Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Методы налогового контроля в период финансового кризиса или «кошмарить» будут всех налогоплательщиков


Главная » Налоговые форумы » Состоявшиеся форумы » XV налоговый форум » Аналитические материалы к 15 Форуму » Методы налогового контроля в период финансового кризиса или «кошмарить» будут всех налогоплательщиков

Методы налогового контроля в период финансового кризиса или «кошмарить» будут всех налогоплательщиков.

(Статья была опубликована в Журнале «Налоги и финансовое право» № 8/2009)

Финансовый кризис послужил поводом задуматься власти и бизнесу об эффективности систем управления государством и предпринимательской деятельностью. В некоторых случаях им удалось улучшить положение путем новых управленческих решений, однако в некоторых случаях руководством к действию послужил общеизвестный лозунг — «для достижения цели все средства хороши». К каким последствиям в сфере налогового контроля уже привел и еще приведет финансовый кризис? Об этом мы и попытались рассказать читателям в настоящей статье.

Налогам не дадут спуску:
кризис потребует ужесточения работы ФНС

Минфин и Федеральная налоговая служба решили создать рабочую группу, которая займется ужесточением законодательства о налоговом администрировании, либерализовавшемся в 2006 году. Причина перемены, по словам Алексея Кудрина, в том, что «в ситуации, когда доходов в бюджете не хватает, Минфин будет «поджимать» налоговую службу».

Напомним, что новая редакция первой части НК РФ, изменившая в 2007 году правила фискальных проверок, стала результатом компромисса между Минфином, Госдумой и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Поправки, призванные положить конец «налоговому террору», о котором тогда говорил Владимир Путин, содержали как жесткие, так и либеральные по отношению к компаниям новации. Из приобретений бизнеса, которые теперь могут быть пересмотрены, — введение ограничений по истребованию документов при камеральной проверке, ограничение числа проверок компаний.

Глава налогового комитета «Опоры России» Михаил Орлов считает, что неприятные ФНС нормы НК вовсе не сократили полномочия службы, а лишь установили более четкую процедуру налогового контроля, которая до этого регулировалась лишь внутренними документами налогового ведомства. «Если же теперь под предлогом кризиса власти позволят налоговикам выполнять план, выбивая из налогоплательщиков деньги любой ценой, в последующие годы собирать платежи будет не с кого», — полагает Михаил Орлов.[1]

Ни для кого не секрет, что финансовый кризис обусловил кризис доходности бюджета и масштабное снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Такое положение при существенности расходных статей должно в свою очередь усилить налоговый контроль в целом, а также количество налоговых проверок и объемы доначислений в частности.

Налоговый контроль:
ожидания органов государственной власти и управления

Чтобы спрогнозировать, что ждет налогоплательщиков в сфере налогового контроля, важно понять, какие изменения налогового контроля ожидаются органами государственной власти. Высказывания на данную тему звучали неоднократно.

К примеру, руководитель УФНС России по Ленинградской области Т.Л. Откина заявила, что нынешний экономический кризис никак не повлияет на осуществление проверок. Отбор организаций и предпринимателей как проходил, так и будет проводиться согласно Общедоступным критериям оценки налоговых рисков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, которые установлены Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467.[2]

Более того, в ряде регионов местные власти выступают за значительные послабления налогоплательщикам со стороны налоговых органов. Так, московское правительство попросило федеральные власти о налоговых поблажках для небольших предприятий, а налоговое ведомство — о соблюдении законности при проверках. Предложения планируется внести в Правительство и Госдуму к 1 июня 2009 г. Это часть антикризисных мер, приведенных в принятом постановлении правительства Москвы от 17.02.2009 № 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы».[3]

Вместе с тем, не стоит обольщаться, поскольку сказанное только мнения отдельных лиц и долгосрочные законотворческие инициативы.

