее уполномоченный представитель Банка России мог назначаться в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Законом определен период, на который может назначаться уполномоченный представитель Банка России, установлены его права, определены обязанности кредитной организации, касающиеся представления уполномоченному представителю информации о сделках и операциях организации.
Порядок назначения уполномоченного представителя Банка России, осуществления и прекращения им своей деятельности устанавливается Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Кроме того, с шести месяцев до одного года Законом увеличен предельный срок предоставления Банком России кредитов без обеспечения российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 318-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 11 И 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА"

Изменен порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных кооперативах
Предусмотрено в частности, что субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в размере двух третей, и (или) не менее чем 95 процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат (ранее - в размере не менее чем 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем 95 процентов их фактических затрат).


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 320-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 27.5.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Уточнен порядок эмиссии и обращения биржевых облигаций
Установлено, что эмитентом биржевых облигаций (облигаций, эмиссия которых может осуществляться без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска) может быть не только открытое акционерное общество, как это было установлено ранее, но также и любое другое хозяйственное общество, государственная корпорация или международная финансовая организация, если в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам, включены акции и (или) облигации указанных эмитентов. Установлено также, что биржевые облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости (исключено упоминание о том, что процент должен быть фиксированным). Максимальный срок исполнения обязательств по биржевым облигациям увеличен с одного года до трех лет. Кроме этого, в частности, уточнены порядок признания выпуска биржевых облигаций несостоявшимся и основания для предъявления биржевых облигаций к досрочному погашению.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 324-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Внесен ряд поправок в федеральный бюджет на 2009 год и период 2010 - 2011 годов, направленных на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики
Внесенные изменения не затронули основных показателей федерального бюджета. Реализация дополнительных мер по поддержке российской экономики предполагается осуществить за счет уточнения источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Поправками, в частности, увеличен прогнозируемый верхний предел государственного внутреннего долга РФ (в том числе по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ на 1 января 2010 года до 463 млрд. рублей, на 1 января 2011 года до 492 млрд. рублей и на 1 января 2012 года до 477 млрд. рублей).
Предусмотрена возможность предоставления Минфином РФ государственных гарантий по кредитам отдельных организаций (в том числе стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса) в размере, не превышающем 10 млрд. рублей по каждой гарантии, и увеличен максимальный размер предоставления Минфином РФ государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США по каждой государственной гарантии РФ.
Кроме того, со 175 до 325 млрд. рублей увеличен объем средств федерального бюджета, в пределах которого Правительство РФ по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики, а также на предоставление межбюджетных трансфертов.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.02.2009 N 9-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ, ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДАХ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Внесены изменения в законодательные нормы, определяющие понятие манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, и устанавливающие ответственность за эти действия
Уточнены нормы Федерального закона "О рынке ценных бумаг", определяющие понятие манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, в частности даны более подробные определения таких действий, как распространение ложной информации о ценных бумагах, совершение сделок с ценными бумагами по ценам, имеющим существенное отклонение от рыночной цены по предварительной договоренности между отдельными лицами, выставление заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, неоднократное совершение сделок с одной и той же ценной бумагой по одинаковой цене и в одинаковом количестве без очевидного экономического смысла, и т.п. Кроме этого, в частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми статьями, устанавливающими ответственность за правонарушения, прямо или косвенно связанные с обращением ценных бумаг.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.02.2009 N 28-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Изменены требования к размеру уставного капитала и минимальному размеру собственных средств кредитной организации
Установлено, что минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка и минимальный размер собственных средств банка должен составлять 180 миллионов рублей (до внесения изменений - рублевый эквивалент 5 миллионов евро). Предусмотрено также, что банки, имеющие на 1 января 2007 года собственные средства менее 180 миллионов рублей и продолжающие свою деятельность при выполнении установленных условий, должны до 1 января 2012 года поэтапно увеличить размер собственных средств до 180 миллионов рублей.
Для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо банка, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, должен составлять не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей (ранее - не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро).
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручениям юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций должен составлять 90 миллионов рублей, а не ходатайствующей о получении такой лицензии - 18 миллионов рублей (до внесения изменений минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства должен был составлять сумму рублевого эквивалента 500 тысяч евро).


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.04.2009 N 56-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 825 ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШЕЙ СИЛУ СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации
Ранее статьей 825 ГК РФ было установлено, что в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Также из Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" исключена статья 10, регламентирующая деятельность финансовых агентов.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.04.2009 N 58-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Уточнены нормы Бюджетного кодекса РФ и отдельных федеральных законов в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, а также совершенствования организации бюджетного процесса в условиях финансового кризиса
В связи с прогнозируемым в 2009 - 2011 годах значительным снижением поступлений в доходную часть федерального бюджета, уточнен порядок использования средств Резервного фонда в целях финансирования дефицита федерального бюджета. Приостановлено до 1 января 2013 года действие отдельных положений статей 94 и 96.9 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих, в частности, цели использования средств Резервного фонда. В этой связи Правительству РФ в 2009 - 2012 годах предоставлено вправо без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
Уточнены нормы Бюджетного кодекса РФ, регулирующие порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
В целях расширения возможностей предоставления дотаций из бюджета субъекта РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, установлено, что до 1 января 2012 года ограничение (в пределах не более 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов), установленное ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ, может быть превышено на объем дотаций из бюджета субъекта РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Значительные изменения внесены в Таможенный кодекс РФ в отношении порядка администрирования таможенных платежей в целях привлечения дополнительных доходных источников федерального бюджета. Поправки направлены, в частности, на обеспечение перечисления и учета таможенных платежей напрямую на счетах Федерального казначейства, минуя счета таможенных органов.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.04.2009 N 73-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В некоторые законодательные акты РФ внесены изменения, направленные, в том числе, на повышение эффективности мер принуждения к исполнению обязательств перед кредиторами
Изменения внесены, в частности, в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Так, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен главой, регламентирующей порядок оспаривания сделок должника. В частности, сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после его принятия, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований.
Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.04.2009 N 76-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Уточнены показатели федерального бюджета на 2009 год
Из текста Закона исключены слова "и на плановый период 2010 и 2011 годов". Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн. рублей (ранее - 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн. рублей, что на 4,2 трлн. рублей меньше объема, прогнозируемого ранее. При этом расходы федерального бюджета увеличены и определены в размере 9,69 трлн. рублей, вместо установленных ранее в сумме 9,02 трлн. рублей. Таким образом дефицит бюджета составит 2,9 трлн. рублей.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.06.2009 N 102-ФЗ
"ОБ ОТЧЕТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, РЫНКА ТРУДА, ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ И ДРУГИХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

