Версия для печати
04.06.2008 Рассылка № 156
О проблемных поставщиках и должной осмотрительности
или как проверить контрагента?
04.05.2008
Авторы: Ягудин В.Т., Хусаинова С.Р.
Последнее время в актах и в решениях налоговых органах, а также в судебно- арбитражной практике все чаще упоминается о необходимости проявления должной осмотрительности, под которой понимается комплекс действий по проверке контрагентов. Что такое должная осмотрительность, как ее можно проявить, нужно ли ее проявлять вообще, какими способами можно проверить контрагента - ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Зачем нужно проверять поставщика?
Во-первых, чтобы обезопасить себя от возможных претензий налоговых и правоохранительных органов, связанных с исключением из расходов по налогу на прибыль и неприятием вычетов сумм НДС, уплаченных недобросовестному поставщику.
Во-вторых, для создания видимости реальности взаимоотношений с поставщиком и подготовки доказательственной базы для возможного налогового спора в случае, если для «оптимизации» налоговых платежей используются «сервисные» компании.
В-третьих, очень важный момент для любого предпринимателя - обезопасить себя от возможных негативных гражданско-правовых последствий, связанных с поставкой товаров (работ, услуг) от неблагонадежного поставщика.
Самое первое, что можно сделать при проверке поставщика, это провести проверку факта государственной регистрации организации-поставщика в качестве юридического лица, поскольку это имеет первостепенное значение для подтверждения вычетов по НДС, а также немаловажное значение для подтверждения расходов по налогу на прибыль.
Рассмотрим следующие способы и методики как можно проверить своего контрагента в «домашних условиях» - сидя у себя в офисе.
Самой простой способ, как это можно сделать, запросить копии учредительных документов, таких как устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе вашего поставщика. Нередко бывает, что указанные документы оказываются поддельными.
Поэтому резонно возникает вопрос: что можно и нужно сделать для своей безопасности?
Самое надежное, это обратиться с официальным запросом в ИФНС по месту регистрации вашего поставщика, и запросить выписку из ЕГРЮЛ о факте регистрации данного юридического лица. Но основным минусом является то, что срок получения этой официальной информации является довольно длительным - 5 рабочих дней, что не всегда приемлемо, когда например, вопросы сотрудничества следует решить за 1-2 дня.
В этом случае можно попытаться проверить факт регистрации поставщика по различным неофициальным базам данных, которые сейчас многочисленно представлены на рынке. Опять же основным минусом получения этой информации является то, что актуальность и достоверность данной информации не гарантирована, и в свою очередь она может оказаться недостоверной.
«Золотой серединой» проверки своего поставщика, является получение справочной информации из официальных источников, размещенных в сети Интернет. Так, информацию о факте регистрации можно получить на сайте ФНС РФ www.nalog.ru в on-line разделе «Доступ к сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ».
Следующим шагом является проверка реальности существования и статуса поставщика.
Да, возможно, что организация-поставщик зарегистрирована в установленном порядке, но по своей сути является «классической фирмой-однодневкой», т.е. не уплачивает налоги или уплачивает в минимальном размере, не сдает отчетность или сдает нулевую отчетность, имеет номинальных директоров, учредителей и т.д. В таком случае имеет смысл провести ряд проверочных действий:
1) проверить наличие офиса, телефонов, штата сотрудников, визиток, сайта, поскольку у реально действующей компании эти реквизиты присутствуют, и по их наличию или отсутствию можно судить о реальности существовании контрагента.
2) проверить адрес, указанный в документах вашего поставщика, на предмет его включения либо не включения в список адресов «массовой регистрации» на сайте ФНС РФ, о котором упоминалось выше www.nalog.ru.
3) если деятельность поставщика подлежит лицензированию, уместным будет проверить факт легитимности данной лицензии, что можно сделать на сайтах государственных органов, выдающих эти лицензии. Так, например, применительно к строительным организациям проверку можно осуществить на сайте Федерального Лицензионного Центра при Госстрое РФ www.flc.ru.
4) проверить действительность ИНН на региональных сайтах УФНС РФ. Например, по Свердловской области это можно сделать на сайте www.r66.nalog.ru.
5) проверить наличие дисквалифицированных лиц в штате юридического лица на сайте ФНС РФ www.nalog.ru. Это является важным, поскольку в случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, счетов-фактур, подписанных директорами, в отношении которых принято судебное решение о дисквалификации, и срок, который не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль.