По нашему мнению, в данном случае следует руководствоваться трезвой логикой, которая говорит следующее. К примеру, в том же московском регионе, где, как было указано выше, власти выступают за налоговые послабления и даже собираются внести соответствующие законопроекты в Государственную думу РФ, руководитель Управления ФНС по Москве Н.Синикова на расширенной коллегии Управления констатировала, что из-за кризиса столичные налоговые инспекторы в 2009 году будут еще тщательнее проверять компании. В подтверждение реальности своего заявления она сказала, что в приоритете у проверяющих будут зарплатные налоги, соответствующие комиссии, комиссии по убыточным организациям, борьба с однодневками, дебиторы и кредиторы крупнейших недоимщиков и мигрирующие налогоплательщики с большими оборотом денег на счетах.[4]

Конкретика данного высказывания свидетельствует о том, что именно данные планы будут реализованы. При этом внесение законопроектов о налоговых послаблениях, безусловно, может иметь место, однако в условиях сложившейся ситуации вряд ли существенно изменит вектор налогового контроля, который будет направлен прямо на налогоплательщиков.

Стоит также привести мнение руководителя УФНС по Чувашии А. Дергачева, который был достаточно откровенен и признался, что в связи с падением производства, вызванным финансовым кризисом, происходит уменьшение объемов поступлений налога на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН. В таких условиях требования к налоговым органам возрастают, и им нужно работать вдвойне усиленно и результативно (!). Необходимо искать дополнительные резервы (!) по каждому налогу. По мнению представителя налогового ведомства, такие резервы есть. В частности, планируется усилить работу с убыточными налогоплательщиками: такие организации должны просто разориться и прекратить свое существование. Также усилится контроль над теми, у кого низкая налоговая нагрузка, кто не соблюдает 12 критериев налоговых рисков, подчеркивают в УФНС по Чувашии.[5]

Не до конца ясно, знают ли налогоплательщики Чувашии о тех дополнительных резервах по каждому налогу, о которых известно главе налогового ведомства региона, но уверенное и откровенное заявление руководителя УФНС по Чувашии может являться достаточным основанием для беспокойства налогоплательщиков региона. Хотя бы по той причине, что его мнение будет реализовано во внутренних планах работы ведомства на 2009 год и последующем контроле отчетных показателей за период.

Учитывая, что по одному вопросу различной логики быть не может независимо от региона России, где дается на него ответ, мы считаем, что аналогичная логика во взглядах на налоговый контроль имеет место по всей территории страны, а не только в Чувашии (независимо от официальных либо неофициальных мнений представителей власти). По этой причине усиления налогового контроля следует опасаться не только налогоплательщикам Чувашии.

Реальные векторы: поддержка бизнеса и жесткий налоговый контроль
или «метод кнута и пряника»

Как известно из теории управления, «метод кнута и пряника» является одним из наиболее эффективных средств воздействия на объекты, которыми осуществляется управление. Сфера государственного управления в данном случае не является исключением.

Сначала о «прянике». Трудно отрицать, что в период финансового кризиса первое, что необходимо предприятиям, это поддержка, в том числе государственная. Приятно, что государство это не только понимает, но и предпринимает конкретные меры по поддержке бизнеса.

Так, в своем недавнем высказывании глава государства Д. Медведев заявил, что предприятия получат госгарантии на 300 млрд. руб.[6]

Высший орган исполнительной власти — Правительство РФ — в свою очередь сформировал список предприятий для государственной поддержки. На сайте Правительства РФ опубликован список системообразующих предприятий, в который вошли 295 предприятий.[7]

Как сообщили ИА «REGNUM», в Министерстве промышленности и торговли РФ в настоящее время определён список российских предприятий, которые получат 1,5 млрд. рублей субсидий по кредитам, взятым для производства продукции на экспорт. Совместным приказом Минпромторга и Минфина принято решение о распределении этих средств между 24 предприятиями-экспортёрами. Заявки ещё на сумму 1,2 млрд. рублей находятся в стадии оформления. Всего на эти цели в 2009 году будет выделено 6 млрд. рублей.[8]

Аналогичная ситуация складывается в регионах.
В частности, из бюджета Ленинградской области планируется выделить 200 млн. рублей на субсидирование промышленных предприятий, не сокращающих сотрудников и увеличивающих объемы производства. Чиновники намерены таким образом компенсировать предприятиям разницу в налоговых платежах 2008 и 2009 годов.[9]

В целях снижения последствий кризиса поддержка предприятий осуществляется и посредством внесения изменений в налоговое законодательство. Так, в конце 2008 года был принят закон, который внес изменения и дополнения сразу в обе части Налогового кодекса РФ. Эти «внеплановые» поправки, по мнению Правительства РФ, должны помочь организациям в 2009 году преодолеть негативные последствия кризиса в экономике.[10]

Таким образом, многочисленные шаги государственных деятелей и структур свидетельствуют о реальной поддержке бизнес-структур.

