14.12.2004 Рассылка № 8.
Как налоговики проверяют вычеты по НДС. Раскрываем секреты.
Еще в 2002 году МНС РФ издало временные методические указания по проверке налоговых вычетов по НДС под грифом «ДСП», которыми налоговики на местах пользуются по сей день. Историческое Определение КС РФ № 169-О еще более усилило налоговый контроль за вычетами «входного» НДС. В настоящей статье мы попытается раскрыть основные «секретные» приемы и методы налоговиков, дав возможность налогоплательщикам предпринять необходимые превентивные меры.
Как известно, налогоплательщики, которые платят НДС, могут уменьшить его сумму на налоговые вычеты. Для этого они должны выполнить ряд условий, установленных в НК РФ:
1) иметь счета-фактуры, выставленные продавцом товаров (работ, услуг);
2) иметь документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога;
3) принять приобретенные товары (работы, услуги) к учету;
4) использовать их для производственной деятельности или операций, которые облагаются НДС.
Преследуя фискальные интересы, налоговики в одностороннем порядке решили, что этих условий недостаточно, так как они позволяют организациям злоупотреблять правом на вычеты. Для того чтобы исключить эту возможность, они разработали комплекс контрольных мероприятий для камеральных и выездных проверок. Эти мероприятия применяются к подозрительным налогоплательщикам. Их налоговики выбирают по результатам предварительного анализа в камеральном режиме. К таким налогоплательщикам, в частности, относятся те, у которых:
1) единовременная сумма вычета составляет свыше 5 млн. руб.;
2) систематически вычеты составляют более 50% от начисленных сумм налога;
3) есть хозяйственные отношения с фирмами, ранее необоснованно возмещавшими НДС;
4) есть деятельность как облагаемая, так и не облагаемая налогом (т.е. когда нужно вести раздельный учет);
5) декларируются значительные суммы НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления;
6) суммы вычетов резко возросли по сравнению с предыдущими налоговыми периодами;
7) расчеты с контрагентами осуществляются без использования денег (векселя, товарообменные сделки, зачет взаимных требований, соглашения об отступном, новации, переводе долга и т.д.);
8) в течение нескольких периодов суммы вычетов превышают суммы начисленного налога.
Кроме того, особое внимание налоговые органы уделяют крупнейшим налогоплательщикам и налоговым агентам. Не останутся без внимания и те организации, которые изменили место своей регистрации и предъявили к вычету значительные суммы налога, перешли на «упрощенку» или ЕНВД либо получили освобождение от налога в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Кроме того, к условиям для вычетов, указанным в ст. 171 и 172 НК РФ, налоговики самовольно добавили еще несколько, в частности:
1) НДС нельзя принять к вычету, если счета-фактуры не зарегистрированы в журнале учета полученных счетов-фактур и книге покупок;
2) если сделка купли-продажи сомнительна и, по мнению налоговиков, обладает признаками мнимости или притворности;
3) когда поставщик не уплатил НДС в бюджет, когда выявлены нарушения при его госрегистрации, когда он является фирмой-однодневкой, что может свидетельствовать о возможном наличии преступного сговора покупателя и поставщика (их недобросовестности).
Эти условия оспорить несложно, так как их нет в НК РФ. Безусловно, они могут сыграть роковую роль для налогоплательщика, но только тогда, когда налоговиками убедительно, документально и бесспорно будет доказана недобросовестность налогоплательщика. Об этом и говорит КС РФ в своих нашумевших Определениях № 138 (2001 г.), № 168-О, № 169-О, № 324-0 (2004 г.).
Также налоговики считают, что организация не может принять НДС к вычету, если у нее в этом периоде нет начисленного налога. При этом они ссылаются на п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором сказано, что налогоплательщик может уменьшить сумму НДС на установленные налоговые вычеты. По мнению налоговых органов, если нечего уменьшать, то и вычетов быть не может. Однако уже сложилась устойчивая судебно-арбитражная практика, которая утверждает обратное: отсутствие «выходного» НДС в соответствующем периоде не может являться основанием для отказа в вычетах «входного» НДС. См., например, Постановление ФАС ВВО от 06.03.03 г. № А28-7103/02-355/11, Постановление ФАС ВСО от 22.10.03 г. № А78-1519/03-С2-21/74-Ф02-3514/03-С1, ФАС СЗО от 07.07.04 г. № А56-21799/03, ФАС ЗСО от 16.03.04 г. № Ф04/1342-169/А70-2004 и многие другие.
В своих секретных рекомендациях налоговики уделяют много внимания организациям, которые перешли на «упрощенку» или переведены на ЕНВД. Налоговики ошибочно считают, что они должны восстановить НДС, который ранее приняли к вычету по приобретенному имуществу. Но и здесь позиция арбитражных судов однозначно складывается в пользу налогоплательщиков. Точку в этом вопросе в 2004 г. поставил ВАС РФ: см. Постановление Президиума ВАС РФ № 15511/03 от 30.03.04 г.
