Налоговый консалтинг и аудит, due dildgence, хозяйственные споры и конфликты, сопровождение инвестиционных проектов, построение холдинговых структур, внешнеэкономические сделки, сложные юридические экспертизы, представительство в судах, налоговое сопровождение сделок с недвижимостью, договорное моделирование

english/русский

Передовые технологии правовой и налоговой безопасности предпринимательской деятельности

Найти:
 

Версия для печати

Закат эры зарплат «в конвертах»


Главная » Аналитика » Ответы наших экспертов » Закат эры зарплат «в конвертах»

Закат эры зарплат «в конвертах»

В марте 2005 г. на всероссийском совещании налоговиков по вопросу ЕСН (*1) были выработаны рекомендации по борьбе с выплатой зарплаты «в конвертах». Это, по сути, явило твердую решимость и политическую волю государства в массовом порядке, целенаправленно, системно, методично выявлять и пресекать различные зарплатные схемы, широко используемые работодателями.


Прокомментируем показательное дело ООО «Редуктор-Энерго», рассмотренное Арбитражным судом Удмуртии (решение суда от 11.03.2005 № А71-609/04-А19).

Фабула дела
Суд удовлетворил требование инспекции о доначислении НДФЛ и ЕСН в связи с тем, что на предприятии ООО «Редуктор-энерго» зарплата выплачива¬лась по двум ведомостям, велся двойной учет зарплаты. Тем самым часть зарплаты выводилась из-под налогообложения.

Доводы налоговиков
1. В изъятых в бухгалтерии предприятия системных блоках компьютеров были стерты, а затем экспертами правоохранительных органов восстановлены файлы, очевидно свидетельствующие о выплате неофициальной части зарплаты. Вывод: общий уровень доходов работников был значительно выше, чем официально показывалось.
2. Многие свидетели в суде подтвердили, что действительно получали зарплату один раз в месяц и расписывались в двух ведомостях сразу - в официальной и неофициальной. На аванс и окончательный расчет это не похоже, так как суммы выдавались одновременно.
3. В отделе кадров предприятия висели объявления о приеме на работу,  где была указана зарплата, превышающая ту, что выплачивалась по этим вакансиям по официальной ведомости.
4. Зарплата технических работников предпенсионного возраста, например кладовщика, диспетчера, в разы превосходила уровень зарплаты главбуха и гендиректора предприятия.
5. Зарплата некоторых сотрудников, недавно перешедших на предприятие из других фирм, была в ООО «Редуктор-энерго» в разы ниже, чем на прежних местах работы.
6. Ответ из органов статистики показал, что уровень зарплат на предприятиях с таким же видом деятельности по ОКОНХ значительно выше, чем в ООО «Редуктор-энерго».
7. Посредством анализа документов и опроса работников было установлено, что деньги наличными выдавались в подотчет бухгалтеру, которая «по легенде» якобы использовала их на закупку товаров, работ, услуг, а на самом деле они шли на выплату неофициальной зарплаты.

Комментарий: Доводы инспекции более чем убедительны, и следует признать, что налоговики провели серьезную аналитическую работу еще на стадии планирования проверки и в данном случае уверенно били «по квадратам», точно моделируя результат. В такой ситуации предприятие уже ничего не смогло сделать, ибо факты, в отличие от документов, скрыть от пристального взора налоговиков и правоохранительных органов почти невозможно.

Ранее политическая элита еще не была готова к подобной крупномасштабной операции и позволяла такими криминальными методами уклоняться от уплаты ЕСН, одновременно поощряя сокрытие реальных доходов граждан. Государство до недавнего времени было «заложником» существующей ситуации, ибо само ее породило, развратив налогоплательщиков и дав им возможность использовать агрессивные схемы налоговой оптимизации.

Крупные приватизированные предприятия, коих в России тысячи, с невысокой рентабельностью и низкой эффективностью управления с трудом выжи¬вали в жестких рыночных условиях. Потому государство терпело «зарплатные» схемы, в том числе самую простую - «конвертную», только потому, что понимало: объяви войну и сразу начнутся социальные катаклизмы, ибо многие предприятия являются градообразующими. Существующая до 2005 г. ставка ЕСН 36,5% была действительно непосильным бременем для предприятий, поэтому они были вынуждены идти на риск, платить зарплату «в конвертах» и таким образом выживать.

Однако в 2005 г. государство предложило бизнесу компромисс: платите 26% и выходите из тени. Как показали прошедшие полтора года, это не дало эффекта, поскольку ментальность налогоплательщика в одночасье не изменить, и тогда государство пошло в наступле¬ние. ФНС получила приказ:
1) начать психологическую войну: разъяснять, популяризировать среди населения легализацию доходов и просто устрашать налогоплательщиков путем вызова в ИФНС руководителей фирм, попавших в поле зрения, и разъяснения им последствий отказа платить работникам «адекватную» зарплату, что дало положительный эффект;
2) начать массовые проверки и выявление «зарплатных» схем, итогом которых должны стать показательные судебные процессы  (*2). Именно это мы и наблюдаем в 2005-2006 гг.