Вместе с тем, не стоит обольщаться и полагать, что данные проявления заботы о предпринимателях должны также материализоваться в виде послаблений в сфере налогового контроля. О состоятельности данного утверждения свидетельствуют не менее реальные шаги государственных органов по усилению налогового контроля.

О надвигающемся прессе налогового контроля уже говорят специалисты с сфере налогового консультирования.

В частности, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» А. Приходько отмечает, что ужесточение налогового контроля уже началось. В ходе проверок инспекторы обращают пристальное внимание на контрагентов фирм, и если в их числе оказывается фирма-однодневка, то компании почти нереально получить вычет по НДС. Также более сложно фискалы признают расходы компании, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.[11]

По словам ведущего налогового консультанта Grant Thornton в России Н. Зубковой, в результате кризиса у многих компаний финансовые результаты еще ухудшатся и налоговые платежи сократятся, но план по сбору налогов ФНС уже утвержден. «Очередное усиление налогового администрирования неизбежно, — говорит Н. Зубкова. — Суммы, которые бюджет недоберет в виде регулярных налоговых платежей, фискалы попытаются забрать в виде недоимок, штрафов и пеней по проверкам».[12]

Действительно, логика более чем трезвая, поэтому не остается ничего иного, как с ней согласиться.

Из этого ясно, что помимо поддержки государство принимает достаточно конкретные меры по усилению налогового контроля.

Ослабление против усиления контроля — что победит?
На этот вопрос ответит дефицитный бюджет

Куда склонится двунаправленный вектор — в сторону налогоплательщика или от него (в сторону бюджета)? Иронии ради отметим, что, как ни печально для налогоплательщиков, но на этот вопрос ответит сам бюджет.

Трудно отрицать, что эффективным средством пополнения государственного бюджета являются налоги и сборы. Как известно, налоги можно платить, а можно взыскивать после доначисления. В период кризиса вряд ли предприятия кинутся платить налогов больше, чем платили прежде. По этой причине следует ожидать более активных действий налогового ведомства по доначислению и взысканию налоговых платежей.

Катализатором многочисленных доначислений будет являться потребность бюджета в средствах, которая в период кризиса является более чем острой. Об этом свидетельствуют следующие данные как федерального, так и регионального масштаба.

Совсем недавно Глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин представил на встрече с членами бюро высшего совета «Единой России» параметры обновленного бюджета. При этом уже принятые в законе о бюджете расходы будут сокращены на 1,9 трлн. рублей, или на 21%. Общий рост затратных статей будет обеспечен за счет новых, «антикризисных» расходов (2,46 трлн. рублей). Доходная часть бюджета сократится до 6,34 трлн. рублей с 10,92 трлн. рублей. Дефицит составит 3,23 трлн. рублей (в законе о бюджете — профицит в 1,9 трлн. рублей), или 8% ВВП.[13]

Аналогичная ситуация складывается в регионах.
В частности, Губернатор Московской области Б. Громов поручил правоохранительным органам и налоговым инспекторам усилить контроль над уплатой налогов предприятиями. Он призвал не допустить перерастания финансового кризиса в кризис бюджетный.[14]

В условиях экономического кризиса собственные доходы муниципальной казны Красноярска также могут резко сократиться. Такими опасениями с коллегами на сессии Горсовета поделился депутат А. Селезнев. «По разным оценкам, в этом году казна города может не досчитаться 30% собственных доходов — это около 5 млрд рублей», — пояснил депутат.[15]

Бюджет Иркутской области на 2009 год может быть сокращен еще примерно на 7 млрд. рублей, сообщила временно замещающая должность областного министра финансов Т. Поронова. Таковы прогнозы по поступлению доходов в областной бюджет министерства финансов. В январе налогов в Иркутской области собрали на 25% меньше, чем планировали, в феврале — на 23%. «Ситуация если не критическая, то близка к критической», — сказала Т. Поронова. Особо рассчитывать на увеличение собираемости налогов в Иркутской области не следует, ведь только в январе было собрано налога на прибыль предприятий всего 10% от ранее планируемого.[16]