Особое внимание при проверке вычетов налоговики уделяют счетам-фактурам и книгам покупок. ИМНС сверяет показатели декларации по НДС с итоговыми данными книги покупок, а также с оборотами фирмы по субсчету «Расчеты по НДС» счета 68 «Расчеты с бюджетом». Налоговики проверяют, есть ли у организации подлинники указанных в книге покупок счетов-фактур и правильно ли они заполнены. Если в счетах-фактурах нет каких-либо обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 169 НК РФ, НДС к вычету не примут.
Прежде всего налоговики проверяют счета-фактуры с исправлениями, с неразборчивым ИНН и другими реквизитами. Особое внимание вызывают счета-фактуры на те товары, которые не соответствуют профилю производства или торговли организации. Подозрения налоговиков усилятся, если за такие товары платили наличными, векселями, зачетом, бартером или заемными средствами. По таким счетам-фактурам налоговики будут проводить встречные проверки поставщиков, делая упор на недобросовестность налогоплательщика.
Кроме этого налоговики проверяют счета-фактуры на подлинность (достоверность сведений фактам). Если окажется, что они фальсифицированы, не соответствуют принципу достоверности, принять по ним НДС к вычету не получится и обратное налогоплательщику придется доказывать в суде. Общие признаки фальсификации документов таковы:
1) нелогичная нумерация документов, полученных от одного поставщика. Например, счет-фактура № 5 за июнь или счет-фактура № 303 за январь, а затем № 101 за март или приходный кассовый ордер № 2 от 30 января;
2) на документах не указаны адреса поставщиков или нарушены контрольные числа ИНН;
3) однотипные документы, выданные разными организациями. Например, составлены на похожих бланках, одинаково заполнены (совпадение почерков) и т.д.
Если налоговики засомневаются в подлинности документов, в том числе счетов-фактур, они организуют встречные проверки поставщиков и транспортных организаций. Кроме того, они могут провести экспертизу документов. Но так как за экспертизу им приходится платить, она назначается в исключительных случаях (например, по очень крупным сделкам).
Особое место МНС РФ в своих рекомендациях уделяет признакам различных недобросовестных схем уклонения от уплаты налогов, при обнаружении которых они также будут проводить контрольные мероприятия:
1) наличные или неденежные расчеты. По мнению налоговиков, организации, которые их используют, чаще других ставят к вычету НДС по фиктивным документам от несуществующих поставщиков;
2) значительные расходы на работы и услуги, которые не имеют материального выражения (например, консультационные услуги или маркетинговые работы по исследованию рынков). Это относится и к тем организациям, которые тратят много денег на ГСМ, канцтовары, тару и вспомогательные производственные материалы;
3) закупка товаров и услуг по явно завышенным по сравнению с рыночными ценам, продажа – значительно дешевле;
4) привлечение заемных средств (в контексте разъяснений КС РФ 2001, 2004 гг.). Например, организация заключает договор займа, согласно которому деньги поступают не на ее расчетный счет, а на счет поставщика, который отгрузил ей товары.
Особенно часто посредством займов создается ситуация, когда налогоплательщик искусственно избегает возникновения реализации (если учетная политика по оплате), т.е. объекта налогообложения, тем самым выходной НДС у него может стремиться к нулю, а входной составлять огромные суммы. Такие явно незаконные манипуляции с очевидными признаками недобросовестности налоговики, используя систему аргументов, изложенных в Определениях КС РФ № 169-О и № 324-О, достаточно эффективно пресекают;
5) сделки, нетипичные для фирмы, а также сделки с отдаленными регионами и значительными суммами. Так на практике провинциальные налоговики очень «не любят», когда товар поставляется от фирм, зарегистрированных в Москве, Калмыкии. По всем этим сделкам без исключения налоговики должны провести встречные проверки. Если поставщик не производитель, а лишь перепродавец, будет проводиться встречная проверка его поставщика.
Надо признать, что у налоговиков руки пока доходят далеко не до всех, и в большинстве случаев рекомендации МНС реализуются на практике очень избирательно, исходя из параметров сделки (как правило, когда проходят крупные обороты), степени ее подозрительности, аффилированности контрагентов, соответствия цен рыночным факторам и, конечно же, при наличии обоснованных сомнений в добросовестности налогоплательщика.
Как видим, ошибки налогоплательщика и рискованные операции, о которых мы вели речь в настоящей статье, как красная тряпка для быка. Вывод прост: следует избегать их, грамотно планируя сделку и оформляя первичные и налоговые документы. Желаем Вам удачи!
Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»,
ведущий специалист по частному праву, налогообложению и ВЭД
Ардашев Владимир Леонидович,
14 декабря 2004 г.
Наверх