Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

«Космические налоги»


Главная » Информация » Публикации за 2001 год » «Космические налоги»

«Космические налоги»

(О налогообложении услуг оказываемых в космическом пространстве)

 

10.04.2001

Автор: Жилин А.А., эксперт по налогообложению ЮФ «Ардашев и Партнеры»

 

Порадоваться надо тому, что как в и случае с первым космонавтом мы были впереди, так и с первым космическим туристом мы стали первыми.

Радоваться следует, так как НАСА планировало уже к началу 21 века начать отправлять до 2000 туристов ежегодно в космос. Стоимость шестидневной космической туристической путевки, с выходом в открытый космос оценивалась в 100 000 долларов США.

«Росавиакосмос» заработал на первом космическом туристе 20 000 000 долларов!

Но, одно дело запланировать такую сумму, другое дело правильно рассчитать с такой операции налоги.

Вопрос может казаться лишенным всякого практического смысла из-за отсутствия заинтересованных организаций. Это только кажется. 

Первый налоговый «наезд» на налогоплательщика оказавшего услугу в космосе был совершен в 1996г.!!!

Ни один нормативный документ, как в России, так и на международном уровне не предусмотрел принципов и правил налогообложения космического туризма.

Речь прежде всего идет о группе косвенных налогов, поскольку прямые налоги (налог на прибыль и т.п.) уплачиваемые «Росавиакосмосом», как обычным предприятием, не вызывают вопросов.

Не менее важен вопрос, а  имел ли «Росавиакосмос» лицензию на осуществление туристической деятельности? Про космическую лицензию вопросов не задаем.

Если «Росавиакосмос»  туристической лицензии не имел, то такая сделка может быть признана недействительной по требованию налоговых органов на основании ст.173 ГК РФ.

Последствием такого признания является двусторонняя реституция, т.е. приведение сторон в первоначальное состояние. Естественно, что в силу специфики туристической сделки нельзя вернуть потребленную услугу, а в замен потребленной услуги возвращать деньги бессмысленно против денег от противоположной стороны.

Поэтому предъявление такого иска лишено логики.

К тому же такое предъявление сопряжено с тем, что налоговые органы обязаны будут доказать, что первый космический турист знал о незаконности такой сделки, точнее, что «Росавиакосмос» не имел лицензии на туристическую деятельность вообще, а в частности на космический туризм.

Необходимо честно признаться, что Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24.11.96г. №132-ФЗ, космический туризм и не был-то  предусмотрен.

Но вернемся  к вопросу налогообложения в космическом туризме.

Вопрос состоит из трех блоков – из космического права, законодательства о туризме и законодательства о налогообложении. Все эти блоки подразделяются на два раздела: международное и национальное законодательство.

Россия является стороной в международном «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС» (ратифицировано Россией законом от 25.11.96г. №135-ФЗ, вступило в силу с 01.12.97г.). Согласно этого Соглашения торговля услугами считается экспортом.

В соответствии с «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС»  Россия должна гармонизировать свое внутреннее законодательство с принципами Всемирной торговой организации  (ВТО), для возможности вступления в эту организацию. Нормативным актом ВТО, регулирующим, в том числе и туристическую деятельность, является Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия "торговля услугами". Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех способов:

- с территории одной стороны на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого присутствия, ни перемещения физического лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление услуги;

- на территории одной стороны потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим в страну иностранным туристам). Это потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги;

- посредством коммерческого присутствия единиц, оказывающих услуги одной стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных в стране банков с участием иностранного капитала). Это поставка услуг через коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны;

- физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и т.д.

Как видно из этого соглашения понятие торговли услугами космического туризма в нем  не определено.

Тем не менее, это не мешает нам самим определиться с налоговым статусом космических  туристических услуг

 

Место реализации услуг по космическому туризму

 

Правовой статус космического пространства определен рядом международных документов.

В соответствии с ними космическое пространство, в отличие от воздушного пространства, является территорией общего пользования, т. е. территорией всех стран.

В космическом праве существуют свои субъекты и объекты правоотношений.

В первую очередь это космонавт – это член космического экипажа, гражданин одного из государств участвующих в запуске, не зависимо от гражданства находящийся под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.

Космический объект – это (упрощенно) космический корабль.

Запускающее государство – это участник, осуществивший организованный запуск, предоставивший установки или территорию.

Космическое пространство – территория, простирающаяся от внешней границы воздушного пространства (примерно 100 километров от поверхности земли) до пределов лунной орбиты – так называемый ближний космос, и за ее пределами, т.е. далее 384 тысяч километров – дальний космос

В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 148 второй части НК РФ, Россия считается местом реализации услуги по туризму подлежащей налогообложению НДС, если услуга оказана на территории РФ.

Соответственно если турист оказался за 101 километром от наземной территории России по вертикали, то он уже считается покинувшим территорию РФ, поскольку оказался в территориальных пространствах космоса.

