Версия для печати
20.11.2008 г. Рассылка № 1
Уважаемые читатели!
Сегодня мы открываем новую страничку нашей деятельности, которая, надеемся, станет доброй традицией. Речь идет о еженедельной рассылке полезной и (или) интересной информации в сфере внешнеэкономической деятельности.
Логично было бы начать подобную рассылку с перечня источников, как нормативных, так и литературных, которые помогут при осуществлении работы с внешним рынком. Но, к счастью, примерный перечень литературного наследия в этой области в достаточном количестве изложен в свободном доступе на нашем сайте уже давно, а вот, что касается нормативной базы…..
20.11.2008 г.
Автор: Векличева Е. К.
О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...
Одна из немаловажных составляющих ВЭД – сделки – взаимоотношения с агентами валютного контроля в лице соответствующих отделов уполномоченных банков, и важно знать основные моменты, связанные с таким контролем, в том числе ту базу, на основании которой ваш любимый банк будет строить с Вами свои взаимоотношения по валютным операциям. Итак.
Основным законодательным актом, на котором строится вся система валютного законодательства, является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ (ред. ФЗ от 22.07.2008 N 150-ФЗ).
В целях соблюдения правил валютного контроля предусмотрен механизм, предусматривающий открытие импортерами и экспортерами в уполномоченном банке, где открыт валютный счет российского контрагента (через который осуществляются платежи по внешнеторговому контракту), паспорта сделки (ст. 20 ФЗ о валютном контроле).
ЦБ РФ разработал единые правила открытия паспорта сделки, его заполнения, внесения в него изменений, закрытия, порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк и т.д. Они предусмотрены двумя основными документами:
1) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
2) Положение ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».
В целях осуществления валютного контроля банк имеет право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, указанные в ст.23 ФЗ № 173-ФЗ, в частности:
Пункт 6: документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
Пункт 9: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
Пункт 11: таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
Перечень операций, по которым резиденту необходимо представить документы в банк, а также сроки их предоставления, приведены в таблице:
Содержание операции |
Представляемые в банк документы |
Предельный срок представления документов в банк |
Оформление документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности |
Подтверждающие операцию документы, указанные в ст.23 Закона N 173-ФЗ. Справка о подтверждающих документах (Приложение 1 к Положению N 258-П) |
15 календарных дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы |
Осуществление расчетов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте |
Справка о расчетах через счета за рубежом (Приложение 3 к Положению N 258-П). Копии банковских выписок |
45 календарных дней, следующих за месяцем, в котором были осуществлены расчеты через счета за рубежом
|
Списание иностранной валюты со счета в уполномоченном банке в рамках исполнения контракта |
Справка о валютных операциях Приложение 1 к Инструкции N 117-И). Документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции |
При списании валюты со счета |
Важный документ в сфере установления ответственности за валютные правонарушения – Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008). Валютным правонарушениям посвящена статья 15.25 КоАП РФ.
Так, например, за непредставление указанных в таблице документов в срок организация-резидент может быть оштрафована на сумму от 40 000 до 50 000 руб. Санкции установлены в п. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.
Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными правонарушениями. При невыполнении установленных правил организация должна будет уплатить штраф за каждое правонарушение в отдельности, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки.
В целях разъяснения применения КоАП в части валютных нарушений, ФТС РФ разработала Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, которые получили закрепление в Письме ФТС РФ от 12.02.07 г. N 01-06/4703.
Кроме того, при определенных обстоятельствах, Ваша сделка может попасть под контроль Федеральной Службы по Финансовому Мониторингу, куда информация поступает прежде всего от агентов валютного контроля – то есть банков. Разработаны и в настоящее время действуют Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленные Письмом ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т. Перечень обстоятельств, когда Вам грозит и такой еще контроль, по сути, указан в Приложении 2
к Рекомендациям, где указаны критерии выявления и признаки необычных сделок, информация о которых должна обязательно поступать из банка в Росфинмониторинг.
Мы планируем также держать Вас в курсе самых значимых изменений динамично развивающегося российского законодательства, касающегося внешнеэкономической деятельности, с той же частотой, с какой будем делиться с Вами полезной информацией ненормативного характера.
Ведущий специалист по внешнеторговым операциям
Центра внешнеэкономических технологий
Консалтинговой группы «Ардашев и партнеры»
Векличева Евгения Константиновна
г. Екатеринбург, 20.11.08 г.
Наверх