Кроме того, сотрудники налоговых органов в последние годы стали действовать более профессионально, особенно в части выявления налоговых схем (в частности, по НДС), разработаны методические рекомендации, накоплен богатый опыт, подтвердивший свою состоятельность в судах. Кстати, именно с этого бюджетообразующего налога налоговики и начали свою борьбу со «схемами», получив от КС РФ в 1998 г. разрушительное оружие под названием «недобросовестность налогоплательщика». Накопленный опыт выявления «НДС-схем» ФНС умело экстраполировала на другие налоги, и теперь дело дошло до ЕСН.

Более того, вследствие сформировавшейся политической воли руководства страны в 2004-2005 гг. кардинально изменились и подходы судей арбитражных судов при рассмотрении налоговых споров. Если ранее судьи использовали при разрешении споров формально-юридический подход, то теперь они осознали его ущербность и стали применять содержательно-фактический, отдавая приоритет не форме, а содержанию.

Таким образом, налоговики в лице судебной системы России наконец-то получили не просто понимание, а поддержку в выявлении агрессивных налоговых авантюр налогоплательщиков, что было ярко продемонстрировано делом ЮКОСа, рядом нашумевших определений КС РФ в 2004-2005 гг. и многочисленными красноречивыми постановлениями ВАС РФ и окружных судов.

Итак, судебное рассмотрение налоговых споров в последние 2~2,5 года из формально-юридического анализа документов превратилось в самые настоящие налоговые расследования. Судебный процесс, по сути, превратился в повторную выездную налоговую проверку, в ходе которой суд восстанавливает факты, с пристрастием допрашивает свидетелей, знакомится с материалами оперативных проверок Управления по налоговым преступлениям, анализирует собранные доказательства и более чем убедительные доводы налоговиков.

Теперь суд объективно оценивает все собранные доказательства в совокупности и на основе своего убеждения выносит вердикт. Если ранее налоговики шли в суд со слабой доказательственной базой, строя свою позицию только на голословных обвинениях в недобросовестности и предположениях, то теперь они проводят серьезную аналитическую работу, скрупулезно собирают и систематизируют все документы и полученные из внешних источников сведения и документы, сопоставляя их с тем, что представил налогоплательщик.

Путем сравнительного анализа и благодаря удачно проведенным (как правило, внезапным) оперативно-розыскным мероприятиям с участием сотрудников правоохранительных органов (МВД, ФТС, ФСБ и др.), в ходе которых собираются и обобщаются объяснения работников налогоплательщика, его контрагентов, выявляются документально установленные факты уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, благодаря вышеизложенным факторам за последний год повысилась эффективность налоговых проверок по ЕСН и НДФЛ и результативность защиты интересов государства в суде.

Анализируя нашумевшее «удмуртское дело» и ряд других аналогичных дел, можно с уверенностью сказать, что эта тропинка скоро превратится в проторенную дорогу, по которой вслед за первопроходцами пойдут вереницей судебные дела по «ЕСН-схемам». Благодаря настойчивости и умению региональных управлений ФНС России, в частности Управления ФНС России по Свердловской области, в судах успешно «разваливаются» так называемые инвалидные схемы, которыми столь эффективно пользовались тысячи крупных и средних предприятий по всей России.

Дошло дело и до «конвертных» схем, что вполне закономерно. Рассчитывая на понимание со стороны суда, налоговые органы при проведении налоговых проверок основной упор делают на сбор и анализ фактов, используя фактор внезапности, тщательно планируя операцию с обязательным применением широких оперативно-розыскных возможностей правоохранительных органов.

Судебные акты показывают, что вопросы факта стали иметь приоритетный характер. Дела по «конвертным» схемам - чистая фактология, а не юриспруденция! Налоговая проверка теперь проводится с использованием таких мероприятий, как розыск и расследование, криминалистика и экспертиза документов, получение объяснений, допросы, заключение специалистов, выемка документов и анализ электронных баз данных налогоплательщика.

Иными словами, налоговая проверка в настоящее время более похожа на расследование в рамках уголовного дела, регламентируемого уголовно-процессуальным правом, исход которого зависит от сформированной для суда доказательственной базы, а акт налоговой проверки являет собой не что иное, как обвинительное заключение!

Налоговики с воодушевлением восприняли методики рас¬следования уголовных дел, разработанные МВД и Генпрокуратурой РФ, и эффективно используют их на практике.

