Версия для печати
Рынок юридических услуг: жестокой борьбы за клиента не было и не предполагается.
Полупустыми остаются сегменты юридического консалтинга, прогнозирования и оценки эффективности бизнеса
Погоду на рынке делают юридические компании с именем
Крупные украинские предприятия не настолько богаты, чтобы пользоваться услугами дешевых юрфирм, а большинство мелких в юруслугах не нуждаются
Количество зарегистрированных в Украине юридических компаний не берутся подсчитывать даже специалисты — за годы независимости их появилась не одна тысяча. Однако жесткой борьбы за клиента на рынке юридических услуг не было и в ближайшее время не намечается. Наоборот, полупустыми остаются сегменты юридического консалтинга, прогнозирования и оценки эффективности бизнеса. Именно отсутствие конкуренции обусловило появление группы лидеров — юридических компаний с именем, которые могут позволить себе диктовать условия клиенту. Правда, последний может быть уверен, что выбранный им юрист сможет решить любой вопрос.
Скажи мне, кто твой юрист, и я скажу, кто ты
Сегодня основные потребители юридических услуг — средние, а особенно крупные компании. Мелкие предприятия, как показывает практика, привлекают юристов значительно реже: для них «цена вопроса» часто не стоит тех денег, которые необходимо отдать за правовое решение проблемы. Другая причина: в малом бизнесе больше, чем где-либо, развит теневой сектор, который, как правило, не нуждается в юридическом обслуживании. Поэтому общение с юристом для большинства владельцев небольших предприятий в лучшем случае происходит дважды — при регистрации и закрытии собственного дела.
Впрочем, большинство ведущих юристов даже не считают такую регистрацию юридической услугой. «В том виде, в котором регистрация фирм существует сегодня, это всего лишь робота курьера, который должен обойти необходимые учреждения. Регистрация фирмы как юридическая услуга предполагает глубокую юридическую проработку всех учредительных документов, а не регистрацию типовых уставов, минимально подогнанных под клиента», — считает директор юридической фирмы «Чернявский и партнеры» Вадим Поляков.
Крупные же предприятия обращаются к услугам юрфирм даже имея собственную юридическую службу. Скажем, когда необходимо получить независимый анализ ситуации и альтернативные варианты решения определенного вопроса. «Даже у мощного юротдела компании направления работы ограничены. Если, например, предприятию нужно разработать контракт на миллион долларов, привлечь постороннюю юрфирму просто необходимо», — говорит глава «Юридического бюро Рыжего» Владимир Рыжий.
Лидерами становятся раньше, чем открывают юрфирму
Услуги такого уровня, которого сегодня требуют солидные компании, могут предоставить, как утверждают эксперты, несколько десятков юрфирм. Именно они и делают погоду на отечественном рынке юридических услуг. Итак, каков он, лидер? «Ведущая юрфирма отличается не только тем, что в ней работают высококвалифицированные юристы. Это компания, основанная людьми, в совершенстве владеющими менеджментом юридического бизнеса. Фирма на протяжении всего своего существования должна демонстрировать стабильность, иметь свое лицо (т.е. специализироваться по определенным направлениям юриспруденции), постоянный круг клиентов и безупречную деловую репутацию», — считает Василий Мармазов, партнер в юридической фирме ЮРИС, член Международного арбитражного суда при Международной торговой палате (Париж).
Правда, этих качеств порой недостаточно, чтобы юридическая компания стала лидером. «Исторически сложилось, что представители всех ветвей власти и руководители крупных юридических фирм — люди одного круга. В 90-х годах прошлого века сформировалась определенная когорта достаточно известных и влиятельных лиц. Кто-то из них пошел в политику, кто-то — во власть, а кто-то учредил собственную юрфирму. Однако все они остались людьми одного круга, которые могут решать вопросы между собой. И речь идет не о взятках, а о более глубоких, дружеских отношениях.
«Переплетение юрбизнеса с различными ветвями исполнительной и судебной власти приводит к тому, что, например, первая десятка влиятельнейших юрфирм может решать вопрос клиентов и неформальными методами. И войти в этот круг без определенных связей довольно сложно», — признал президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий.
Тем не менее клиенты платят юридической компании не за то, что у них есть покровитель во властных структурах, а за умение решать проблемы клиента, за лоббирование интересов клиента в более широком смысле. «Неформальные способы решения проблемы клиента, например взятка, незаконны и потому абсолютно неприемлемы в профессиональной деятельности. С другой стороны, если юрист может посодействовать продвижению дела клиента в рамках закона, используя личные связи или другие возможности, этим можно и нужно пользоваться. Главное для юрфирмы — это оказание качественной услуги клиенту», — считает партнер в адвокатской конторе «Коннов и Созановский» Сергей Коннов.
