Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Налоговое планирование в условиях кризиса



 Налоговая политика государства в условиях кризиса.
Последствия для бизнеса

Появление 14 октября 2008 г. на сайте ФНС РФ 12-го критерия самостоятельной оценки налоговых рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» и четырех кейсов с графическим описанием криминальных налоговых схем, является ничем иным, как последовательным и целенаправленным продолжением курса государства на ужесточение налогового администрирования.

В Приказе ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ представлены далеко не все самые актуальные и популярные схемы уклонения от уплаты налогов. Выложены лишь те, которые по субъективному мнению ФНС РФ достойны публичного осуждения, нашли свое подтверждение в обширной судебной практике и по ним имеются эффективные методики доказывания получения необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, отчетливо прослеживается отраслевая ориентация налоговиков (производство и сбыт алкоголя, торговля, строительство и т.д.) на выявление схем.

Естественно, это только начало, поскольку можно с уверенностью предсказать, что к концу 2009 года на сайте ФНС РФ будут публично выложены уже около полусотни налоговых схем, применение которых создает для налогоплательщиков несоразмерные налоговые риски. При этом классификация, детализация и описание схем будет носить значительно более системный характер.

Появление 12-го Критерия показательно. ФНС РФ вслед за своими коллегами из европейских стран, где уже давно работает такой механизм публичного "опорачивания" недопустимых налоговых схем, создает официальную, общедоступную и постоянно пополняемую Электронную базу налоговых схем с высоким налоговым риском.

Эта деятельность для ФНС РФ не является новой. Если ранее казуистическая систематизация налоговых схем ФНС РФ осуществлялась исключительно в формате «ДСП», то сейчас они обнародуются публично, поскольку такая тактика имеет значительный воспитательный, идеологический и PR-эффект.

Более того, ФНС РФ в Приказе от 14.10.08 г. (Приложение № 5) впервые предлагает весьма экстравагантный, хотя и несколько наивный способ нивелирования последствий использования высокорисковых налоговых схем, что вызвало у налогоплательщиков и экспертов бурю эмоций, в основном саркастического и ироничного характера.

Попросту говоря, налогоплательщикам прямо предлагается писать на себя «донос», что мол «бес попутал», допустил промашку в работе с проблемными поставщиками, выявил и осознал высокий риск сделок с оными, в связи с чем раскаиваюсь, представляю уточненную декларацию и готов доплатить налоги, надеясь на прощение и неприменение фискальными органами штрафных санкций. Примерно в таком духе.

Оценивая эффективность такой смелой инициативы ФНС РФ можно только сказать, что она явно не найдет поддержки у широких масс, особенно если вспомнить итоги налоговой амнистии 2007 г. в отношении доходов физических лиц, которая надо признать с треском провалилась. Налогоплательщики условиях тотального недоверия к государству и неверия в искренность его инициатив явно не спешат выходить из тени, понимая, что именно прозрачный, честный и успешный бизнес становится объектом контроля и легкой добычей чиновников и олигархов, давно превративших свое кумовство с властью и административный ресурс в весьма прибыльный бизнес.

Но главное даже не это. Новому оружию налоговиков не суждено выстрелить в полную силу, прежде всего, по причине экономического кризиса, который вносит существенные коррективы в налоговую политику государства. Проблема усугубляется еще и тем, что в России до сих пор государственное управление происходит в ручном режиме. Это означает, что и применение нового оружия будет носит гибкий, сугубо субъективный, индивидуальный и точечный характер.

В шторм лодку раскачивать нельзя. Поэтому в условиях кризиса политическая и экономическая целесообразность будет превалировать над формально-юридическим подходом. Необходимость ломает закон и голого раздеть невозможно! Сейчас бесполезно и опасно бездумно стрелять из налоговой пушки. Следовательно, налоговики возьмут в руки снайперскую винтовку и будут отстреливать самых глупых и нахальных налогоплательщиков.

Так, еще в октябре 2008 года по всей вертикали ФНС стали создаваться так называемые «ситуационные центры» для принятия оперативных решений (цитата из Приказа главы ФНС РФ) «при возникновении ситуаций, имеющих значительные последствия для исполнения доходной части бюджета РФ и влияющих на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков». Центры будут работать в формате еженедельных комиссий и обеспечивать методологическую и информационную поддержку нижестоящих налоговых органов при принятии решений «в нестандартных ситуациях». Под такими ситуациями в ФНС понимают возникновение угрозы резкого снижения сбора налогов.

В основном новые комиссии будут разбирать ситуации, возникающие с налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (на уровне центрального аппарата), и компаниями, обеспечивающими более 60 % налоговых поступлений своего региона (на уровне субъектов). Центрам предписано отслеживать деятельность крупных компаний по совокупности индикаторов: снижение налоговых обязательств, рост сумм НДС к возмещению, представление уточненных деклараций со значительными налоговыми уменьшениями, рост недоимки и т.д.

К сожалению, командно-палочный стиль руководства госаппарата в условиях кризиса, нервозности и хаоса неизбежно вызовет волну злоупотреблений со стороны налоговых органов на местах, которые будут стремиться любым способом выполнить уже утвержденный план сбора налогов на 2009 год. Опять выбивание долгов, угрозы, вызовы на спецкомиссии, отказы в возмещении НДС, необоснованные доначисления в ходе налоговых проверок и рост судебных споров.

В свою очередь многие налогоплательщики, пытаясь спасти бизнес и выжить, вновь реанимируют казалось бы уже давно изжившие себя налоговые схемы с использованием фирм-однодневок, «номиналов», мнимых и притворных сделок. Соблазн сэкономить на налогах, действительно, велик. Но в основном это касается малого и среднего бизнеса, поскольку крупный бизнес, наученный горьким опытом прошлых лет, громкими судебными делами, уже давно вставший на путь «обеления», поступает более осмотрительно и аккуратно, предпочитая более изысканные и интеллектуальные инструменты налогового планирования в рамках закона и судебных доктрин.

Именно поэтому в условиях кризиса резко возрос спрос на услуги опытных налоговых консультантов, поскольку налоговые риски стали несоизмеримо выше и предполагают высочайший уровень профессионализма и мастерства в управлении ими. Аудитор и главбух в силу своей узкой специализации уже не могут эффективно отражать атаки налоговиков, которые в последние годы весьма преуспели в идентификации налоговых схем и их обосновании в суде.

Многие налогоплательщики наивно рассчитывают, что кризис будет для них индульгенцией, автоматически «амнистируя» их убытки, снижение зарплат, неденежные формы расчетов, манипуляции с ценами, реорганизации и банкротство. Да, кризис действительно позволяет ловить рыбку в мутной воде и количество нетипичных сделок объективно растет. Но в то же время кризис обнажает многие налоговые схемы, поскольку презюмируется, что действия предпринимателей должны быть более прагматичными, рациональными и подчинены очевидной логике рынка – снижению затрат и повышению эффективности бизнеса.

Таким образом, широко используемая судебная доктрина «Деловая цель» в условиях кризиса для умных будет соломинкой, а для глупых – камнем! Кризис объективно делает невозможным использование неоправданно длинных посреднических схем и беспорядочных контактов с фирмами-однодневками, заставляя искать более сложные договорные конструкции и заранее, а не постфактум, готовить убедительные документальные обоснования и расчеты экономической, управленческой и маркетинговой целесообразности соответствующих сделок и процедур.


Управляющий партнер
Консалтинговой группы «АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»
Владимир Ардашев,

Екатеринбург, 06 февраля 2009 г.

Наверх
Афоризмы

СенекаНевольная вина не виновата.

Сенека

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»