Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

02.10.2007 Рассылка №124



Автомобиль – проблема? Не думаем!

02.10.2007
Авторы:
Гордон М.В., Березина Е.С.

Автомобиль в компании – радость для работника! Автомобиль просто незаменимая вещь для директора, менеджера. Отпадает необходимость заключения договоров с посторонними организациями по доставке товара, а, следовательно, появляется возможность снизить его себестоимость.

Для бухгалтера автомобиль – это амортизация, налог на имущество, транспортный налог, необходимость обеспечения места, где автомобиль будет находиться в неиспользуемое время. Однако определяющим фактором является наличие средств для приобретения автомобиля по договору купли-продажи, лизинга...

Практика показывает, что компании проще принять на работу водителя с собственным автомобилем.

В настоящее время существуют несколько способов оформления отношений при использовании работником в рамках трудовых обязанностей личного автомобиля.

Это использование имущества работника в трудовом процессе в интересах работодателя и аренда автомобиля.

В настоящей статье мы раскроем особенности налогообложения каждого из этих способов.

Способ 1 «Договор аренды»

Наиболее благоприятным, на наш взгляд, является заключение между работником и компанией договора аренды без экипажа, по условиям которого работник, как собственник автомобиля за вознаграждение передает его во временное владение и пользование компании.

Почему мы рекомендуем заключение договора аренды транспортного средства без экипажа?

Договор аренды с экипажем предусматривает услуги, оказываемые физическим лицом - арендодателем, по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, поэтому с выплат в пользу члена экипажа подлежит уплате единый социальный налог.

Так, согласно письма Минфина от 13.07.2007 № 03-04-06-02/138 не являются объектом налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества. К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры аренды (за исключением договора аренды транспортного средства с экипажем).

Преимущества договора аренды без экипажа с точки зрения налоговых обязательств заключаются в следующем:

На основании п. 1 ст. 236 НК РФ арендная плата, начисляемая арендатором (компанией) в пользу физического лица (работника), единым социальным налогом (ЕСН) не облагается.

Арендные платежи не облагаются и взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по доходам физического лица от аренды также не начисляются (п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 и п. 22 Постановления Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования РФ»).

В налоговом учете для компании расходы на выплату арендной платы работнику как физическому лицу признаются в составе прочих расходов согласно п.п. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Что касается налоговых обязательств работника, то на основании  п. 1 ст. 224 НК РФ арендная плата, выплачиваемая компанией за использование автомобиля, будет признаваться его доходом и облагаться НДФЛ по ставке 13 %. Компания в таком случае, как налоговый агент обязана будет исчислить и удержать сумму налога при фактической выплате работнику  арендной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Кроме того, в договоре аренды следует рассмотреть вопрос о том, кто несет расходы на содержание арендованного транспортного средства.

В силу ст. 645 ГК РФ арендатор по договору транспортного средства аренды без экипажа своими силами и средствами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Если в договоре аренды данные расходы будут возложены на арендатора, то компания может учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы арендуемого автомобиля, а также затраты на приобретение запасных частей.

Аналогичной позиции придерживается Минфин РФ в письме от 13.02.2007 № 03-03-06/1/81.

Способ 2 «Соглашение об использовании личного имущества работника»

Привлечение имущества физических лиц возможно не только в рамках гражданско-правовых отношений. Трудовое законодательство также допускает использование личного имущества работника в интересах работодателя. Использование имущества работника в трудовом процессе в интересах работодателя регулируется трудовым законодательством.

Согласно ст. 188 ТК РФ работник имеет право на компенсацию за использование, износ (амортизацию) принадлежащего ему личного транспорта в случае, если его использование ведется с согласия или ведома работодателя. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Руководствуясь данным соглашением, компания со всей суммы компенсации не уплачивает ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Кроме того, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ и в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 г. № 10627/06 сумма компенсаций, выплачиваемая работнику, не облагается НДФЛ.
Однако помимо положительных моментов, существуют и отрицательные.
Выплата работникам производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями (водитель в данную категорию попадает).

Проблемой бухгалтера является факт, что форма соглашения не утверждена.

Кроме того, в письме от 02.06.2004 г. № 04-2-06/419dog «О возмещении расходов при использовании работниками личного транспорта» МНС России указало, что в размерах компенсации  работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт). Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах.

То есть с точки зрения документооборота, использование имущества работника в трудовом процессе в интересах работодателя представляется громоздким.

Помимо этого, в силу прямого указания в законе (п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) компенсации за использование работниками личного транспорта учитываются компанией при расчете налога на прибыль только в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. норма расходов в месяц составляет 1 200 руб., свыше 2000 куб. см – 1 500 руб.).

Вывод: Для нас как консультантов вопрос использования работником личного транспорта в целях исполнения трудовых обязанностей не является новым. Исследовав все положительные и отрицательные черты обеих моделей, своим клиентам мы рекомендуем заключение договоров аренды транспортного средства с работником без экипажа. Мы полагаем, что данная модель наиболее эффективна с точки зрения принципа упрощения документооборота (компании заключает с работником только договор аренды вместо заключения соглашения, представления работником технического паспорта, доверенности (при владении и пользовании транспортным средством по доверенности), ведения путевых листов), и оптимальна с точки зрения налогообложения (как компании, так и работника).

Гордон Максим Владимирович,
ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»

Березина Елена Сергеевна,
ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»

Наверх
Афоризмы

Владимир ПутинГосаппарат должен быть эффективным, компактным и работающим… Прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять госсобственностью…

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2002 год

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»