Некоторые тенденции рынка юридических услуг.
Юриспруденция - это настоящая современная государственная религия. Она является отражением существующих социальных и политических связей и юристы - это ее причетники.
Предложения на рынке пытаются соответствовать все возрастающему спросу на качественные, специализированные юридические услуги причем как со стороны физических, так и юридических лиц. Однако, к сожалению, довольно часто разнообразие и форма предложения услуг уже не отвечают требованиям времени. Скажем, простые юрисконсульты предприятий уже не могут в полной мере удовлетворить потребности стремительно развивающегося рынка. Поэтому предприятиям все чаще приходится обращаться в крупные, солидные юридические фирмы, причем не только для решения отдельных вопросов и спорных ситуаций, но и для регулярного решения проблем и защиты своих интересов.
Коллективная работа
Безусловно, на рынке еще есть достаточно много предложений юристов, адвокатов, патентоведов, работающих практически в одиночку. Скорее всего, у этой части спектра юридических услуг, есть только один путь к выживанию - узкая специализация. И даже пойдя этим путем, они будут со временем занимать все меньшую и меньшую часть рынка. Такие тенденции связаны прежде всего с тем, что законодательство развивается столь стремительно, что уследить за всеми изменениями и адекватно на них отреагировать в одиночку или малым коллективом практически невозможно. Поэтому важнейшей тендецией рынка является создание юридических фирм - как малых, имеющих в своем составе до 5-10 профессиональных юристов, так и средних, включающих в себя от 10 до 20 специалистов.
"Юристы-одиночки" и очень малые фирмы (2-3 специалиста) способны обслуживать одну или несколько небольших фирм и по мере необходимости консультировать и давать простые ответы на относительно простые вопросы. Кроме этого они занимаются, в основном, оказанием определенного вида услуг. Это может быть регистрация юридических лиц любой организационно-правовой формы, в любом районе города/области, получении различного рода лицензий, выполнении комплекса действий по регистрации субъектов хозяйствования «под ключ». Такие юридические фирмы обеспечивают свою жизнеспособность за счет потока клиентов, предлагая им стандартный набор услуг за небольшие деньги. Клиент, получив необходимый ему набор услуг, как правило, редко становится постоянным клиентом этой юридической фирмы.
Малые фирмы обычно имеют достаточный опыт работы и уже сформированный круг постоянных клиентов, преимущественно в среде мелкого и среднего бизнеса. Успешность и устойчивость таких компаний зависит от успешности бизнеса их клиентов, а также профессионализма юристов, непосредственно занимающихся оказанием юридических услуг. Такие юридические компании, помимо комплексного (абонентского) правового обслуживания своих постоянных клиентов, оказывают, как правило, весь спектр юридических услуг по сопровождению деятельности субъектов хозяйствования, начиная от помощи при регистрации и получении необходимых лицензий, заканчивая представительством интересов своих клиентов в судах.
Что касается средних и крупных юридических фирм, то их клиентами являются предприятия, иностранные компании и представительства иностранных компаний. Эти юридические фирмы, пройдя процесс становления, создав определенный имидж и заработав авторитет среди коллег, партнеров и клиентов, не только заботятся о качестве оказания юридической услуги, но и все больше и больше внимания уделяют вопросам профессиональной этики и корпоративной культуры. Партнеры этих компаний принимают участие в процессах законотворчества, привлекаются в качестве экспертов при осуществлении различного рода государственных и международных проектов и программ. Большой удельный вес услуг таких компаний приходится на обслуживание иностранных инвесторов. Направленность таких компаний на обслуживание, иностранного капитала, определяет высокий уровень профессионализма сотрудников, возможность оказывать юридические услуги на языке клиента, постоянное повышение профессионального и делового уровня всей команды путем участия в различного рода, тренингов, семинаров, а также прохождения зарубежных стажировок.
Специализация в наиболее сложных и менее проработанных сферах законодательства (приватизация государственной собственности, демпинговые расследования, банкротство предприятий, интеллектуальная собственность и т.д.) является отличительным признаком деятельности этой группы юридических фирм.
Здесь считается, что не "много поваров портят пюре", а к хорошей кухне принадлежит наряду с шеф-поваром как раз также хорошая квалифицированная группа вспомогательных сотрудников, которые обеспечивают и поддерживают работу основных специалистов фирмы и обеспечивают успешную и высокую общую производительность.
Бренд
Необходимо сказать также о тенденции создания мощных юридических фирм-брендов. Только за счет такого позиционирования на рынке можно получать крупных и серьезных клиентов и постояннно и успешно работать на рынке. Мало того, многие юридические фирмы-бренды довольно часто становятся узкоспециализированными фирмами, оказывающими услуги очень высокого качества именно в своем сегменте рынка. Именно такие фирмы имеют наибольшую устойчивость и жизнеспособность.
Интернет
Всвязи с быстрым развитием интернета многие юридические фирмы поняли, что в современных условиях уже просто необходимо иметь собственное представительство во всемирной сети. И уже сейчас почти не осталось серьезных фирм без своего сайта. Правда, все подходят к собственному сайту по-разному. Одни, сделав визитную карточку своей фирмы, чтобы "было как у всех", стали тут же ждать, что завтра тысячи пользователей интернета найдут их сайт и станут им звонить и их услуги будут востребованы. Чаще всего таких постигло разочарование и они уже смотрят на свой сайт как на необходимую для престижа, но в остальном почти бесполезную вещь. Другие, создав на сайте возможность задавать несложные вопросы и бесплатно получать ответы, получили небольшой, но стабильный приток посетителей, некоторые из которых стали клиентами. Ну и третьи поняли, что кроме всего этого необходима постоянная реклама своего сайта, своего бренда в сети, проводимая специалистами и приводящая их сайт на первые строчки рейтингов и первые места по необходимым запросам в поисковых системах. Эти получили максимальную отдачу от своего сайта, активно продвигая свой бренд и юридические услуги в интернете. Это уже стало современной тенденцией и конкуренция среди таких фирм в сети все возрастает и будет возрастать в дальнейшем.
mail.ru>')" target=_blank wfclass="undefined">Андрей Грубаев, журналист.
Источник: Клуб патентных поверенных. www.patentclub.ru
Наверх