Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

07.07.2005 Рассылка № 31.



Новации по налогу на прибыль

14 июня "Российская газета" опубликовала ФЗ РФ от 06.06.05 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах", который вносит существенные изменения в главу 25 НК РФ: "Налог на прибыль организаций".

Часть поправок в главу носит чисто технический характер (например, замена формулировок "первоначальный взнос" на "вклад" для исключения из налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде имущества, вносимого участниками в простое товарищество, "первичных документов" на "первичных, учетных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы" в порядке определения налогооблагаемых доходов).

Эти и аналогичные поправки устраняют неоднозначность трактовки отдельных норм, смешение терминов (терминологическую чехарду), неверные отсылочные нормы и т.п. Кроме того, они снимают элемент произвольности отдельных положений НК, повышают их экономическую обоснованность, устраняют существенные пробелы в праве, исключая возникновение искусственных налоговых споров.

Однако есть одно "но": некоторые изменения вступают в силу с 1 января 2005 года, то есть задним числом. Обычно это приводит к путанице и необходимости пересчитывать налоги заново.

Закон содержит ряд существенных, содержательных изменений в действующий порядок исчисления налога на прибыль, которых ждали очень давно (законопроект обсуждался и проходил все этапы более года).

Главную новацию закона в двух словах можно назвать так: сделан серьезный шаг в сторону сближения налогового и бухгалтерского учета - налогоплательщикам предоставлено право самим определять перечень прямых расходов, а также порядок их распределения на расходы текущего периода, остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных, закрепив это в учетной политике для целей налогообложения.

Для небольших организаций основная польза от этих поправок состоит в том, что их принятие позволит существенно сократить трудозатраты на ведение налогового учета.

Наиболее важные изменения следующие (напомню, что в законе очень много специфических норм, которые большинства налогоплательщиков не касаются):

1) Открыт перечень прямых расходов, связанных с производством. Новый порядок предлагается ввести по истечении 1 месяца со дня официального опубликования закона (с 2005 года). Напомню, закон вступает в силу 15 июля 2005 г. (т.е. через месяц после официального опубликования в Российской газете).

Напомню, что в настоящее время согласно ст. 318 НК РФ к прямым расходам относится только ограниченный перечень затрат: материальные затраты, притом не полностью, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства, суммы ЕСН, начисленного на эти расходы, и суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве. Сейчас же этот перечень будет открытым!

При этом состав прямых расходов организация сможет зафиксировать одинаковый и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Дополнять перечень прямых затрат сможет исключительно бухгалтер предприятия. Закон предполагает, что налоговый инспектор не будет иметь права вносить в перечень "отсебятину".

2) Изменился порядок формирования стоимости приобретенных товаров. Теперь налогоплательщик может включить в стоимость товаров расходы, связанные с их приобретением (с 2005 года). Т.е. по сравнению с действующим порядком предоставляется возможность включения дополнительных расходов на приобретение товаров в их стоимость (сейчас согласно ст. 320 НК такая возможность отсутствует), например, суммы вознаграждений посредникам, расходы на сортировку товара и т.п. Правда, таможенные пошлины теперь не будут включаться в стоимость (за исключением амортизируемого имущества), а будут признаваться косвенными расходами (с 2005 года).

3) Налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельно определять в учетной политике методику расчета стоимости готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и остатков незавершенного производства, с учетом соответствия расходов выпуску продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Т.е. отменены специфические способы оценки незавершенного производства. Иными словами, если налогоплательщик захочет для налогового учета применять тот механизм распределения затрат, который есть в бухгалтерском учете, то он сможет это сделать.

4) Определен четкий порядок формирования стоимости имущества в случаях реорганизации (по остаточной стоимости имущества передающей стороны). Этот порядок вводится в действие с 1 января 2005 года. Для компаний-правопреемников ограничена возможность учета в целях налогообложения убытков реорганизованных предприятий.