В бюджет Республики Алтай в январе текущего года поступление собственных доходов составило: в консолидированный бюджет республики 128,4 млн. рублей (83,3% к январю 2008 года); в республиканский бюджет — 69,7 млн. рублей (74,3% к январю 2008 года). В январе 2009 года по республиканскому бюджету отмечено сокращение поступлений налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 53%, фактически поступило 13 млн. рублей. От основных плательщиков поступило на 7,7 млн. рублей меньше, чем ожидалось. В целом от ожидаемых налоговыми органами поступлений данного налога (22 млн. рублей) поступило всего 59%. По налогу на доходы физических лиц по сравнению с аналогичным периодом 2008 года также отмечено сокращение поступлений на 20% или на 4,5 млн. рублей, они составили 18,6 млн. рублей. От ожидаемых налоговыми органами поступлений данного налога (27 млн. рублей) поступило всего 68%.[17]

Таким образом, бюджетный кризис, обусловленный финансовым, в настоящее время назрел. Вряд ли бюджет откажется от пополнения фондов дополнительными средствами налогоплательщиков. В связи с этим в ближайшее время налогоплательщикам следует ожидать существенного усиления налогового контроля и обостренного стремления налоговых инспекторов доначислить побольше налогов.

Объект налогового пресса — крупный бизнес или
«курочка по зернышку клюет»?

На кого обрушится пресс налогового контроля? Представляется, что данный вопрос волнует всех налогоплательщиков. Крупный бизнес полагает, что в его отношении серьезных притеснений быть не должно, поскольку именно он — основа финансовой системы страны и именно ему в настоящее время оказывается государственная поддержка, о конкретных мерах которой уже шла речь выше. Средний и малый бизнес также считают себя застрахованными, хотя бы руководствуясь высказываниями Президента РФ Д. Медведева. Напомним, что глава государства попросил правоохранительные структуры и властные органы перестать «кошмарить» бизнес.[18] Кроме того, был подписан Указ о развитии малого бизнеса, предусматривающий ограничение количества проверок до одного раза в три года (кроме налогового контроля).[19]

Однако рекомендуем предпринимателям не обольщаться, поскольку, предлагая перестать «кошмарить» бизнес, Президент РФ особо высказался о том, каким он представляет ответное поведение бизнесменов. В частности, было отмечено, что бизнесменам нужно вести себя «соответственно», платить налоги и не использовать «чудовищные» схемы их оптимизации. «Понятно, налоги никто платить не любит. Все пытаются найти способ оптимизировать их. Но то, как у нас это делается, когда достигается четырех-пятикратное снижение налоговой обязанности, — это тоже неприемлемо», — добавил российский президент.[20]

В юриспруденции существуют понятия «гипотеза», «диспозиция», «санкция», которые составляют структуру правовой нормы (общепринятого правила поведения). Об этом хорошо известно всем юристам, в том числе и Президенту РФ, который преподавал право в вузе.

Другими словами, если не «зацикливаться» на рекомендательном и абстрактном характере рекомендации «не кошмарить бизнес» и оперировать юридическими категориями, то следует толковать высказывание Президента РФ следующим образом: «Кошмарить» бизнес не следует только тогда, когда он платит налоги и не использует «чудовищные» схемы налоговой оптимизации».

Однако, как всем понятно, под уплатой налогов в данном случае понимается не факт регулярных налоговых отчислений: налоги в нашей стране платят все более-менее здравомыслящие бизнесмены. Совсем не платить налогов может только «фирма-однодневка», либо лицо, не опасающееся ответственности за неуплату налогов. Однако, к счастью, такие субъекты не составляют большинство в нашем государстве. В обозначенном выше высказывании велась речь о «надлежащей» уплате налогов, которая является категорией условной и не поддающейся четкому определению.

Относительно «чудовищных» схем налоговой оптимизации также следует констатировать оценочный характер «чудовищности». Ведь даже по нормативно-правовым актам противоправными схемами можно признать вполне законные схемы налоговой оптимизации. Речь идет, в частности, о Приказе ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467, который утвердил Общедоступные критерии оценки налоговых рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Для сведения читателя отметим, что данный приказ существенно усилил позицию налогового ведомства в сфере налогового контроля. Ключевую роль в данном случае сыграл 12-ый критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском», который фигурирует в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467dog).

