Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

23.06.2009 г. Рассылка № 4



Уважаемые читатели!

После продолжительного перерыва мы возобновляем цикл рассылки, касающийся Ваших вопросов при работе в сфере ВЭД.

Несмотря на то, что в прошлом году уже мы затрагивали вопросы валютного регулирования и контроля, наша практика показывает, что тема, безусловно, не исчерпала себя, и, более того, в виду изменившегося законодательного регулирования важных аспектов этой сферы, напрямую отражающихся на правильности выполнения резидентами своих обязанностей перед государством, требует своей актуализации.

Проблемы с валютным контролем на фоне кризиса затронули многих участников ВЭД, оказавшихся не в силах вернуть деньги от иностранных контрагентов за уже поставленный в их адрес товар.

Поэтому сегодня мы вновь осветим основные вопросы по валютному регулированию, схематично представив Вам что и в какие сроки вы обязаны будете сделать, чтобы избежать нежелательных финансовых затрат в виде штрафных санкций и не менее желательных административных процедур.

Поскольку всеми вопросами, связанными с финансами и взаимоотношениями с контрольными органами на предприятиях, как правило, занимается главный бухгалтер, и он должен быть a-priori в курсе всего, то данная информация, кроме специалиста по ВЭД (которого на предприятии может и не быть вовсе), несомненно будет весьма актуальна для бухгалтера, юриста, налогового консультанта и директора.


23.06.2009 г.
Автор: Векличева Е. К.

ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Основным законодательным актом, на котором строится вся система валютного законодательства, является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ (ред. ФЗ от 22.07.2008 N 150-ФЗ).

В целях соблюдения правил валютного контроля предусмотрен механизм, предусматривающий открытие импортерами и экспортерами в уполномоченном банке, где открыт валютный счет российского контрагента (через который осуществляются платежи по внешнеторговому контракту), паспорта сделки (ст. 20 ФЗ о валютном контроле).
ЦБ РФ разработал единые правила открытия паспорта сделки, его заполнения, внесения в него изменений, закрытия, порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк и т.д. Они предусмотрены двумя основными документами:
1) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
2) Положение ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У).

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить контракт и два заполненных экземпляра самого паспорта сделки, подписанные всеми лицами, подпись которых имеется в банковской карточке образцов подписей, или высланные по системе клиент-банк (в случае, если внутренний порядок банка позволяет считать документы, принятые таким образом, подписанными электронной цифровой подписью). Банку дается 3 рабочих дня для проверки контракта, псоле чего он принимает решение об открытии паспорта сделки.

Не требуется оформление паспорта сделки по контрактам (кредитным договорам), общая сумма которых не превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта.

В целях осуществления валютного контроля банк имеет право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, указанные в ст.23 ФЗ № 173-ФЗ, в частности:
Пункт 6: документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
Пункт 9: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
Пункт 11: таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Перечень операций, по которым резиденту необходимо представить документы в банк, а также сроки их предоставления:
1) После получения/ отправки товаров по контракту, если по нему в банке оформлен паспорт сделки, подтверждающих документов, в банк представляются документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров (ГТД, ТТН или др.) в течение 15 календарных дней после их оформления, вместе со Справкой о подтверждающих документах (2 экземпляра).
В том же порядке в банк представляются документы, подтверждающие факт выполнения работ, услуг, передачу результатов интеллектуальной деятельности или информации.
При поступлении денежных средств в оплату экспортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и информации, при получении кредита, займа и т.д., резидент в течение 7 рабочих дней с даты поступления средств представляет в банк:
• при поступлении иностранной валюты — Распоряжение о списании средств с транзитного счета (3 экземпляра), а также Справку о валютной операции (1 экземпляр).
• при поступлении валюты РФ — Справку о поступлении валюты РФ (2 экземпляра) в сроки, установленные п.п. 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П.
2) При списании (переводе) валюты иностранному партнеру в банк предоставляются Документы, являющиеся основанием для перечисления денег (счета на оплату, коносаменты и т.п.), - согласно условиям оплаты во внешнеторговом договоре, а также Поручение на покупку иностранной валюты (в 3 экземплярах), и Заявление на перевод (в 1 экземпляре), оформляется Справка о валютных операциях.
3) При осуществлении расчетов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в
банке-нерезиденте, в течение 45 календарных дней, следующих за месяцем, в котором были осуществлены расчеты, предоставляется Справка, содержащая информацию о валютных операциях по контракту за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление валютных операций по контракту ( в 2 экземплярах).

Ответственность за валютные правонарушения устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008). Валютным правонарушениям посвящена статья 15.25 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за:
1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, (предусмотрен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).
2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, (влечет штраф для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).
3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке).
4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках).
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, (влечет штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию).
6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (штраф для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, (штраф для граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными правонарушениями. При невыполнении установленных правил организация должна будет уплатить штраф за каждое правонарушение в отдельности, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки.

Успехов Вам при реализации задуманных проектов!

Ведущий специалист по внешнеторговым операциям
Центра внешнеэкономических технологий
Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»
Векличева Евгения Константиновна

г. Екатеринбург, 23.06.09 г.

Наверх
Афоризмы

ДемокритЗаконы бесполезны как для хороших людей так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Демокрит

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»