Версия для печати
Кризис и долги: актуальность корпоративного коллекторства
Кризис и долги: актуальность корпоративного коллекторства
Автор: Жданухин Д.Ю.
Тот, кто помогает вовремя,
помогает вдвойне
Народная мудрость
Кризис – это слово в качестве прогноза или мнения часто звучит в последнее время. Кризисы бывают самых различных масштабов: от глобального, связанного с проблемами ипотеки в США, до ограниченного ситуацией отдельной организации или человека. При этом практически всегда кризис и долги оказываются тесно взаимосвязаны. Кризис проявляется в наличии невозвращаемых долгов и из-за них возникает. Интересно, что само слово «кризис» в переводе с греческого означает, как нам подсказывают словари, «решение, поворотный пункт, исход». Поэтому давайте посмотрим какие варианты разрешения кризисов, связанных с долгами организаций, могут быть наиболее эффективны и как вообще ситуация кризиса отражается на проблеме взыскания задолженности. Помимо анализа в конце статьи будут изложены краткие рекомендации.
С моей точки зрения, самые главные признаки эффективной деятельности по разрешению проблемы взыскания задолженности с юридических лиц в кризисной ситуации:
• быстрота;
• комплексность.
Начнем с рассмотрения оперативности. Наступление кризиса независимо от масштаба определяет, как правило, необходимость максимально быстрых действий по изменению ситуации. С этой точки зрения, традиционные способы взыскания задолженности – обращение в суд, правоохранительные органы при мошенничестве и т.д. оказываются чрезмерно медлительными. Этот недостаток наряду с, зачастую, низкой результативностью обуславливает появление инновационного подхода к возврату долгов организаций – корпоративного коллекторства. Одним же из основных методов корпоративного коллекторства является достаточно быстрая организация информационного (PR) сопровождения взыскания, в рамках которого должнику описывают, а при отсутствии отклика и демонстрируют, возможные последствия сообщения достоверных сведений о наличии задолженности и начале процедуры взыскания ключевым контрагентам и партнерам должника. Это своего рода точечное информирование, которое может превращаться, в случае привлечения СМИ, в массовое.
Возврат денежных средств или, по крайней мере, начало конструктивных переговоров о погашении задолженности в случае эффективного использования PR-сопровождения взыскания происходит в срок от одной до трех недель. Один случай из практики: должник – строительная фирма, которая не собиралась погашать задолженность и после решения суда просто «сменив вывеску», получила уведомление о начале информационного (PR) сопровождения взыскания с указанием, что информацию получит основной заказчик (государственный орган). На следующий день был звонок о намерении погасить задолженность, а через неделю были поступили собственно деньги. Если должник сопротивляется, то информационные (PR) методы продолжают использоваться параллельно с юридической деятельностью и часто подкрепляют ее, но тут мы уже переходим к такой важной черте корпоративного коллекторства как комплексность.
В рамках корпоративного коллекторства наиболее эффективно используется не просто PR, а гуманитарно-правовые технологии (PRаво), т.е. соединение гуманитарных технологий (PR) и методов юриспруденции. Такой синтез проявляется в использовании быстродейственных информационных угроз строго в рамках действующего законодательства, а также в том, что должнику максимально понятно описываются, возможно, не рассматриваемые им самим перспективы применения норм гражданского и уголовного права. Например, мало кто из недобросовестных руководителей верит в возможность применения в отношении него ст. 177 УК РФ «Незаконное уклонение от погашения кредиторской задолженности». Однако на практике его позиция может изменится, когда он узнает, что кроме подачи заявления в милицию, коллекторское агентство обеспечивает информационное освещение и научно-консультационную поддержку расследования, т.е. правоохранительные органы окажутся в ситуации, когда, с одной стороны, о их некомпетентности могут узнать через сообщения в СМИ и точечное информирование руководителей, а, с другой стороны, они получают описание правильной с точки зрения теории и практики квалификации деяния, подкрепленное авторитетом местного юридического вуза. К сожалению, до суда в таких случаях уголовные дела не доходят, т.к. прекращаются в связи с примирением с потерпевшим.
В ситуации экономического кризиса в масштабах страны взыскание задолженности даже с помощью методов корпоративного коллекторства становится проблематичным. Это связано со следующими причинами:
1) Задолженность чаще возникает из-за объективных обстоятельств, а не из желания просто не платить менее сильному контрагенту или когда это позволяет ситуация (территориальная удаленность кредитора, проблемы с документальным подтверждением и т.д.);
2) Затрудняется возможность погашения актуальной задолженности с помощью заемных средств;
3) Появляется мнение, что если переждать кризис и не платить, возможно, кредитор просто будет ликвидирован и платить будет некому;
4) Возрастает интенсивность сопротивления взысканию.
Эти причины обуславливают необходимость подготовки к кризису, например, с помощью формирования имиджа «жесткого взыскателя». Такой образ может создаваться за счет информационного освещения эффективной коллекторской деятельности, создания предварительных программ взыскания по наиболее рискованным сделкам. Когда кризис уже налицо, то гуманитарно-правовые технологии могут эффективно поддерживать законные процедуры по принудительному взысканию задолженности.