Высокий налоговый риск — величина неопределенная, поэтому может быть истолкована в зависимости от интересов субъекта, осуществляющего толкование. Учитывая, что Приказ ФНС РФ в первую очередь является ведомственным нормативно-правовым актом, обязательным к применению сотрудниками ведомства, следует констатировать, что определять в отдельно взятом случае, является ли налоговый риск высоким, будет налоговый инспектор, проводящий проверку.

Как известно из практики, при проведении налоговых проверок налоговые органы в большинстве случаев обнаруживают «схемы», подтверждающие получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. О состоятельности данного утверждения также свидетельствует многочисленная судебная практика, посвященная спорам о налоговой выгоде.

Намерение налоговых органов активно использовать 12 критериев оценки налоговых рисков подтверждается отдельными представителями ведомства. К примеру, руководитель УФНС по Чувашии А. Дергачев заявил, что будет усилен налоговый контроль над теми, у кого низкая налоговая нагрузка, кто не соблюдает 12 критериев налоговых рисков.[21]

Таким образом, в силу абстрактности понятий «необоснованная налоговая выгода» и «чудовищные схемы налоговой оптимизации» «кошмарить» будут всех налогоплательщиков (независимо от их принадлежности к крупным, средним или малым).

Закономерные следствия кризиса и их
тлетворное влияние на качество налогового учета
(количество ошибок и злоупотреблений увеличится)

Дополнительным фактором, ухудшающим положение налогоплательщиков, является закономерность, согласно которой налоговый учет предприятия в период кризиса ухудшается. Подтверждением этому являются мнения специалистов.

Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько полагает, что крупные компании вряд ли вернутся к практике применения спорных схем минимизации налогов. А вот малый бизнес может снова начать работать «вчерную». Также компании будут использовать различные «серые» схемы при выплате зарплаты, как утверждает управляющий партнер консультационного бюро «Паплинский, Фрейтак и партнеры» Николай Фрейтак.[22]

Мнения представителей государственного аппарата звучат более радикально.
В частности, губернатор Московской области Б. Громов заявил, что в ряде регионов наблюдается тенденция ухода предприятий от уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Губернатор отметил, что в условиях кризиса у руководителей тех или иных предприятий возникает большой соблазн не платить налоги, однако этого допустить нельзя. Он привел в пример город Жуковский, где задолженность по уплате налоговых платежей превысила 400 млн. рублей. «Такая ситуация наблюдается и в других муниципальных образованиях области», — сказал Б. Громов.[23]

Глава УФНС г. Москвы Н. Синикова отметила, что предприниматели вынуждены оптимизировать налогообложение, поскольку их финансовые показатели заметно ухудшились.[24] На расширенной коллегии УФНС по Москве она сказала, что из-за экономических неурядиц налоговые инспектора ожидают увеличения случаев незаконной минимизации налогов.[25]

Важно обратить внимание на то, что негативная тенденция прогнозируется не только в части противоправных схем налоговой минимизации, но и в отношении явно преступных способов уклонения от уплаты налогов. Так, на страницах СМИ можно встретить мнения, согласно которым оптимизация налогообложения — одна из антикризисных мер в любой компании. Политика тотальной экономии может несколько усыпить бдительность относительно законности применяемых методов снижения налогов. Специалисты прогнозируют в ближайшее время рост налоговой преступности и количества дел, возбужденных по ст. 198—199.2 УК РФ.[26]
Многочисленность идентичных мнений по обозначенному вопросу свидетельствует о том, что финансовый кризис провоцирует налогоплательщиков минимизировать налоговые платежи.

Причинами ухудшения налогового учета, вызванного ошибками и злоупотреблениями налогоплательщика, могут являться и ориентированность бизнеса на финансовый результат (особенно в кризис), а не на налоговый учет, изменениями в самом налоговом учете, которые обусловлены кризисными явлениями, но своевременно не учитываются представителями бухгалтерии и т.п. На самом деле причин может быть масса, но в данном случае важно другое — что со всем этим делать?