Следует отметить и рост профессионализма судей, рассматривающих налоговые споры, что благотворно сказывается на качестве правосудия. Многостраничные решения судов теперь содержат глубокую и всестороннюю оценку совокупности всех фактов и представленных налоговиками доказательств, среди которых основными все чаще являются материалы оперативно-розыскных мероприятий. Несмотря на то что доказательства собраны вне рамок уголовного дела, тем не менее являются допустимыми письменными доказательствами и могут быть положены в основу решения суда. Доводы налогоплательщика на фоне таких доказательств, заслуживающих большего доверия, не выдерживают критики и просто меркнут под массивом объяснений работников и материалов выемки документа¬ции налогоплательщика.

Так постепенно формируется устойчивая судебная практи¬ка по «ЕСН-схемам», которая в скором времени не оставит налогоплательщику ни одного шанса в суде. Сейчас же успех в суде зависит только от профессионализма игроков на налого¬вом поле: налоговиков и налогоплательщика, точнее, от выбранных последним тактики и стратегии поведения еще до проведения налоговой провер¬ки и во время ее проведения.

Доказать факт выплаты зарплаты «в конвертах» не просто, но, как видим, возможно, практика эти методики уже выработала. Все основывается на кро¬потливой и довольно объемной работе налоговиков, что уже само по себе является фильтром к отбору предприятий на проверку по ЕСН и НДФЛ.

Сейчас налоговики всерьез озабочены результативностью налоговой проверки не в смысле начислений недоимок и пеней, а в смысле реальных налоговых взысканий по итогам судебного рассмотрения спора. Работает элементарный принцип экономической целесообразности: сколько нужно потратить сил и средств, чтобы доказать в суде «конвертную» схему. Одних предположений, единичных фактов, жалоб работников и иных косвенных доказательств недостаточно. В суде необходимо ярко и убедительно нарисовать целостную картину налоговых ма¬хинаций налогоплательщика по ЕСН и, что совсем непросто, определить действительную налогооблагаемую базу, как правило, с использованием расчетного способа (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Поэтому можно смело заявить, что дела, подобные «удмуртскому», в силу массивности доказательственной базы и сложности ее сбора не будут носить, в отличие от споров по НДС, массового характера, а будут являться только «показательными выступлениями» налоговиков, которые в большей степени имеют чисто психологическое значение в целях устрашения налогоплательщиков.

Подобные дела, сама активность налоговиков и эффективное использование пропаганды на первом этапе заставят отказаться от «зарплатных» схем сначала крупный и средний бизнес (в зависимости от степени риска, на который готово пойти руководство компании).

И последнее. Помимо предприятия, которое обязано заплатить ЕСН с доначисленной налоговой базы в виде скрытых зарплат, в поле зрения налоговиков попадают и работники предприятия, которые, в свою очередь, обязаны доплатить с «легализованной» зарплаты НДФЛ.

Следовательно, под налоговое давление попадают сразу два субъекта: работодатель и работник. Посредством такого психологического манипулирования налоговые органы пытаются столкнуть интересы работника и предприятия, которое под давлением работников, усиленным угрозами налоговиков, должно официально показывать всю реально выплаченную зарплату.

Как известно, в последнее время налоговики в качестве дополнительного способа определения реальных зарплат стали использовать информацию из банков, выдающих потребительские кредиты гражданам, которые указывают в заявлениях и анкетах на получение кредита свою истинную зарплату, а не официальную.

Эти и подобные меры, а также постоянно совершенствующиеся информационные технологии, опыт налоговиков и устойчивые тенденции судебно-арбитражной практики позволяют сделать вывод о том, что эра зарплат «в конвертах» безвозвратно уходит.


(*1) См. Приложение к Письму УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 21-08/22742.
(*2) В связи с этим недавно ФНС России разработала и в режиме «ДСП» распространила методические рекомендации по проведению выездных налоговых проверок по ЕСН и взносам на обязательное пенсионное страхование, содержащие подробные методики выявления схем уклонения от уплаты ЕСН и взносов в ПФР.

Наверх
Афоризмы

Анатолий КучеренаПраво силы – бессилие права.

Анатолий Кучерена, адвокат

Новости и факты
Дизайн: Наталия Ермакова 

Адрес: Россия, 620075, Екатеринбург, проспект Ленина, 69/6.
Карта проезда
Телефон/факс: +7 (343) 211 02 01
E-mail:infodogardashev.ru

Корпоративный портал

Всероссийский конкурс интернет-порталов "Золотой сайт"

Портал

 

© 2003-2009. Все права защищены.
ООО «Юридическая фирма
«АРДАШЕВ и ПАРТНЕРЫ»