5) Поправки позволят фирмам уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, подтверждающих расходы. Кроме того, новый закон позволяет в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, учитывать те из них, которые произведены за границей и подтверждены документами, оформленными по иностранным законам.
Согласно поправкам в ст. 252 НК РФ, расходы могут подтверждаться также документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

6) Расширен состав амортизируемого имущества, в частности в него добавлены:

а) капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. Это снимает серьезный барьер для обновления основных фондов в ситуации, когда арендодатели не смогут компенсировать арендаторам затраты на капитальные вложения в сдаваемое в аренду имущество. При этом капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенные арендатором, доходом не признаются.

б) основные средства, полученные в качестве взноса в уставный капитал. При этом определен порядок определения первоначальной стоимости основных средств: по документально подтвержденной стоимости у первоначального собственника. При этом срок амортизации исчисляется с зачетом срока использования имущества первоначальным собственником.
С одной стороны это снимает возможность для спекуляции хорошо известным налогоплательщикам положением о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей налогового законодательства в их пользу при определении стоимости имущества (поскольку согласованная учредителями стоимость, например, может значительно отличаться от реально понесенных затрат на приобретение такого имущества). С другой стороны, налоговые органы могут не согласиться с расходами налогоплательщика, если имущество в его уставный капитал внесла организация, по каким-либо причинам (резидент иностранного государства, например) не ведущая налоговый учет, даже если расходы на приобретение такого имущества могут быть документально подтверждены передающей стороной.

Закон предполагает, что условием признания стоимости вносимого в уставный капитал имущества будет наличие соответствующего документального подтверждения. Указанный порядок распространяется также на имущество, внесенное физическими лицами и иностранными организациями. Стоимость этого имущества признается в пределах рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.

в) основные средства, полученные организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях.

7) Закон ввел так называемую «амортизационную премию» в размере 10%. Т.е. 10% от стоимости капитальных вложений могут быть отнесены на себестоимость в текущем периоде, а остальные 90% будут амортизироваться в установленном порядке.

8) Снято ограничение в размере 30% на уменьшение налоговой базы на сумму убытка предыдущего налогового периода. В 2006 году совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50% от исчисленной налоговой базы. При этом сам убыток по-прежнему переносится в течение 10 лет;

9) Закон разрешает списывать 100% расходов на НИОКР, не давшие результатов. В настоящее время лимит отнесения этих затрат на себестоимость не превышает 70%. Разрешается также равномерно списывать затраты на НИОКР в течение 2 лет, вместо 3, как сейчас.

10) С принятием поправок можно поставить точку в споре налоговых органов и налогоплательщиков относительно норм естественной убыли - закон легализовал нормы, принятые до вступления в силу главы 25 НК РФ. В данном случае действие федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

11) Еще одна поправка (но положительная!) вводится задним числом (тоже с 1 января 2002 года): курсовая разница по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, не учитывается при налогообложении прибыли. При этом, если ранее налогоплательщик включил такую разницу в доход, следуя разъяснениям налоговых органов, в дальнейшем при реализации ценной бумаги можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на эту сумму. Раньше из-за нечетко прописанной нормы постоянно возникали вопросы о необходимости переоценки ценных бумаг, номинированных в валюте, теперь они снимаются.

12) Новым законом расширяется перечень видов социальной защиты инвалидов, на которые может быть направлена прибыль, полученная организациями, использующими труд этой категории граждан. Это касается фирм, в которых не менее половины работников составляют инвалиды, при условии, что доля расходов на оплату труда таких сотрудников составляет не менее 25% от всех расходов на зарплату.

13) Вносится поправка, существенно упрощающая уплату налога компаниями, имеющими большую филиальную сеть или несколько обособленных подразделений на территории одного муниципалитета. Суммы налога будут определяться на основании совокупности показателей обособленных подразделений, расположенных в одном муниципальном образовании, а уплата будет производиться одним из выбранных налогоплательщиком подразделений.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД,
консультант по стратегическому планированию
Ардашев Владимир Леонидович
7 июля 2005 г

Наверх
Афоризмы

СенекаРавенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.

Сенека

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»