6) проверить бухгалтерскую и налоговую отчетность поставщика, факт уплаты им налогов в бюджет. Проверка этой информации является проблемным вопросом, поскольку эту информацию проверить не всегда возможно.
Самое простое, конечно же, запросить у поставщика копии бухгалтерской и налоговой отчетности с отметкой налогового органа за последний месяц или квартал. Это позволит установить, отчитывается ли контрагент в налоговых органах, и имеются ли у него активы на балансе.
Отметим, что представленная документация может не соответствовать действительности, к тому же поставщик может отказать в представлении такой документации, а обязать его это сделать вы не сможете. Попытаться получить такую информацию можно в налоговом органе, но опять же в официальном порядке в 99% случаев вам ее не предоставят, ссылаясь на то, что эти сведения составляют налоговую тайну.
Вместе с тем факт попытки обращения в налоговый орган за соответствующей информацией (даже если вам ответят отказом) будет является убедительным доказательством проявления вами должной осмотрительности.
Альтернативой может быть получение информации о бухгалтерской отчетности по данным Росстата на сайте www.gmcgks.ru, но главною особенностью является то, что можно запросить информацию только по тем лицам, которые ранее сдавали отчетность в Росстат, и, соответственно, если компания не отчитывалась, то получить такую информацию не удастся.
Минусом этой системы является слабый уровень сервиса, предоставляемый сайтом, однако ту же самую справочную информацию можно получить на специализированных коммерческих сайтах с более высоким и качественным уровнем сервиса, например на сайте www.egrul.ru.
Следующим этапом является проверка статуса и полномочий руководителя, учредителей поставщика.
Для этого необходимо запросить документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия лица: копию паспорта, доверенность, протокол собрания учредителей о назначении на должность, приказ о назначении на должность и т.д.
После чего целесообразно осуществить проверку действительности этих документов аналогично процедуре проверки организации-поставщика, рассмотренная нами выше.
Небезызвестный факт, что фирмы регистрируют на утерянные паспорта, паспорта умерших граждан, поэтому проверить действительность паспорта гражданина можно путем официального запроса в правоохранительные органы. С официальным запросом можно обратиться в правоохранительные органы и о возможной дисквалификации гражданина. Однако минусом данной процедуры также будет является ее растянутость во времени.
Альтернативой получения сведений о статусе физических лиц является информация, полученная из неофициальных справочников и базы данных. Но как отмечалось ранее, минусом этого способа проверки является отсутствие гарантированной достоверности и актуальности информации.
Самым приемлемым вариантом будет являться получение справочной информации из официальных источников в сети Интернет.
Так, проверка действительности паспорта организована в режиме on-line на сайте Федеральной Миграционной Службы РФ www.fms.gov.ru. Так же можно проверить гражданина на включение его в список дисквалифицированных лиц и в список массовых заявителей по данным, размещенных на региональных сайтах УФНС РФ.
В заключение, следует отметить, что обязанность налогоплательщика-покупателя проверять порядочность поставщика не предусмотрена ни налоговым, ни иным законодательством.
Вместе с тем подход проверяющих инспекторов и арбитражных судов давно уже вменил в обязанность налогоплательщика проверять своего контрагента на добросовестность и порядочность. Поэтому чем больше проверочных действий и информации соберет о своем контрагенте налогоплательщик, чем более объемным станет его досье, тем ниже станут налоговые риски.
В статье был приведен лишь примерный алгоритм действий налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности доказыванию этого факта в арбитражных судах и налоговых органах.
Эксперты советуют налогоплательщикам проявлять неординарность в использовании средств и способов доказывания проявления должной осмотрительности.
Кроме того, проведение проверки контрагентов и проявление должной осмотрительности – это только один из многочисленных элементов в системе защиты. Иные аспекты защиты налогоплательщика будут рассмотрены нами в будущем.
Эксперт по организационному и налоговому проектированию
Консалтинговой Группы «Ардашев и партнеры»
Ягудин Вадим Талгатович
Специалист по управлению налоговыми рисками и бизнес-процессами
Консалтинговой Группы «Ардашев и партнеры»
Хусаинова Светлана Радифовна
Наверх