Судебная власть в Российской Федерации
Судебная власть в росийсой Федерации
Конституционный Cуд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Прокуратура РФ
Судебная власть в Российской Федерации
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации (Глава 7. Судебная власть) и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" (N1-фкз от 31 декабря 1996). Создание чрезвычайных судов Конституцией не допускается.
В терминологии закона "О судебной системе РФ" федеральными судами именуются Верховный Суд РФ, суды регионов, райсуды и арбитражные суды всех уровней, а судами субъектов Федерации - только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Суды общей юрисдикции в Российской Федерации с советского времени существуют на трех уровнях: Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды регионов (Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский городские, суды автономной области и автономных округов - всего 88 на 7.04.2006), районные (городские) народные суды (2476 на 7.04.2006; Мировые судьи: Екатеринбург, Свердл. обл.). Кроме того, к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся военные суды (на 12 сентября 1997 - 139 судов первой инстанции - гарнизонных, 13 судов второй инстанции - окружных и флотских; к апрелю 2006 гарнизонных судов осталось 138).
С 1999 года в регионах создается четвертый уровень системы судов общей юрисдикции - институт мировых судей, предусмотренный Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" 1996 года. Мировые судьи, нижестоящие по отношению к райсудам, не входят в федеральную судебную систему и назначаются (избираются) на местах в соответствии с региональным законодательством. Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" (N188-фз) подписан 17 декабря 1998.
22 ноября 2000 Дума приняла в первом чтении Федеральный конституционный закон "О федеральных административных судах" и сопровождающие поправки к ФКЗ "О судебной системе РФ". Предполагается создать в России новые специализированные суды оббщей юрисдикции: 21 окружной административный суд (Правительство предлагает сократить их число до 10) и несколько сотен межрайонных административных судов, а в Верховном Суде и региональных судах создать Административные коллегии. В эти суды должны быть переданы дела по обжалованию решений, действий и бездействия государственных органов, а также избирательные споры и дела о прекращении деятельности общественных объединений.
Арбитражные суды до 1995 года существовали на двух уровнях: Высший Арбитражный Суд, 81 арбитражный суд субъектов Федерации (к апрелю 1995 отсутствовали арбитражные суды в 7 регионах: Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Чеченская Республика, Эвенкийский автономный округ, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действовал объединенный арбитражный суд). В ходе судебной реформы, начавшейся в 1995 году, в системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов создан новый "этаж": 10 федеральных окружных судов, юрисдикция которых распространяется на несколько соседних субъектов Федерации.
Конституционные (уставные) суды, существующие в некоторых регионах России, не входят в федеральную судебную систему и создаются в соответствии с региональным законодательством.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Для вышестоящих судов законом устанавливаются дополнительные цензы.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Указом 1564 от 12 декабря 1998 срок полномочий народных заседателей Верховного Суда РФ продлен впредь до принятия федерального закона о народных заседателях.
Федеральным законом N37-фз от 2 января 2000 утвержден новый порядок назначения народных заседателей федеральных судов - отныне они, так же как и присяжные заседатели, назначаются в принудительном порядке в районные суды - из числа жителей района (города), а в вышестоящие суды - из числа народных заседателей районов, входящих в соответствующую территорию. Указом Президента РФ N103 от 25 января 2000 срок полномочий ранее назначенных народных заседателей продлен до их назначения в соответствии с новым законом.
Арбитражные заседатели арбитражных судов субъектов Федерации назначаются в соответствии с законом 70-фз от 30 мая 2001 на 2 года.
Суды присяжных введены законом РФ в 9 регионах (Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Ивановская, Московская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Ульяновская области).
Штатная численность федеральных судов общей юрисдикции всех уровней, кроме Верховного Суда, установлена (впредь до принятия федерального закона) указом Президента РФ N1758 от 30 декабря 1999 и составляла на 31 декабря 1999 - 15.742 единицы, на 31 декабря 2000 - 16.742 единицы.
Законом о федеральном бюджете на 2001 год установлено, что отныне штатная численность судов будет устанавливаться федеральными бюджетами.
На 2001 год законом о федеральном бюджете установлена штатная численность судей судов общей юрисдикции (кроме мировых судей) - 17.242 единицы; федеральных госслужащих Судебного департамента - 5.571 единица, в том числе центральный аппарат - 310 единиц; судей Верховного Суда - 125 единиц; работников его аппарата - 687 единиц.
Штатная численность судей в РФ изменена законом о поправках к бюджету-2002 (СЗ РФ, 2002-30-3016). Судей судов общей юрисдикции 20.242, военных судей 907, Судей Верховного Суда 125.
