Версия для печати
11.09.2007 Рассылка № 121
11 Сентября 2007
Осторожно! Бланки строгой отчетности!
11.09.2007
Автор: Березина Е.С.
Известно, что налоговое право пестрит широтой неурегулированных и спорных вопросов. Время идет, но некоторые задачи так и остаются нерешенными.
Как показывает практика, порядок использования в расчетах наличных денежных средств волнует предпринимателей сегодня ничуть не меньше, чем 10 лет назад.
И если на вопрос, существует ли необходимость использования контрольно-кассовой техники при условии, что все расчеты предпринимателя с контрагентами ведутся в безналичной форме, ответ однозначно отрицательный (ст. 346.11 Налогового кодекса российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»), то применение бланков строгой отчетности при расчетах наличными денежными средствами с населением создает проблемы не только предпринимателям, но и государственным органам, контролирующим соблюдение законодательства в данной сфере.
Совсем недавно, 27.08.2007, постановлением Правительства Российской Федерации № 542 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее по тексту - Положение) было продлено действие форм бланков строгой отчетности, утвержденных в соответствии с ранее установленными требованиями, вместо 01.01.2007 до 01.06.2008.
Таким образом, проблема различного толкования Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, судами вопросов применения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов наличными денежными с населением средствами остается открытой.
Основополагающим следует считать тот факт, что бланк строгой отчетности возможно использовать только при условии, что организация или индивидуальный предприниматель используют бланки, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, для осуществления расчетов наличными денежными средствами с населением, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Не так давно, Управление ФНС России по Ростовской области в ответ на запрос предпринимателя пояснило, что, если бланк строгой отчетности для определенного вида деятельности не утвержден Министерством финансов Российской Федерации, то использование бланка строгой отчетности для другого вида деятельности невозможно. Следовательно, в случае выявления факта использования бланков строгой отчетности, не предусмотренных для оформления расчетов для определенного вида деятельности, при проверке предприниматель будет привлечен к ответственности по ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ). Такова позиция налоговых органов.
Как ни странно, но единообразной позиции у судебных органов по данному вопросу не сформировалось.
С одной стороны, суды встают на защиту буквы закона. Руководствуясь п.3, 5 Положения, указывают, что форма бланка строгой отчетности должна быть утверждена Министерством финансов РФ и содержать следующие реквизиты: сведения об утверждении формы бланка; наименование, шестизначный номер и серия; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавшей бланк по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; идентификационный номер налогоплательщика; вид услуг; единица измерения оказания услуг; стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; дата осуществления расчета; наименование должности, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя. Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии либо бланк должен иметь отрывные части.
Если данные требования не соблюдаются, суды приходят к выводу о правомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2006 по делу № А52-5044/2005/2).
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2006 по делу № Ф03-А51/06-2/3305 (А51-1883/06-1-121) суд признал правомерным привлечение налоговым органом индивидуального предпринимателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин.
Налоговым органом была проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в ходе которой установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за проезд в маршрутном такси чек пробит не был и на руки не выдан ввиду отсутствия в автобусе контрольно-кассовой машины. При выходе пассажиру был выдан билет неустановленной формы.
Суд, указал, что индивидуальным предпринимателем выдавались билеты, которые нельзя отнести к бланкам строгой отчетности, так как они не утверждены Министерством финансов Российской Федерации и не относятся к рулонной форме бланков, использование которых допускается для наземного пассажирского транспорта общего пользования, а следовательно, их использование для наличных расчетов по осуществляемым предпринимателем видам деятельности недопустимо.
Аналогичная практика складывается при рассмотрении дел, связанных с привлечением налогоплательщиков к ответственности за использование бланков строгой отчетности устаревшего образца.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" указано, что до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов, использование организациями и индивидуальными предпринимателями, приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Данное положение стало одним из оснований принятия постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01. 2007 по делу № Ф04-9037/2006(30007-А27-27).
Тем не менее, использование бланков строгой отчетности устаревшего образца при наличии утвержденных Министерством финансов Российской Федерации новых бланков признается недопустимым (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2007 по делу № Ф04-8873/2006(30012-А46-29), постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2007 по делу № Ф09-2750/07-С1).
Суды также указывают, что приходной кассовый ордер не является бланком строгой отчетности и не может его заменять при оформлении расчетов наличными денежными средствами с населением (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.05.2007 по делу № Ф08-2551/2007-1050А).
С другой стороны, ФАС Северо-Западного округа вынес не одно постановление в пользу налогоплательщика на том основании, что налоговый орган не доказал несоответствия оформленного налогоплательщиком документа при осуществлении расчета наличными денежными средствами форме бланка строгой отчетности, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (постановления от 22.01.2007 по делу № А21-5801/2006, от 30.10.2006 по делу № А44-1697/2006-10, от 30.10.2006 по делу № А44-1696/2006-10, от 30.10.2006 по делу № А44-1695/2006-10).
Никто не спорит – государством не урегулированы все тонкости обращения и применения бланков строгой отчетности. Судебная практика складывается как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налоговых органов. Тем не менее, тенденции очевидны: суды в большинстве своем встают на сторону налоговых органов. В такой ситуации мы рекомендуем использовать только утвержденные Министерством финансов Российской Федерации для определенного вида деятельности бланки. Не менее правильный вариант - обратиться за разъяснениями о возможности применения бланков в Федеральную налоговую службу (его территориальные подразделения), Министерство финансов Российской Федерации.
Ведущий специалист по налоговому праву
ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»
Березина Е.С.
11 сентября 2007г.
Наверх