«Двойной форсаж» или усиление методов налогового контроля

Представляется, что налоговое ведомство не заставит себя долго ждать и ответит на поставленный нами вопрос как говорится «не словом, а делом». Соответствующие действия уже зафиксированы. Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» А. Приходько заявил, что ужесточение налогового контроля уже началось. В ходе проверок инспекторы обращают пристальное внимание на контрагентов фирм, и если в их числе оказывается фирма-однодневка, то компании почти нереально получить вычет по НДС. Также более сложно фискалы признают расходы компании, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.[27]

О состоятельности данного утверждения свидетельствует практика представительства интересов налогоплательщиков за последний период. Мы считаем, что позиция судов и налоговых органов по спорам, связанным с налоговой выгодой, приобрела ярко обвинительный характер. Если раньше в подобных спорах имела место состязательность и у налогоплательщика были реальные шансы обосновать свои действия наличием деловой цели, то в настоящее время шансы того, что подобные доводы поддержит суд, стремятся к нулю.

Существенно усложнилась ситуация, связанная с удовлетворением судами требований налогоплательщиков об обеспечении исков по налоговым спорам. Напомним, что ранее получение так называемых обеспечительных мер не вызывало у налогоплательщиков особых затруднений. Сейчас суды часто отказывают в принятии таких мер по формальным основаниям, что влечет угрозу приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика с их последующим списанием в счет погашения недоимки, а также прочие меры по взысканию доначисленных налогов, штрафов, пеней.

По нашему мнению, можно выделить следующие формы, в которых налоговый контроль будет усилен:

1) усиление методов контроля, которые ранее применялись недостаточно эффективно;

2) усиление методов контроля в отношении злоупотреблений налогоплательщика, распространение которых вызвано финансовым кризисом;

3) применение новых методов контроля, которые ранее не применялись, но необходимы для более эффективной работы налоговых инспекций по доначислению налогов налогоплательщикам.

Спектр методов налогового контроля:
эффективный или фиктивный?

По результатам многолетней деятельности налоговыми инспекциями наработан многочисленный перечень методов, средств и способов налогового контроля. В данном перечне имеются и высокоэффективные, на которые налоговое ведомство рассчитывает в первую очередь.

К примеру, глава УФНС г. Москвы Н. Синикова таковыми признает комиссии по легализации зарплат и по работе с убыточными предприятиями. «Это дополнительный источник, на него нам надо рассчитывать... в условиях кризиса», — подчеркнула она.[28]

Заместитель министра финансов РФ А. Силуанов отметил, что Минфин не любит бартер, поскольку бартер негативно сказывается на бюджетных поступлениях и на прозрачности финансовой системы.[29]

Как указывалось выше, представители налогового консалтинга также отмечают ряд эффективных направлений контрольной деятельности.[30]

Поддерживая обозначенные позиции, мы считаем, что ключевым направлением налогового контроля, а значит и основным направлением значительных налоговых доначислений будут являться сферы, связанные с получением налоговой выгоды. Подробно данный вопрос уже был рассмотрен выше.

Как видно из изложенного, средств налогового контроля достаточно много. Однако, несмотря на их многочисленность, налоговым инспекторам в условиях кризиса их явно не хватает и хотелось бы больше, поэтому иногда они нарушают правила, например, закон.

К примеру, в последнее время участились случаи необоснованного истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков, их контрагентов, банков, клиентами которых являются налогоплательщики. Далеко не всегда эти требования правомерны.[31]

Интересно заметить, что в письмах УФНС РФ по Москве изложена официальная позиция о том, в каких случаях налоговики вправе, а в каких им запрещено требовать дополнительные документы. Практически все разъяснения, которые связаны с налоговыми проверками, дают проверяющим право требовать дополнительные документы.[32]

В подобных случаях рекомендуем налогоплательщикам занимать решительную позицию и не исполнять незаконные требования налоговых инспекций. Судебная практика по вопросу свидетельствует о наличии у налогоплательщика реальной возможности доказать правомерность своего бездействия в суде. К примеру, банк ответил отказом на требование налоговой инспекции о предоставлении информации о клиенте, на основании чего был привлечен к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Суд указал, что в требовании должно быть указано, по какой конкретно сделке необходимо представить информацию. В рассматриваемом требовании такого указания не содержалось, и требование было признано незаконным (Постановление ФАС ЗСО от 26.01.2009 № Ф04-8148/2008(18787-А46-26)).

