Административные споры. Защита от произвола власти
Административные споры. Защита от произвола власти
Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить.
Людвиг Берне
Ни один предприниматель в своей деятельности не может обойтись без контактов с властными органами. Эти контакты всегда сопряжены с тем, что предприниматель сталкивается с целой системой правил, иерархией чиновников разного уровня, рисками неполучения ожидаемого решения или ответа, спорами, конфликтами, жалобами, юридической ответственностью, применением мер административного принуждения, необходимостью неформального подхода к решению поставленных задач, лоббирования своих интересов, элементарного подкупа и т.д. Каждый решает свои задачи по-своему, в зависимости от своего экономического положения и хозяйственных целей, наличия связей, авторитета, политических амбиций, публичности статуса и т.д.
В настоящее время формируются новые правила взаимоотношений с властью, что вызвано кардинальными изменениями в законодательстве, административной реформой, сокращением министерств и ведомств, борьбой с коррупцией, усилением ответственности чиновников за управленческие решения, притоком во власть новых, молодых, энергичных профессионалов-управленцев. Это не может не сказаться на изменении способов, методов и средств, которые использует предприниматель во взаимоотношениях с бесчисленным количеством контролирующих, надзорных, лицензирующих, правоохранительных, административных органов. Изменяется и менталитет предпринимателя, который уже не надеется на связи в сферах как на панацею, а стремится к более легальным способам использования административных ресурсов.
Правда, власть у предпринимателя до сих пор ассоциируется с образом врага, который не помогает, а только вставляет палки в колеса. Тем не менее сама власть уже давно признала и поняла, что она создана для человека, а не человек для власти, как это было долгие годы, когда «слуги народные жили лучше, чем хозяева»! Так или иначе, но реформы пусть и медленно, но идут уверенным шагом. С властью уже можно сотрудничать, можно вести диалог, причем более просто и удобно. Активно стал применяться принцип «одного окна», упрощаются многие процедуры: регистрация субъектов предпринимательской деятельности, прав на недвижимое имущество, лицензирование, получение разного рода разрешений, согласований.
Закон и право как инструменты отношений с государством уже не пустой звук и, несмотря на то, что власть объективно сильнее предпринимателя, она тоже действует в рамках закона, т.е. закон в умелых руках является эффективным рычагом воздействия на чиновника. Многие заигрывают с властью и тем самым становятся зависимы от нее. Надеясь на власть, многие умышленно нарушают, обходят закон, создавая для себя в будущем массу проблем, уязвимых мест, основания для оспаривания решений, признания сделок недействительными и т.д.
Конкуренты могут и стремятся использовать эти ошибки в своих интересах и, надо признать, достаточно эффективно. Вспомните, как в настоящее время в корпоративных спорах часто «пересматриваются» итоги приватизации, как конкуренты, используя административный ресурс и грехи оппонента, «топят» его, возбуждая уголовные дела, инициируя налоговые, контрольно-ревизионные, прокурорские проверки, добиваясь аннулирования аккредитации, лицензии и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что власть в России традиционно используется в целях недобросовестной конкуренции.
Таким образом, предпринимателю в отношениях с властью сегодня надо быть гибким и создавать достаточно сбалансированную систему взаимоотношений с властью. Где-то надо «дружить», где-то надо спорить, бороться, жаловаться, оспаривать действия, бездействия и решения в суд, где-то надо использовать психологические и тактические неформальные способы воздействия на несговорчивого чиновника. Вариантов много и все определяется конкретными обстоятельствами. В любом случае предпринимателю надо создавать образ сильного, расчетливого противника, воина, которого нельзя запугать, сломить, обыграть, надо сформировать у власти уважение к себе и тогда она будет относиться к тебе соответствующим образом.
В случае привлечения к административной или даже уголовной ответственности надо всегда выяснять истинные причины подобных действий. Если это социальный заказ, происки конкурентов, то это одно, если это инициатива местного «царька в свое вотчине», который решил использовать Вас как «дойную корову» – это другое, если же это результат Ваших необдуманных, противоправных, виновных действий или это следствие плановой, вполне штатной надзорной проверки, то это третье. От этого зависит стратегия и тактика борьбы.
Как видим, административные споры и конфликты с властью могут иметь разные причины, без выяснения и анализа которых борьба может получиться неэффективной или бесполезной. Не всегда выгодно идти в суд, иногда проще вопрос решить в вышестоящем органе или наоборот. Технологии защиты предпринимателя от произвола власти, выработанные нашей фирмой в ходе многолетней практики, позволяют нам уверенно заявлять, что выход есть из любой ситуации, надо только уметь его найти. Иногда это бывает сделать очень просто, а иногда сложно или очень сложно. Нет слова «невозможно», есть слова трудно, долго, дорого.
В заключение хотим отметить, что предпринимателю надо выработать в себе некий иммунитет, психологическую установку, иметь решительность, волю, терпение и не бояться вступить в борьбу с властью. Не надо ее бояться! На дворе не 37 год и в высоких кабинетах сидят не комиссары с кобурой, а достаточно адекватные, вполне вменяемые и компетентные люди, способные услышать Ваши доводы и требования. Власть – это тоже люди и специфическая система, а любая система имеет свои правила и закономерности, зная и используя которые можно этой системой управлять!
Наверх