Версия для печати
10.10.2007 Рассылка № 125
ПРЕДПРИЯТИЕ МОЛЧИТ? РАССКАЖЕТ НАЛОГОВАЯ?
Вы думаете, банковская тайна Вас защитит? Или служба безопасности не допустит утечки? Да, конечно, это так… А сможет ли налоговый орган поведать контрагентам обо всех Ваших «грехах»?
Этот вопрос интересует не одного налогоплательщика. Все чаще, отказывая в применении вычетов по НДС, принятии затрат в расходы по налогу на прибыль, налоговый орган обращает внимание на необходимость проверки налогоплательщиком своих контрагентов.
Несмотря на то, что суды неоднократно указывали на отсутствие такой обязанности у налогоплательщика, со временем субъекты предпринимательской деятельности становятся внимательнее.
Любую организацию волнует вопрос, каков круг информации, которую налоговый орган может распространить о ней.
Уже давно известно, что сведения из ЕГРЮЛ в большинстве своем тайной не являются.
Статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к сведениям закрытого доступа отнесены:
1) сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица;
2) сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
А вот будет ли тайной факт сокрытия доходов или применение серых «схем»?
Известно, что коммерческая тайна (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне») – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Согласитесь, реальные взаимоотношения организации с налоговой редко вызывают зависть контрагентов. А ведь камеральная или выездная проверка одного предприятия всегда влечет пристальное внимание к его партнерам. В такой ситуации свои интересы дороже…
Налоговому органу как никому другому известно реальное экономическое положение организации, однако раскрыть эту информацию он может далеко не всегда.
Статьей 102 НК РФ к налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.
Институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и нацелен на защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права и законные интересы граждан и организаций. Однако в силу равенства прав граждан перед законом в данном случае вполне обоснованны отступления от общего правила, которые имеют своей целью защиту прав и законных интересов других граждан.
Конституционным судом РФ (определение от 30.09.2004г. № 317-О) была сформулирована позиция о том, что положения ст. 102 НК РФ не затрагивают само существо конституционных гарантий права свободно искать и получать информацию любым законным способом, и применительно к специфике института налоговой тайны не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы граждан.
Баланс «индивидуальных» прав организации и общественных интересов соблюдается путем отмены режима налоговой тайны в отношении следующих сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика (к слову сказать, на сайте Управления ФНС России по Свердловской области www.nalog.ru возможно получить информацию о действительности ИНН Вашего контрагента);
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
В данном списке нам интересен п. 3. Как говорилось ранее, никому не нравится, когда его ошибки, просчеты, «схемы», нарушения «вытаскивают» на поверхность. Тем более, не нравится, если все это делается публично, с заявлением в газете или в сети Интернет (Например, см. http://www.nalog.ru/html/docs/mian.doc, http://www.nalog.ru/html/trans_mark.doc). В настоящее время опубликование информации о применении предприятием «схем», а также о методике их выявления является одним из наиболее действенных механизмов борьбы с уклонением от уплаты налогов с точки зрения налоговых органов.
В данном случае позиция властных органов строится на том, что сведения о нарушениях организацией законодательства о налогах и сборах (а именно, совершение организацией виновного противоправного деяния, за которое НК РФ установлена ответственность – ст. 106 НК РФ) не несут режима налоговой тайны (такая позиция была высказана в письме МНС России от 05.03.2002г. № ШС-6-14/252, с течением времени она не изменилась).
Однако мы полагаем, что такого рода сведения о нарушении организацией законодательства будут соответствовать п. 3 ст. 102 НК РФ только при наличии решения налогового органа о привлечении организации к ответственности, вынесенное в установленном порядке.
В случае, если решения нет (т.е. факт виновного, противоправного деяния налогоплательщика, налогового агента, иных лиц не выявлен и не доказан), сведения несут режим налоговой тайны, а следовательно их разглашение ставит вопрос о применении к виновным лицам административной (ст. 13.14 КоАП РФ), уголовной (ст. 183 УК РФ), гражданско-правовой ответственности (ст. 139 ГК РФ).
Необходимо отметить, что положения ст. 102 НК РФ, относящие к налоговой тайне сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, адресованы не только налоговым органам, но и органам внутренних дел, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам и привлекаемым специалистам, экспертам, а также другим лицам, которым в силу закона доступна информация, составляющая налоговую тайну.
В завершение хотим сообщить, что налоговые органы не спешат открывать данную информацию по запросам третьих лиц. Обращения организаций с запросами о предоставлении информации о контрагентах остаются без удовлетворения.
Позицию налоговых органов поддержал и ФАС Уральского округа (постановление от 27.06.2005г. по делу № Ф09-2678/05-С7), отметив, что факт того, что сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну, не означает наличие безусловного права у любого лица требовать, а у налогового органа – обязанности представлять сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности. Отказ в представлении указанной информации не ограничивает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку данная информация напрямую не связана с деятельностью заявителя, не свидетельствует о недобросовестности контрагента по гражданско-правовым сделкам.
Ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»
Березина Елена Сергеевна
10 октября 2007 г.
Наверх