Реакция налогоплательщика: третий закон Ньютона
или действие рождает противодействие

Учитывая серьезное усиление налогового контроля, которое в скором времени должно произойти, рекомендуем налогоплательщикам отреагировать на данные изменения. В данной связи целесообразными представляются следующие мероприятия:

1) оценка деятельности на предмет наличия налоговых рисков. По словам ведущего налогового консультанта Grant Thornton в России Надежды Зубковой фирмам уже сейчас целесообразно проанализировать налоговые риски, чтобы «знать свои «проблемные» места и быть готовыми отвечать на претензии налоговых органов»[33];

2) воздержание от реанимации налоговых схем, а также сотрудничества с фирмами-однодневками, которые являются наиболее опасными для налогоплательщиков в период тотального налогового контроля;

3) серьезная оценка договорных отношений на предмет получения налоговой выгоды. В случае выявления таких отношений следует определять правомерность получения налоговой выгоды в каждом отдельном случае;

4) при построении налогового учета на предприятии необходимо учитывать последние разъяснения Минфина и ФНС России, а также положения Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333dog «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

5) осторожно пользоваться неденежными формами расчетов и изначально готовиться к соответствующим претензиям налоговых инспекторов относительно надлежащего оформления документов и реальности проведенных хозяйственных операций в случаях использования неденежных форм расчетов;

6) осторожно относиться к демонстрации значительных убытков компании в отчетности, представляемой в налоговую инспекцию, к заявлению значительных вычетов по НДС, к низкой «официальной» заработной плате работников предприятия;

7) регулярно проводить на предприятии аудит с целью выявления «типовых» налоговых схем, зарекомендовавших себя в качестве противоправных, а также новых схем, влекущих существенные налоговые риски;

8) в случае, если правомерность позиции предприятия по некоторым вопросам налогового учета неоднозначна и не заслужила однозначной поддержки арбитражных судов, следует изначально готовиться к соответствующим претензиям со стороны налогового ведомства и заранее формировать доказательственную и правовую базу в обоснование своей позиции.

Жизнь после кризиса — какой она будет?

Относительно ситуации, которая будет иметь место в государстве, бизнесе, налоговом контроле по окончании кризисных явлений, говорить сейчас то же самое, что рассуждать о том, есть ли жизнь на Марсе.

Однако следование сформулированным выше рекомендациям определенно снизит негативные последствия для налогоплательщиков, потенциально возможные как в период кризиса, так и после него.

Мы убеждены, что рано или поздно кризис все-таки закончится и потребуется новый анализ ситуации, на основе которого нами будут сформулированы новые рекомендации. В данный момент остается искренне надеяться, что спрогнозированное усиление налогового контроля не погубит бизнес, а наши рекомендации и консультации помогут бизнесменам.


[1] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[2] Источник в Интернете: www.taxpravo.ru/analytics/interview
[3] Источник в Интернете: www.gazeta-unp.ru
[4] По материалам сайта: www.taxpravo.ru
[5] Источник в Интернете: www.prim.regnum.ru
[6] Источник в Интернете: www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri.php?z=2899
[7] Журнал «Налоги и финансовое право», № 1 за 2009 г., С.16.
[8] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129600.html
[9] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129444.html
[10] Источник в Интернете: www.glavbukh.ru/art/15559
[11] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[12] Там же.
[13] Источник в Интернете: www.interfax.ru/business/news.asp?id=64187
[14] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1117605.html
[15] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129414.html
[16] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1125152.html
[17] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129588.html
[18] Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/07/31/koshmarit
[19] Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/05/14/bill
[20] Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/07/31/koshmarit
[21] Источник в Интернете: www.prim.regnum.ru/news/1121287.html
[22] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[23] Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1117605.html
[24] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[25] По материалам сайта: www.taxpravo.ru/news/taxpravo/
[26] Источник в Интернете: www.ecrime.ru/arhiv/_2_fevral_2009703/sudeyskaya_pozitciya711/
[27] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[28] Там же.
[29] Источник в Интернете: www.taxhelp.ru/new/view_article.php?article_id=20085
[30] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[31] Развернутая правовая оценка подобных требований налоговой инспекции опубликована в статьях в Журнале «Налоги и финансовое право», № 2 за 2009, с. 76-80; № 3, с. 59-62.
[32] Источник в Интернете: www.taxpravo.ru/news/taxpravo
[33] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769

Наверх
Афоризмы

Ленин В.И.Конечно, продналог не убеждением будет браться, его можно взять только принуждением, это и называется аппарат.

Ленин В.И., Полн. собр. соч. Т. 43, С. 339

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»