Принят Федеральный закон, регулирующий порядок представления в Государственную Думу и Совет Федерации отчетов Правительства РФ и информации Центрального банка РФ
Федеральным законом установлено, что Правительство РФ обязано ежеквартально представлять в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ отчет о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Кроме того, Федеральным законом определено, что Банк России ежеквартально направляет в Государственную Думу сведения о предоставлении ЦБ РФ российским кредитным организациям кредитов без обеспечения; сведения о компенсации ЦБ РФ кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия. Установлено, что Правительство РФ и Банк России после дня вступления в силу данного Федерального закона представляют первый отчет и первую информацию за первое полугодие 2009 года и четвертый квартал 2008 года в срок, не превышающий 30 дней после завершения второго квартала 2009 года. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до дня рассмотрения Государственной Думой отчета Правительства РФ и информации Банка России за 2009 год.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.06.2009 N 116-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Установлена обязанность управляющей универсальным рынком компании предоставлять торговые места, в том числе, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство
В частности, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.06.2009 N 131-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

В 2009 году ОАО "Российские железные дороги" будут предоставлены субсидии в размере 50 млрд. рублей
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", субсидии будут предоставлены на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные перевозки в размере 50 млрд. рублей, предусмотренных ранее в федеральном бюджете на 2009 год в составе взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО "РЖД".
Кроме того, в новой редакции изложено приложение 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" - "Программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2009 год". Изменения направлены на совершенствование механизма предоставления государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым, в частности, стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.07.2009 N 143-ФЗ
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ - ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В 2009 ГОДУ"

На период до 31 декабря 2009 года установлены особенности оказания финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Принятие Закона обусловлено тем, что в условиях финансового кризиса и действующего порядка предоставления финансовой поддержки субъектам РФ возможен риск возникновения в 2009 году недостаточности средств Фонда на осуществление его основной деятельности.
В связи с этим в период до 31 декабря 2009 года включительно наблюдательному совету Фонда предоставлено право определять предельный объем средств, предоставляемых субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Вводится ограничение на предоставление в Фонд повторной заявки субъектами РФ, в отношении которых с 1 января 2009 года принимались решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев предоставления средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья.
Помимо этого, Фонду предоставлено право предъявлять требования к кредитным организациям по досрочному возврату депозитов и осуществлять продажу принадлежащих Фонду ценных бумаг.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.07.2009 N 144-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" И СТАТЬЮ 65 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

Уточнены положения Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
В частности, дополнена статья, устанавливающая порядок расходования средств Фонда. Уточнено, что товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация (в отношении которых принято решение о распределении предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу) для расходования выделенных средств открывают банковские счета в российских кредитных организациях, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России, в размере, позволяющем определять решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. Установлено, что Фонд размещает сведения об этих кредитных организациях на своем сайте в сети "Интернет".
Кроме того, внесено изменение в часть 31 статьи 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", касающееся особенностей отбора электронных площадок.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17.07.2009 N 168-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принимаются меры, направленные на поддержку банковской системы, реального сектора экономики и рынка ипотечного кредитования
Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", в частности, дополнен тремя статьями. Установлено, что Внешэкономбанк до 31 декабря 2010 года вправе предоставлять субординированные кредиты (займы) без обеспечения на срок до 31 декабря 2020 года по ставке 9,5 процента годовых российским кредитным организациям при соблюдении ими условий, определенных внесенными в данный Закон изменениями. Кроме того, установлено, что средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 1 июня 2015 года на общую сумму не более 40 миллиардов рублей по ставке 8,5 процента годовых в порядке, установленном Правительством РФ. Также установлено, что Внешэкономбанк до 1 июня 2010 года вправе предоставлять ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" кредиты по ставке 9,5 процента годовых на срок до 1 июня 2015 года.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2009 N 181-ФЗ
"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ БАНКОВ"

Федеральным законом регламентированы новые меры, направленные на поддержание стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков
Установлено, что Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков. Данным Федеральным законом подробно регламентирована процедура повышения капитализации банков таким путем, включающая в себя размещение банком привилегированных акций, эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа, и заключение договора мены привилегированных акций на облигации федерального займа.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 19.07.2009 N 193-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ДО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА"

В целях укрепления стабильности банковской системы уточнены полномочия Банка России
Установлено, что в случае, если в период с 15 сентября 2008 года до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, без участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" была начата реализация мер по предупреждению банкротства банков, Банк России вправе принять в отношении этих банков ряд решений, в частности не вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций, предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, при условии, что указанные меры соответствуют плану мер по предупреждению банкротства указанных банков в случае утверждения впоследствии такого плана Комитетом банковского надзора Банка России.


Наверх
Афоризмы

Юридическое образование не просто благоприятно способствует политической карьере, а является «профессией президентов». Суде сами: 26 из 43 президентов США были адвокатами. Ленин, Андропов, Горбачев, Путин тоже юристы!

Владимир Ардашев

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»