04.01.2005 Рассылка № 11.
Как правильно оформить информационно-консультационные услуги
Любое списание средств на консультационные или маркетинговые услуги вызывает у налоговиков «понимающую» усмешку: а не пытается ли налогоплательщик таким образом увеличить затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и уменьшить НДС к уплате в бюджет?
Об обосновании издержек надо думать еще на стадии заключения договора с консультантом. Стоит помнить, что планируемые работы (услуги) должны быть связаны с текущей или будущей деятельностью фирмы. Кроме того, прежде чем разместить дорогостоящий заказ, желательно выполнить собственный небольшой анализ рынка. К примеру, заказчик может сначала оценить предложения соответствующих компаний. Эти меры позволят сказать, насколько обоснованна определенная цена. Если доказательств такой работы нет или выбор не проводился вообще, то налоговики сочтут расходы экономически необоснованными. У последних автоматически появляется вопрос: а можно ли выполнить ту же услугу с меньшими затратами?
Такой подход некорректен: если расценки на услуги будут необоснованны и значительно завышены, то налоговики вправе доначислить налог только в соответствии со ст. 40 НК РФ. Правда, налогоплательщик обязан доказать соответствие расходов условиям, изложенным в ст. 252 НК РФ, а именно: экономическая обоснованность (оправданность, целесообразность), т.е. направленность на извлечение прибыли, связь с производством, документальное обоснование.
Обосновывающие документы вправе подготовить и сам заказчик услуги. Например, служебную записку или т.н. техническое задание (параметры заказа, его цели), где стоит указать, что в связи с расширением деятельности нужно изучить рынок, для чего определить консультанта. Советуем также подстраховаться ответами консалтинговых фирм на ваши предложения с ценовыми параметрами. При этом документы необходимо сохранить для отчета перед налоговиками, исключив из их числа те, которые ставят под сомнение ваш выбор (например, очень "дешевые" предложения). В случае же, когда вы хотите отдать предпочтение контрагенту с высокими ценами ввиду его авторитета или иных преимуществ, то желательно сопроводить будущий договор резюме, аргументами относительно репутации, наличия рекомендаций, бренда, профессионализма консалтинговой фирмы.
Экономическая оправданность, по мнению налоговиков, обозначает и то, что затраты на приобретение услуг должны быть обусловлены целью получения дохода. Отражено это в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ. Так что, когда суммы, уменьшающие прибыль, значительны, рекомендуем составить хотя бы упрощенный бизнес-план, из которого будет видно, что издержки окупятся.
На основании всех этих данных заключается договор, где надо как можно четче описать все услуги, а также не забыть указать порядок их приемки по акту. Обычно по итогам исполнения договора помимо Акта об оказанных услугах должен присутствовать собственно информационный продукт деятельности консультанта (например, отчет по проведенному анализу рынка, исследование, заключение, рекомендации, положение, инструкции, проекты договоров, ответы на дополнительные вопросы и т.д.) Если Вы не сможете представить итоговый продукт информационно-консультационных услуг, тем более, очень дорогих, по мнению налоговиков, то можно с уверенность сказать: ваши расходы налоговики не примут, ибо усомнятся вообще в наличии договора и заявят о мнимости сделки. Таких примеров на практике немало.
Избегая лишних вопросов налоговиков, обратите внимание на то, чтобы в отчете была отражена цель исследования, предмет, методы сбора данных с указанием конкретных способов, например опросы или изучение периодических материалов и так далее. Также необходимо, чтобы в этом документе существовали такие разделы, как источники информации и полученные выводы. Внимание: нередко представленные письменные отчеты по договорам - соединение похожих типовых документов из Интернета. Такие бланки также вызывают подозрения. Так что их лучше не использовать или, в крайнем случае, дополнять условиями, отражающими специфику вашей организации.
К подготовке Акта об оказанных услугах следует подходить не менее серьезно, не отделываясь в нем общими фразами, наподобие: "Все услуги оказаны в полном объеме, и стороны не имеют претензий друг к другу ". Из Акта должен быть виден состав и характер предоставленных услуг (письмо Минфина России от 20.04.00 г. № 04-02- 05/1), поэтому нужно выполнять ряд требований:
1) рекомендуется максимально точно воспроизводить формулировки НК РФ относительно конкретных затрат, например: «расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг)» (см. подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). Термин «маркетинговые услуги» может вызвать вопросы: какие исследования, носят ли они текущий или стратегический характер, связаны ли они с производством, которое в данный момент (а не в будущем) осуществляет налогоплательщик и т.д.;
2) обязательно приведите точную, адекватную и достаточно развернутую характеристику фактически оказанных услуг (например, юридическое заключение относительно выбора условий и конструкции гражданско-правового договора, заключаемого с покупателями продукции в 2004 г. с целью снижения предпринимательских рисков);
3) сделайте отсылку на итоговый продукт информационных услуг, тем более, если он материализован (проект договора, заключение, отчет, письменные консультации и ответы на вопросы, в т.ч. высланные по электронной почте и т.д.).
Что же касается формы акта, то она не установлена Госкомстатом РФ, и поэтому ее компания разрабатывает сама и утверждает в приложении к приказу об учетной политике (см. п. 8 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина РФ от 29.06.98 г. № 34н).
Помните, что налоговики считают обоснованными расходы на оплату только тех услуг, что потреблены (использованы) налогоплательщиком. К примеру, если вы получили совет о том, где купить самые дешевые товары, то его надо применить на практике. Такое условие отсутствует в НК РФ, поэтому, безусловно, доводы налоговиков являются неправомерными. Если вы докажете, что после консультации убедились в бесперспективности сделки (в частности, в том, что, приобретая новые товары даже по самым низким ценам, их все равно нельзя удачно перепродать), то плату можно включить в расходы. Правда, скорее всего, в обоснованности затрат придется убеждать налоговиков в суде.
Еще одна спорная ситуация - предоставляемые услуги могут частично или полностью дублироваться функциями вашего персонала. И в этом случае траты признаются законными, хотя аргументами для суда опять-таки стоит заранее запастись. Предлагаем следующие аргументы, прошедшие проверку в судах (естественно, их надо подтвердить документально): 1) сотрудник вашей фирмы, выполняющий схожие функции, не занимается именно тем вопросом, по которому вы консультируетесь, требуются специальные познания, сложные исследования, 2) ваши специалисты перегружены работой, услуги сопряжены с командировками, длительным отвлечением ваших сотрудников и т.д. Конечно, налоговики могут не согласиться с Вами, но суды в "консультационных" спорах в большинстве случаев поддерживает налогоплательщиков.
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир Леонидович,
1 января 2005 г.
Наверх