Поскольку потребление услуги по космическому туризму происходит в виде путешествия в космос, то местом реализации услуги является космическое пространство, а не территория РФ.

Следовательно, налог на добавленную стоимость с этой услуги не берется.

Такой вывод полностью соответствует п.1 ст. 4 Конституции РФ, в котором записано, что «Суверенитет РФ распространяется на … ее территорию».

Под суверенитетом  государства понимается его полновластие во всех сферах жизнедеятельности на его территории, в т.ч. и налоговой.

К сожалению, нормативное общее понятие налогового суверенитета (налоговой юрисдикции) нашим законодателем не дано, но на уровне академической мысли и ряда судебных решений принципы налоговой юрисдикции определены.

 Вот эти принципы:

- «Налоговая юрисдикция государства основывается в первую очередь на его суверенитете на национальную территорию (страница 53, абзац 2)»,

- «… каждая страна облагает налогами только те доходы (объекты налогообложения), которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории (страница 53, абзац 5)».

Эти принципы сформулированы в учебнике «Налоги и налогообложение», под редакцией И.Г. Русаковой и В.А. Кашина (издательство ЮНИТИ, 2000г.). Рецензентом этой книги выступила кафедра «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ.

Автор книги И.Г. Русакова является президентом российского отделения (Рос-ИФА) Международной налоговой ассоциации, что служит подтверждением ее авторитета в области налогообложения.

Существует ряд документов подтверждающих общий принцип не взимания косвенных налогов с деятельности, которая не осуществляется на юрисдикционной территории.

Министерство финансов РФ в своем письме от 22.02.99г. №04-03-01 указывает, что «налог с продаж применяется в пределах территории РФ, на которой осуществляется как реализация, так и потребление услуг, облагаемых налогом.

Согласно действующей международной практике экспортируемые услуги косвенными налогами не облагаются. Учитывая, что налог с продаж является косвенным налогом, экспортируемые услуги, …, налогом с продаж облагать не следует».

Из указанного письма Минфина РФ становится понятным, что налог с продаж взимается только с услуг, фактически оказываемых на  территории того субъекта РФ, которым и установлен налог с продаж.

Аналогичным по характеру, является письмо МНС РФ от 15.07.99г., подписанное советником налоговой службы III ранка О.С. Думинской:

«Как правило, с учетом международной практики налогообложения экспортных услуг косвенными налогами в основе определения места реализации международных авиаперевозок лежит принцип их фактического осуществления (место их конечного потребления).

Если исходить из этого принципа, то местом реализации такого рода услуг не является территория Российской Федерации, следовательно, действие вышеуказанного Федерального закона не может распространяться на услуги, реализуемые за пределами территории Российской Федерации».

Возразить, конечно, можно, что и действующее международное законодательство и соответствующая практика не говорят о том, что космический туризм есть экспорт услуг, но и к внутренним услугам ни одно национальное законодательство космический туризм не относит.

Общий принцип оказания услуг при экспорте это территориальные взаимоотношения двух стран. В космическом же туризме это взаимоотношения одной страны сразу со всеми, если космический турист из этой страны, либо двух стран между собою и всех стран с этими двумя странами, если космический турист из одной страны, а услугу оказывает вторая страна.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95г. №157 – ФЗ,  экспорт это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу.

Следовательно, квалифицирующим признаком классического экспорта является межтерриториальность государств имеющих между собой границу, в связи, с чем космос как территория общего пользования не может быть признан местом реализации экспортных услуг, поскольку там нет межгосударственных границ. Это все-таки нечто другое.

С этих позиций нельзя согласится с позицией Высшего арбитражного суда РФ выраженной им в Постановлении Президиума  от 15.04.97г. №4414/96 в котором суд назвал услуги, реализуемые в космосе экспортными.

Тем не менее, по сути, решение суда было верным. Суд признал, что услуги, реализуемые в космическом пространстве, косвенными налогами не облагаются (НДС и спецналог).

Учитывая, что налог на добавленную стоимость, являющийся косвенным налогом,  не взимается с услуг оказываемых российскими предприятиями за пределами национальной территории, а, также учитывая письма Минфина РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, говорящие о том, что косвенные налоги (в частности и в целом) не взимаются с услуг оказываемых российскими предприятиями за пределами национальной территории, то следует сделать вывод о том, что и остальные налоги, в ходящие в группу косвенных налогов, не подлежат уплате при оказании услуг в сфере космического туризма.

Вывод такой следует из единства методологии косвенных налогов.

Всемирная конференция ООН по космосу, ЮНИСПЕЙС – III, которая состоялась в Вене в июле 1999 года, продемонстрировала, что нынешний этап развития космической деятельности характеризуется отставанием правовой базы от быстро развивающихся новых видов и форм деятельности в космосе.

Задача настоящей работы это попытка правовой регламентации налогообложения услуг оказываемых в космосе, и в частности космического туризма.

Наверх
Афоризмы

Мало знать закон, надо еще уметь умело его применять.

Владимир Ардашев

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»