Кроме того, важно отметить, что использованию гуманитарно-правовых технологий, законному распространению информации очень трудно противодействовать. Если взыскание осуществляется с помощью криминала или административного ресурса, то им можно противопоставить такие же ресурсы или дать ассиметричный ответ, т.е. наезд криминалитета приводит к применению административного ресурса и т.д. В случае же PR-сопровождения взыскания сопротивление такими же информационными методами приводит только к еще большему распространению сведений, а попытки противоправного и силового воздействия становятся новостными поводами, а значит, являются особо рискованными.
Также в ситуации кризиса возрастает роль оригинального взгляда на проблемную ситуацию, поиска неожиданных решений. Такие основанные на экономическом и ином анализе варианты могут предлагаться в рамках переговоров или подкрепляться законным принуждением, в том числе информационным. Еще важно отметить возрастающую роль доверия внутри сообщества предпринимателей, т.к. часто компромиссный выход из кризиса, возврат проблемной задолженности носит достаточно длительный характер, что обуславливает привлечение уважаемого и кредитором, и должником гаранта соблюдения достигнутых договоренностей. К сожалению, для России характерен дефицит доверия, а значит, существующие объединения (Торгово-промышленные палаты, различные ассоциации, в том числе коллекторские, и т.д.) должны создавать информационные прецеденты успешного посредничества в конфликтах.
Немаловажным еще является то, что услуги корпоративного коллекторства оплачиваются в основной части, как правило, после фактического взыскания денежных средств. В кризисном положении часто трудно найти денежные средства для запуска эффективной деятельности по возврату долга, а такой подход к оплате помогает решить эту проблему и кредитор получает возможность не отвлекать ресурсы от своей основной деятельности.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут эффективно решать проблему взыскания задолженности с юридических лиц, попавших в кризисную ситуацию, даже самостоятельно:
1. Изучайте системы, в которые включен Ваш потенциальный должник (кто его основные контрагенты и партнеры, с какими государственными и муниципальными организациями и органами он связан). Это поможет при формулировке репутационных угроз указать действительно ключевые точки. Найти необходимую информацию часто можно даже в сети Интернет.
2. Начиная взыскание, комплексно используйте и юридические, и информационные (PR) возможности. Направьте должнику кроме претензий уведомление о начале PR-сопровождения взыскания, в котором, чтобы не было угроз, попросите должника назначить лицо ответственное за комментирование развития событий от имени его организации. Сразу заготовьте одно или несколько писем, которые Вы сможете отправить в рамках реализации программы информационного (PR) сопровождения взыскания.
3. Помните, что эффективными могут оказаться даже редко применяемые правовые нормы (ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ст. 173 «Лжепредпринимательство» и т.д.). Хотя конечно необходимо комплексное обеспечение правоприменительного процесса.
Жданухин Дмитрий Юрьевич,
кандидат юридических наук
генеральный директор "Центра развития коллекторства"
Комментарии практиков:
Александр Федоров, Председатель совета директоров ОАО "Коллекторское агентство "Центр ЮСБ» (г. Москва):
Затронутая автором тема кризисов и долгов очень актуальна в настоящее время. Хочу подтвердить действенность описанных в статье приемов и методов, который автор метода корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин успешно применял на практике, работая в нашем коллекторском агентстве. Отмечу, что наработанные технологии и методики применяются нашей компанией до сих пор и приносят положительный результат в самых неожиданных случаях. Положительный опыт использования корпоративного коллекторства испытали на себе должники таких компаний как Индепендент Медиа, Северсталь-Инвест, Отис Лифт, Русланд Цеппелин".
Сергей Кайдан, Директор финансово-экономического департамента Украинской коллекторской группы (г. Киев, Украина):
Если сделать из статьи выжимку того, что может быть важным для клиента, который обращается за помощью в коллекторское агентство, то я бы обратил внимание на то, за что платит в данном случае клиент. Прежде всего, сотрудничество с коллекторским агентством УСИЛИВАЕТ клиента в борьбе с должником за счет имеющихся возможностей у коллекторов, в т.ч. налаженное сотрудничество последних с разными государственными органами и специфические гуманитарные технологии, проверенные практикой. В этом смысле на первый план выходит наличие и качество административного ресурса, которым располагает коллекторское агентство. И, конечно, специфический опыт! Все это в комплексе не просто значительно повышает вероятность взыскания долга, но и ускоряет получение искомого результата, как справедливо было написано в статье.
Евгений Шестаков, Генеральный директор Группы правовых компаний Интеллект-С (г. Екатеринбург):
Полагаю, что автором затронуты такие важные составляющие цивилизованного бизнеса как этичность и публичность. В современных условиях уже невозможно вести дела «в потемках», так же невозможно силком влиять на собственную деловую репутацию, которая становится равной по влиянию таким инструментам в бизнесе как наличие основных средств, денежных ресурсов, эффективной рекламной политики, менеджмента и т.п. Грамотно ставя под угрозу деловую репутацию реального участника рынка, есть шанс заставить его вести себя добросовестно перед конкретными контрагентами, убедить его не использовать свою кредиторскую задолженность как некие легкие деньги, которыми можно распорядиться без согласия кредитора, которые можно попридержать или вообще не отдать вовремя
Источник: ИА "Клерк.Ру"
Наверх