У каждого клиента свое представление о качестве юруслуги
Понятие «качество» применительно к юридической услуге включает несколько аспектов. «Это означает, что услуга, во-первых, как можно полнее удовлетворяет потребности клиента. Т.е. услуга предоставляется в оговоренные сроки, а ее выполнение отвечает поставленной перед юристом задаче. А во-вторых, реализация услуги должна сопровождаться исключительно правовыми методами в рамках существующего законодательства», — объясняет Василий Мармазов. Кроме того, юридическая услуга — это не только правовая робота, но и определенный уровень сервиса. «Адвокат может создать прекрасный юридический документ. Но если он попадет к клиенту с опозданием, да еще и напечатан на плохой бумаге или с грамматическими ошибками, такая услуга вряд ли будет качественной», — говорит Владимир Рыжий.
Представление клиентов о качественной юридической услуге могут меняться. «Сейчас клиенты понимают качество юридической услуги несколько иначе, чем раньше, — продолжает Эрнест Грамацкий. — Если в 1995—1998 годах потребителя юруслуг интересовал только окончательный положительный результат, то последние несколько лет появились заказчики, заинтересованные не столько в результате, сколько в самом процессе. Такие клиенты платят за качественную работу юриста, а не за результат. Скажем, заказчика интересует проведение судебного процесса, а кто его выиграет — не столь важно. Но работать с клиентом таким образом, как и устанавливать для него условия, а не наоборот, могут позволить себе только юридические фирмы с именем».
Однако если клиент сочтет, что полученная им услуга предоставлена некачественно, то юрфирма обязательно загладит вину. Определенных стандартов (как именно это будет происходить) здесь не существует. К примеру, юрфирма «Салком» страхует свою деятельность на случай ошибки юриста. В компании «Чернявский и партнеры» предлагают клиенту оценить шансы, скажем, на выигрыш спора в суде. И с учетом заключения экспертизы предоставляют клиенту право самому выбирать — судиться или нет, если соотношение шансов не в его пользу. Но почти все ведущие юристы сходятся в одном — если юрист или фирма допустили ошибку, они должны за это отвечать перед клиентом. Это может быть не только возвращение гонорара, но и возмещение убытков клиенту.
Специализация юрфирм зависит от спроса на определенные услуги
Понятно, что успешность юридической компании зависит от того, насколько она в своей деятельности ориентируется на услуги, пользующиеся на данный момент наибольшим спросом. Ежегодно наблюдается постоянный рост количества налоговых споров. Плательщики преодолели боязнь судиться с фискалами. К тому же, по статистике ВАСУ, около 70% исков предприятий к налоговым органам судами удовлетворяется. В последнее время заметно возросло число обращений за юридической экспертизой инвестиционных проектов. Специалисты анализируют основные вопросы: соблюдение процедуры эмиссий акций покупаемого предприятия, размер его реальных долгов, наличие прав на объекты недвижимости и т.п.
«Сегмент рынка, в котором спрос подтверждается платежеспособностью клиента, остро нуждается в услугах, связанных с финансовым консалтингом. Прежде всего это касается налогового, банковского, таможенного и валютного регулирования, ценных бумаг и инвестиций, приватизации. Клиент нуждается в юридическом сопровождении хозяйственной деятельности, в том числе и внешнеэкономической. Все большее значение приобретают услуги в области интеллектуальной собственности, телекоммуникаций, внутреннего и международного арбитража», — добавляет Василий Мармазов.
Елена ДОБРОНРАВОВА
E-mail: webgcgc.com.ua
Источник: © Галицкие контракты, 2002.
Десятка крупнейших по валовому доходу юридических фирм
1. Василий Кисиль и партнеры (Киев)
2. Грищенко и партнеры (Киев)
3. ЮРИС (Киев)
4. Проксен (Киев)
5. Солдатенко, Ситнюк и партнеры (Запорожье)
6. Чернявский и партнеры (Киев)
7. Веритас (Днепропетровск)
8. Укринюрколлегия (Киев)
9. АВС-сервис (Киев)
10. Грамацкий и партнеры (Киев)
Наиболее авторитетные юрфирмы Украины
1. Василий Кисиль и партнеры (Киев)
2. Проксен (Киев)
3. ЮРИС (Киев)
4. Салком (Киев)
5. Коннов и Созановский (Киев)
6. Сергей Козьяков и партнеры (Киев)
7. Би. Ай. ЭМ. (Киев)
8. Грамацкий и партнеры (Киев)
9. Украинюрколлегия (Киев)
10. Юридическое бюро Рыжего (Киев)
Газета «Юридическая практика»
Наверх