На 2001 год законом о федеральном бюджете установлена штатная численность судей Высшего Арбитражного Суда - 90 единиц; работников его аппарата - 345 единиц; судей системы арбитражных судов - 3.068 единиц, работников их аппаратов - 4.114 единиц. Законом 61-фз от 28 мая 2001 штат арбитражных судов увеличен до 3.158 единиц, работников их аппаратов - до 4.459, в том числе помощников судей - 1.000, из них помощников судей ВАС РФ - 50; численность судей ВАС оставлена прежней - 90 единиц; тем же законом решено в 2002 году увеличить штат судей на 250 единиц, помощников - на 1.000, в том числе помощников судей ВАС - на 40.
На 31 декабря 2006 года законом о бюджете-2006 (189-фз от 26 декабря 2005) установлена штатная численность судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) - 22.317, военных судей - 855, судей системы арбитражных судов - 3.993. Штат Верховного и Высшего Арбитражного судов остался на уровне 2001 года.
29 декабря 1999 федеральным законом N218-фз установлено общее число мировых судей для 64 субъектов Федерации, в том числе Москва - 384, Санкт-Петербург - 211, Московская область - 292. Федеральным законом N6-фз от 12 февраля 2001 в список добавлены еще 20 регионов.
20 августа 2004 подписан Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (№113-фз).
Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд (КС) Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства:
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
http://www.ksrf.ru/
Верховный Суд РФ
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В штате Верховного Суда 115 судей, назначенных в 1993-1999 годах на неограниченнный срок.
Верховный Суд РФ: 103289, ул.Ильинка, 3/7, тел.290-42-20; 121260 Поварская, ул., 15, тел.928-97-66, председатель - ЛЕБЕДЕВ Вячеслав Михайлович, тел.924-23-47; 290-42-20.
http://www.supcourt.ru/
Высший Арбитражный Суд РФ
Функция арбитражных судов - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: 1) между юридическими лицами или гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя; 2) между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации.
При объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны арбитражному суду, а другие - суду общей юрисдикции, все требования рассматриваются в суде общей юрисдикции.
Все дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в арбитражных судах субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда: об экономических спорах между Российской Федерацией и ее субъектами; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы граждан и организаций. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и аппеляционной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов созданы летом 1995 года после вступления в силу в мае 1995 года нового Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Территория Российской Федерации включает 10 округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский и Центральный.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Штатная численность Высшего Арбитражного Суда РФ - 90 человек.
Высший Арбитражный Суд РФ: 111000, Мал.Харитоньевский пер., 12, тел.208-11-19, председатель - ИВАНОВ Антон Александрович (с 26 января 2005, до него - ЯКОВЛЕВ Вениамин Федорович).
http://www.arbitr.ru/
Прокуратура РФ
Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора назначаются Советом Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации. Иные прокуроры - прокуроры городов, районов и специализированных прокуратур - назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Срок полномочий всех прокуроров - 5 лет.
Штатная численность органов Прокуратуры РФ распоряжением Президента РФ N102-рп от 4 марта 1996 установлена в количестве 46.521 единицы, распоряжением Президента РФ N32-рп от 8 февраля 2000 - в количестве 47.021 единицы.
ПРИСЯГА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА
"Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства"
Генеральные прокуроры РФ: В.Г.Степанков 28 февраля 1991 - 5 октября 1993; А.И.Казанник 5 октября 1993 - 25 апреля 1994; и.о.А.Н.Ильюшенко 26 февраля 1994 - 8 октября 1995; и.о.О.И.Гайданов 8 - 24 октября 1995; Ю.И.Скуратов 24 октября 1995 - 19 апреля 2000 (отстранен от должности со 2 апреля 1999); и.о.Ю.Я.Чайка 2 апреля - 6 августа 1999; и.о.В.В.Устинов 6 августа 1999 - 17 мая 2000;
4. Устинов Владимир Васильевич (назначен 17 мая 2000 сроком на 5 лет; повторно назначен 13 апреля 2005 на 5 лет; освобожден от должности ** *** 2006;
5. Чайка Юрий Яковлевич (назначен 23 июня 2006 сроком на 5 лет) ....
Генеральная прокуратура РФ: 103793, ул.Пушкинская, 15а, тел.292-88-69.
http://genproc.gov.ru/
Материалы информационных изданий:
http://www.gov.ru/main/page10.html
http://www.politika.su/gos/sud.html
Наверх