25.09.2007 Рассылка №123
«Легалайз» в вопросе заработной платы
24.09.2007
Автор: Гордон М.В.
Анализ итогов общероссийской кампании по легализации заработной платы за последние годы позволяет признать их в достаточной мере результативными. Особенно зарекомендовали себя комиссии по легализации выплаты «теневой» части заработной платы и обеспечению полноты поступлений единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
Обнародованные на сайте УФНС по Свердловской области (www.r66.nalog.ru) результаты вызывают, по крайней мере, уважение перед работниками налоговых органов за проявленную с их стороны активность.
2006 год
С участием налоговых органов Свердловской области проведено 1989 заседаний Межведомственных рабочих групп (комиссий) и рабочих групп, созданных в налоговых органах по контролю за обеспечением трудовых прав граждан и легализации их доходов, в том числе 28 заседаний прошло в Управлении ФНС России по Свердловской области.
На заседаниях заслушано 18 457 налогоплательщиков – работодателей.
По результатам проведенной работы 13 383 работодателя прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума.
2007 год
В первом полугодии текущего года в Свердловской области на заседаниях комиссий, созданных в налоговых органах, из 22 тысяч работодателей, выплачивающих официально заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, были заслушаны около 7 тысяч работодателей. Более 40% из них уже повысили заработную плату до среднего уровня по видам экономической деятельности.
Устрашающий эффект был достигнут во многом также благодаря участию в составе таких комиссий, помимо самих налоговых органов, представителей прокуратуры, ГУВД, Государственной инспекции труда, областного отделения ПФ РФ, Министерства экономики и труда области.
Как показывает наш опыт участия в заседаниях таких комиссий, психологически для большинства главных бухгалтеров и руководителей компаний было непросто пройти такое испытание. Ведь его результаты могли стать поводом для проведения внеплановой выездной налоговой проверки.
Так, за 2006 год налоговыми органами Свердловской области проведена 931 выездная налоговая проверка, направленная на выявление «конвертных» схем уклонения от налогообложения.
По результатам проверок доначислено налоговых платежей более 54 миллионов рублей, в том числе по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 47,4 миллионов рублей, по налогу на доходы физических лиц – 4,3 миллиона рублей.
За январь-июнь 2007 г. проведено 420 выездных налоговых проверок с целью выявления «конвертных» схем уклонения от налогообложения. При этом в 64 случаях (15,2%) установлены факты выплаты «теневой» заработной платы. По результатам проверок доначислено 15,5 млн. рублей, 10 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
В чем же причина, по которой предприятия и индивидуальные предприниматели, несмотря на ужесточение налогового администрирования и принятие со стороны контролирующих органов столь активных мер все еще предпочитают экономить на НДФЛ и ЕСН?
Наш опыт показывает, что помимо простого желания платить меньше налогов, большинство собственников бизнеса не готовы раскрывать полную и достоверную информацию о финансовом состоянии своих компаний. Причина: большой риск возможного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности с целью перераспределения финансовых активов.
То есть можно говорить о том, что в сложившихся условиях, которые характеризуются высоким уровнем административного воздействия и нестабильности налогового законодательства, не обеспечивается режим должного благоприятствования для ведения прозрачного бизнеса.
Возможно, именно в силу этих обстоятельств снижение государством налоговой ставки по ЕСН до 26 % не повлекло в моменте планируемого роста поступлений в бюджет.
Где же выход? Какое оптимальное направление избрать бизнесу при решении вопроса легализации заработной платы?
Правильный ответ – стать «белым и пушистым».
Для тех же, кто пока еще не способен «обелиться» на 100 % важно не терять бдительность и помнить о необходимости управления налоговыми рисками в области «зарплатных» налогов и повышении качества такого управления.
Обобщая свой личный опыт налогового консультирования, следует признать, что чаще всего сами налогоплательщики провоцируют фискальные органы, реализуя неуместные и не обусловленные деловой целью способы минимизации ЕСН.
Учитывая намерения и стремления большинства налогоплательщиков не к одномоментному получению экономических выгод, а к перспективному и длительному предпринимательскому росту, при выстраивании системы налоговой безопасности следует, в первую очередь, руководствоваться существующими стандартами работы налоговых органов, сложившейся судебной практикой по налоговым спорам, а также учитывать практический опыт в области налоговой безопасности налоговых консультантов и экспертов в области налогообложения.
С другой стороны, для того чтобы переход к прозрачному и открытому бизнесу происходил в удобном формате, необременительным и безрисковым путем, своим клиентам мы рекомендуем отказываться от применения откровенно агрессивных и криминальных (уголовно преследуемых) способах ухода от налогов, поскольку потенциал использования таких схем с учетом формирующейся практики исчерпан. Взамен, мы предлагаем рецепты налоговой безопасности, которые рассматриваются как правомерная практика налоговой оптимизации. Они характеризуются отсутствием мнимости (притворности) сделок, злоупотребления правом, наличием разумной деловой цели. Такие модели налогового планирования обеспечивают максимальный уровень прозрачности, документальной фиксации и экономического обоснования, а также гарантируют лояльность со стороны налоговых органов.
Гордон Максим Владимирович,
Ведущий специалист по налоговому праву
ООО Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»,
Аттестованный налоговый консультант
24 сентября 2007 года
Наверх