Версия для печати
Не согласен с решением налогового органа? Жалуйся!
НЕ СОГЛАСЕН С РЕШЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА? ЖАЛУЙСЯ!
«Считаю, что выемка документов проведена должностными лицами налоговых органов с нарушением законодательства». «Не согласен с решением налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки»...
В подобных случаях каждый налогоплательщик или налоговый агент может обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Обжалование актов налоговых органов и действий (или бездействия) их должностных лиц — законный способ защиты прав и интересов налогоплательщиков. Таким путем можно не только восстановить свои права, но и не допустить их нарушения. Что может быть обжаловано?
Согласно закону, обжалованию подлежат:
• ненормативные акты налоговых органов, например решение о взыскании налога или о приостановлении операций по счетам, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
• действия должностных лиц налоговых органов, например действия в процессе налоговой проверки;
• бездействие должностных лиц налоговых органов, в частности невыдача свидетельства о постановке на учет или невозвращение уплаченных излишних сумм налогов.
При этом наиболее частым случаем является именно обжалование решений по актам проверок. Обжалование нормативных актов налоговых органов (приказов МНС (ФНС)) Налоговым кодексом не регулируется, поэтому такое обжалование происходит в судебном порядке. Судебная практика признает допустимым обжалование писем налоговых органов, издаваемых с целью единообразного применения законодательства о налогах и сборах и направляемых налоговым инспекциям для исполнения. А в некоторых случаях, признавая нормативный характер писем, суд считал необходимым рассматривать жалобы по существу. С жалобой налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Но можно ли обжаловать акт налогового органа сразу в суде или сначала необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган?
Согласно Налоговому кодексу, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает право на одновременную или последующую подачу искового заявления в суд. Налогоплательщику во всяком случае гарантируется вытекающее из статьи 46 Конституции РФ право на судебное обжалование. Таким образом, Кодекс предоставляет возможность как судебного, так и административного порядка обжалования — на выбор налогоплательщика.
Административный порядок обжалования по сравнению с судебным порядком в значительной степени упрощен. Срок рассмотрения жалобы в таком случае, как правило, не превышает одного месяца, а уплаты госпошлины не требуется. Но есть и отличия. Процедура разбирательства жалобы Кодексом не регламентируется, поэтому жалоба рассматривается налоговым органом без участия заявителя. Более важным отличием служит невозможность применить ряд принципов судебного разбирательства. Не секрет: значительная часть решений выносится налоговыми органами с учетом указаний вышестоящих инстанций. Но даже несмотря на «корпоративное единство», треть жалоб налогоплательщиков удовлетворяется в порядке административного обжалования.
Административный порядок обжалования
Административный порядок рассмотрения жалоб установлен разделом VII Налогового кодекса, а жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Например, вышестоящим органом для межрайонной налоговой инспекции является инспекция по субъекту.
В единую централизованную систему налоговых органов входят уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба — ФНС России) и территориальные налоговые органы.
Жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок подачи жалобы может быть восстановлен, соответственно, вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом, если налогоплательщик представит объяснения, почему пропущен срок подачи жалобы.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Но нужно знать, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. При этом подача жалобы по общему правилу не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако налогоплательщик может просить приостановить исполнение обжалуемого акта или действия при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации. Налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме в канцелярию налогового органа или направляется по почте. В жалобе должны быть указаны допущенные налоговым органом нарушения законодательства и приложены обосновывающие документы (при их наличии).
Рассмотрение жалобы
Жалоба рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
Вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу) при рассмотрении жалобы предоставлено право в зависимости от обстоятельств дела:
• оставить жалобу без удовлетворения;
• отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку. Дополнительная проверка может быть реализована в форме повторной налоговой проверки, проводимой по решению вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью нижестоящего. То есть речь идет о повторной проверке тех же налогов за уже проверенный период. Вместе с тем такая проверка может быть реализована и в иных формах налогового контроля, например путем запроса и исследования документов;
отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
• изменить решение или вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
В качестве одной из причин, по которой обжалуемое решение подлежит отмене или изменению, часто выступает не исследование налоговым органом возражений, представленных налогоплательщиком.
Судебный порядок обжалования
В отношении судебного порядка обжалования Налоговый кодекс содержит отсылку к нормам гражданского процессуального, арбитражного процессуального и иного федерального законодательства, устанавливающего порядок рассмотрения и разрешения жалоб (исковых заявлений), поданных в суд.
Судебный порядок обжалования предусматривает обращение с исковым заявлением в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом. Жалобы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом и Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В заключение отметим, что вышеназванными способами обжалования порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков не исчерпывается. Налогоплательщики используют обращение в органы прокуратуры, Минфин России, в ведение которого в ходе административной реформы передана Федеральная налоговая служба; в Конституционный суд, рассматривающий соответствие нормативных актов Конституции РФ.
Но во всех случаях эффективное обеспечение и защита прав становятся невозможными без серьезной юридической подготовки налогоплательщика.
Автор: Сергей Разгулин
Наверх